Закон о госзакупках в Украине: старая и новая редакции

8 лютого 2021
222
Середній бал: 5 із 5
експерт, юрист-практик

Закон Украины о публичных закупках № 922 довольно «молодой», но уже успел претерпеть существенные изменения. Разберемся, почему так много запросов «Закон о госзакупках 2019, 2020, 2021» и какие изменения в него внесла так называемая «новая редакция».

Публичные закупки — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за счет средств налогоплательщиков, осуществляемое в порядке, установленном законодательством.

ЗУ о публичных закупках: предпосылки создания

До 2016 года государственные закупки в Украине проводились традиционно путем бумажного оформления без полноценной конкуренции. В тендерах участвовали, как правило, одни и те же участники.

Во исполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС Верховная Рада приняла 25.12.2015 Закон «О публичных закупках» № 922–VIII, главная цель которого — обеспечение прозрачных закупок. На кого распространяется Закон, регламентирует статья 3 «Сфера применения Закона».

Поскольку согласно Соглашению обязательства Украины предусматривали поэтапное приведение законодательства по вопросам закупок в соответствие со стандартами ЕС (всего 5 этапов), были подготовлены соответствующие изменения в данный Закон.

Як аудитори моніторять закупівлі, відколи запрацювала нова редакція Закону

Закон о публичных закупках — новая редакция

19.09.2019 Верховная Рада Украины приняла Закон № 114-IX «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию публичных закупок» и изложила Закон о публичных закупках в новой редакции, которая вступила в силу с 19.04.2020. Кроме включения в Закон новых положений в рамках гармонизации законодательства с ЕС, также был внесен ряд изменений с учетом практики применения субъектами сферы публичных закупок положений Закона в предыдущей редакции.

Изменения в новом Законе, прежде всего, направлены на: профессионализацию сферы закупок; урегулирование проблем допороговых закупок, что по прогнозам предусматривало выведение из тени более четверти миллиона закупок в год; внедрение новых электронных инструментов; борьбу с недобросовестными участниками и др.

Законом, в частности, введены такие новые понятия, как:

  • аномально низкая цена тендерного предложения,
  • стоимость жизненного цикла,
  • электронный каталог,
  • техническая спецификация к предмету закупки,
  • упрощенная закупка,
  • предложение упрощенной закупки,
  • победитель упрощенной закупки и др.

Появилась отдельная статья 2 Закона, касающаяся определения заказчиков и установления их категорий.

Новая редакция Закона о публичных закупках предусматривает проведение заказчиками на этапе подготовки к тендеру рыночных консультаций в целях анализа рынка.

Закон устанавливает постепенный отказ от тендерных комитетов и переход к уполномоченным лицам с 01 января 2022 года.

Участники получили возможность исправлять ошибки при проведении конкурентных сверхпороговых процедур закупки.

Добавлен квалификационный критерий процедуры закупки — наличие финансовой состоятельности у участника процедуры закупки, подтверждаемой финотчетностью (ст. 16).

В статье 17 последней редакции Закона о публичных закупках законодатель предусмотрел новые основания для отказа в участии в процедуре закупки.

Поскольку многие обжалования ранее были необоснованными и направленными на затягивание проведения закупок, Законом введен новый порядок обжалования процедур закупок.

Критериями оценки согласно ст. 29 Закона являются цена/стоимость жизненного цикла либо цена/стоимость жизненного цикла вместе с другими критериями оценки.

Что касается завершения процедуры закупок и выполнения договоров, начатых или заключенных до вступления в силу новой редакции Закона, то предусмотрено, что в этих случаях заказчики должны руководствоваться требованиями старой редакции Закона о публичных закупках.

Детально об изменениях в Законе разъяснило Минэкономики Украины как Уполномоченный орган, который осуществляет регулирование и реализует государственную политику в сфере закупок, в письме от 21.12.2019 № 3304-04/55553-06.

Одно из изменений касается ответственности за нарушения в сфере публичных закупок, в связи с чем ст. 16414 Кодекса Украины об административных правонарушениях изложена в новой редакции.

Отныне штраф за нарушение норм Закона может быть наложен не только на служебных (должностных) или уполномоченных лиц заказчика, но и на руководителя заказчика. Кроме того, штрафы за мелкие нарушения уменьшились, а за значительные — наоборот, увеличились.

Протоколы от имени органов государственного финансового контроля в соответствии со статьей 255 КУоАП по установленной форме имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов государственного финансового контроля (приказ Госаудитслужбы Украины от 01.12.2016 № 168).

Закон про публічні закупівлі: стара та нова редакція
ЯРОСЛАВА ДУБРОВА,консультантка з публічних закупівель, Київ
17 грн & 1050 грн — на основі чого рахувати адміністративну та кримінальну відповідальність закупівельника? Пояснимо вимоги законодавства і порахуємо разом, коли і який показник беруть за основу

Резюме

Под старой редакцией Закона о публичных закупках имеют в виду редакцию, действовавшую до 19 апреля 2020 года.

С 19 апреля 2020 года вступила в силу новая редакция Закона.

Чтобы не запутаться в законодательных нормах, вовремя узнавать об изменениях и их последствиях, а также получать алгоритмы действий в нестандартных ситуациях, присоединяйтесь к подписчикам журнала «Госзакупки» и первой в Украине экспертно-правовой системы для закупщиков «Expertus: Госзакупки».

logo