Годовой план закупок бюджетного учреждения: что учесть

23 вересня 2021
94
Середній бал: 5 із 5
експерт, фахівець з публічних закупівель

Основная задача закупщика - удовлетворение потребностей внутреннего заказчика в товарах, работах и услугах с максимально возможной экономичной эффективностью и в определенный срок. Соответственно статье 4 Закона Украины «О публичных закупках» закупка осуществляется на основании годового плана. Но для закупщиков бюджетных учреждений не все так просто. Они обязаны соблюдать также бюджетное законодательство. Как составить годовой план закупок бюджетного учреждения на 2022? Ответы в статье.

Чтобы понять порядок составления годового плана бюджетного учреждения, вам, в частности, понадобятся такие статьи Бюджетного кодекса Украины:

  • Статья 2. Определение основных понятий (именно представленные в ней понятия для нас наиболее интересны, это в частности: бюджетная программа, бюджетное ассигнование, бюджетное обязательство, собственные поступления бюджетных учреждений, смета)
  • Статья 3. Бюджетный период
  • Статья 13. Составные части бюджета
  • Статья 51. Особенности осуществления отдельных расходов бюджета.

Составляя годовой план закупок, уполномоченные лица должны разбираться в основных терминах бюджетного законодательства. Все расходы бюджетного учреждения осуществляются на основании сметы, утвержденной на выполнение бюджетной программы. Следует обращать внимание на несвойственные для бюджетной программы расходы, так как могут быть вопросы контролирующих органов о нецелевом использовании бюджетных средств. За нецелевое использование бюджетных средств ответственность возлагается в первую очередь на руководителя и главного бухгалтера.

☝️ Планирование закупок ➤ Обучение ➤ Сертификация

Например, учебное заведение закупает аппарат для проведения ультразвукового исследования. Следует поинтересоваться, указана ли эта сумма в расчетах в бюджетном запросе, а следом в расчетах-обоснованиях к смете. Также важно, чтобы к уполномоченному лицу доходила информация по обоснованию показателей бюджетного запроса учреждения и сметы, в части, касающейся закупок, ведь на основании этих расчетов и составляется годовой план закупок бюджетного учреждения.

Обратите внимание на определение «бюджетное обязательство», ведь именно на эту сумму органы казначейства и зарегистрируют договор.

На самом деле работа над составлением годового плана закупок в бюджетном учреждении начинается еще задолго до начала нового бюджетного периода. Важна в этом процессе слаженная работа всех подразделений. Ведь именно ответственный подход к составлению годового плана позволит избежать многих ошибок и получить своевременно необходимый товар (работу, услугу).

В годовой план, в том числе бюджетного учреждения, включаются все закупки, за исключением тех предметов закупки, на которые не распространяется действие Закона о публичных закупках (далее - Закон). Например, товары, работы и услуги, закупка которых составляет государственную тайну, приобретение, аренда земли, зданий, другого недвижимого имущества и другое. Также в план закупок не включаются суммы возмещения коммунальных расходов арендодателю.

Определившись с теми категориями товаров, работ и услуг, на которые распространяется действие Закона переходим к составлению годового плана закупок для бюджетного учреждения (далее - годовой план).

Заказчику сложно четко определить потребность:

Как указано в пункте 2 статьи 4 Закона, годовой план должен содержать следующую информацию:

1) наименование, местонахождение и идентификационный код заказчика в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, его категория;
2) название предмета закупки с указанием кода по Единому закупочному словарю (в случае разделения на лоты такие сведения должны указываться в отношении каждого лота) и названия соответствующих классификаторов предмета закупки и частей предмета закупки (лотов) (при наличии);

Заказчик определяет предмет закупки в соответствии с Законом с применением показателей цифр основного словаря национального классификатора Украины ДК 021: 2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 23 декабря 2015 года № 1749 (далее - Единый закупочный словарь), а также особенности определения предмета закупки для отдельных товаров, работ и услуг установлен приказом Минэкономики от 15.04.2020 г.. № 708.

☝️ Как вносить изменения в годовой план

3) размер бюджетного назначения и / или ожидаемая стоимость предмета закупки;

Уполномоченный орган на выполнение Закона разработал и утвердил Примерную методику определения ожидаемой стоимости предмета закупки (приказ Минэкономики от 18.02.2020 № 275).

4) код экономической классификации расходов бюджета (для бюджетных средств) (далее - КЭКР)

КЭКР утверждены приказом Министерства финансов Украины от 12.03.2012 № 333 «Об утверждении Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета и Инструкции по применению классификации кредитования бюджета»

5) вид закупки и ориентировочное начало проведения;

6) в случае применения рамочного соглашения говорится:

  • срок действия рамочного соглашения;
  • сторона рамочного соглашения (заказчик или централизованная закупочная организация, которая проводит закупку в интересах заказчика).

Очень часто заказчики допускают ошибку, принимаясь за составление годового плана после утверждения смет. Планирование закупок осуществляется на основании имеющейся потребности в закупке товаров, работ и услуг. Не позднее чем в начале октября закупщикам нужно собрать информацию о потребности в товарах и услугах, потребление которых необходимо для обеспечения непрерывного выполнения учреждением задач по назначению уже начиная с 1 января следующего года. К таким товарам могут относиться:

  • электроэнергия,
  • природный газ,
  • продукты питания,
  • услуги по распределению электроэнергии и тому подобное.

Просчитав годовую потребность, уже в конце текущего года можно начинать процедуры закупок, конечно, соблюдая необходимые сроки проведения для каждого вида закупок.

Помните! Одна строчка плана - одна закупка. Но вид закупки определяется общей годовой ожидаемой стоимостью предмета закупки. При этом один и тот же предмет закупки в годовом плане может отображаться несколько раз.

Также Закон не обязывает заказчиков утверждать сразу весь годовой план бюджетного учреждения. Однако, проект годового плана, который будет включать в себя обоснование годовой суммы сметных назначений стоит иметь. Так избежите ошибочного определения именно вида закупки.

Напомним, что с 01.01.2022 года планирования закупок будет задачей исключительно уполномоченных лиц. Все просто, когда такое лицо одно. А что же делать, когда их несколько? Как планировать закупки, и кто будет отвечать за правильное определение вида закупок? Есть такие варианты:

  • каждое уполномоченное лицо осуществляет закупку определенного предмета закупок (от планирования до отчетности)
  • отдельный работник принимает решение об определении типа процедуры закупки конкретного предмета закупки, на основании этого решения уполномоченные лица осуществляют закупки.

Обратите внимание! Филиалы не являются заказчиками в понимании Закона, поэтому годовой план составляется с учетом потребностей всего юридического лица.


Годовой план закупок бюджетного учреждения: что учесть
Иван Пустовит, консультант в сфере публичных закупок, эксперт по закупкам природного газа и электрической энергии
Проектирование систем пожарной сигнализации относится к работам по определению, приведенному в Законе № 922. А в ДК 021: 2015 находим «услуги по инженерному проектированию» по цифровому коду 71320000-7. Как правильно определять предмет закупки?

После сбора информации и заполнения годового плана, уполномоченное лицо принимает решение о его утверждении. Помним, что решения уполномоченного лица оформляются протоколом.

Годовой план закупок и изменения к нему обнародуются в электронной системе закупок в течение пяти рабочих дней со дня утверждения годового плана и изменений к нему.

Есть ли ответственность?

Да конечно. При составлении плана закупок для бюджетных учреждений заказчикам нужно быть особенно внимательными, ведь в случае допущения ошибок, небрежного отношения, невнимательности, может наступить как административная ответственность в публичных закупках, так и уголовная.

Статья 164-14 Кодекса Украины об административных нарушениях предусматривает ответственность в том числе и по:

Все эти нарушения берут свое начало именно с неправильного планирования, неучета всех потребностей заказчика.

Что касается уголовной ответственности в публичных закупках, то она возможна в случае завышения заказчиком ожидаемой стоимости закупки, что в дальнейшем привело к значительным экономическим потерям. Завышая стоимость закупки заказчик забывает о соблюдении принципов закупок, а именно:

  • максимальная экономия, эффективность и пропорциональность;
  • предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.

Выводы

  1. Составлять годовой план закупок для бюджетного учреждения на следующий год необходимо уже в конце текущего, используя расчеты в бюджетном запросе.
  2. Планирование нужно осуществлять в соответствии с годовой потребностью.
  3. Закон не обязывает сразу утверждать весь годовой план.
  4. Годовой план публикуется в электронной системе закупок в течение пяти рабочих дней со дня утверждения.
  5. При осуществлении планирования не следует забывать о соблюдении принципов закупок.

Чтобы досконально разобраться в теме планирования закупок, успейте присоединиться к курсу «Как запланировать закупки в 2021 году, чтобы вовремя получить нужное».

logo