Закупка газа: что учесть заказчику

1 жовтня 2021
189
Середній бал: 5 із 5
експерт, консультантка з публічних закупівель, канд. екон. наук

Природный газ — неотъемлемый элемент деятельности многих заказчиков. Его закупка — предпосылка обеспечения производственных процессов, которые не могут быть остановлены. В то же время, закупка природного газа является конкурентной, а его цена — нестабильной, что усложняет проведение закупки. Правильно определить предмет закупки, рассчитать ожидаемую стоимость и выбрать процедуру закупки газа поможет консультация эксперта. Обращайте внимание на каждую деталь, чтобы получать газ вовремя и бесперебойно.

Предмет закупки природного газа

Природный газ — это товар. Предмет закупки этого товара может быть определен по коду ДК 021: 2015 — 09120000-6 «Газовое топливо», а номенклатурный код ДК 021: 2015 — 09123000-7 «Природный газ».

Каждый потребитель имеет право на свободный выбор поставщика путем заключения с ним договора поставки природного газа в соответствии с условиями и положениями, предусмотренными Правилами поставки природного газа, утвержденными постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 30.09.2015 № 2496 (далее — Правила № 2496).

Поскольку предмет закупки природного газа конкурентный, его следует закупать по соответствующей процедуре закупки, как правило, это открытые торги.

Увеличилась цена на газ: как обеспечить потребность до конца года

Определяем потребность и ожидаемую стоимость закупки природного газа

Если организация заказчика работает не первый год и стабильно, то заказчик может определить необходимый объем закупки природного газа, учитывая потребности предыдущих лет. Если же у заказчика произошли или ожидаются изменения, ему стоит учесть, что при подписании договора о закупке поставщики газа для каждого пункта поставки закрепляют за собой на платформе Укртрансгаза ЭИС-коды. Таким образом, добавить новые объекты с уникальными ЭИС-кодами без предварительного закрепления в соответствии с договором невозможно. И поэтому, если у заказчика увеличится количество пунктов поставки, он не сможет быстро обеспечить поставку природного газа.

Определить ожидаемую стоимость закупки природного газа не просто, поскольку цена на газ постоянно увеличивается.

Поставка  природного газа осуществляется по ценам, которые свободно устанавливаются между поставщиком и потребителем, кроме случаев, предусмотренных Законом Украины «О рынке природного газа».

Заказчикам стоит воспользоваться возможностью провести рыночные консультации с поставщиками природного газа, чтобы не только определить цену на рынке, но и узнать о прогнозах ее изменения.

Закон предусматривает, что для планирования закупок и подготовки к проведению закупок заказчики могут проводить предварительные рыночные консультации для анализа рынка, в том числе запрашивать и получать рекомендации и информацию от субъектов хозяйствования. Такие рекомендации и информация могут использоваться заказчиком при подготовке к проведению закупки, если они не приводят к нарушению принципов осуществления публичных закупок.

Также заказчики могут ознакомиться с ценами на природный газ в открытых источниках, например на официальных сайтах поставщиков.

Кроме того, можно заказать официальную справку о ценах на рынке, например, в отделениях Торгово-промышленной палаты Украины. Впрочем, учитывайте, что получение такой справки не бесплатно.

Информацию о цене на газ также выкладывает НАК Нефтегаз. Можно воспользоваться порталом Газотеки.

Дополнительным источником информации по данному вопросу может быть Украинская энергетическая биржа (далее — УЭБ). Однако УЭБ показывает цены природного газа, который поставляется к границе Украины. Именно поэтому информация УЭБ более целесообразна при анализе колебания цен на газ в Европе, но может быть учтена украинскими заказчиками, ведь стоимость газа в Украине весьма зависит от импортной поставки.

В таком же русле еще одним источником информации о ценах на природный газ могут служить европейские хабы.

Главная задача заказчика — сориентироваться в ценах на природный газ. Однако следует помнить, что они постоянно изменяются, и учитывать этот факт необходимо заблаговременно.

Прежде всего, ожидаемую стоимость необходимо закладывать в соответствии с максимальными показателями цен на рынке. Даже если цена будет снижена, на аукционе в открытых торгах участники это исправят в ходе конкурентной борьбы.

В то же время, следует предусматривать возможности демпингования участниками ради выигрыша в аукционе.

Для того чтобы потом не сталкиваться с требованиями победителя закупки о поднятии цены на природный газ сразу после заключения договора, заказчику следует предусмотреть в проекте договора о закупке, прилагаемом к тендерной документации, порядок изменения цены.

Например, в постановлении КГС ВС от 18.06.2021 по делу № 927/491/19 Верховный Суд отметил, что ответчики не могли не понимать особенностей функционирования рынка газа (т. е. постоянное колебание цен на газ, их сезонный рост/падение были прогнозируемы). Поэтому стороны не были лишены возможности определить в договоре порядок изменения цены, в частности какие колебания цены дают право на перерасчет цены (пороговые показатели), формулу расчета новой цены, какими именно документами должно подтверждаться колебание цен на рынке товара.

Таким образом, в проекте договора для возможности дальнейшего изменения цены заказчику следует указать, при каких условиях, в каком периоде времени это будет возможно, и каким документом должно быть подтверждено.

Такие требования правильно будет определить при консультировании с участниками еще до объявления открытых торгов.

Проведение процедуры закупки природного газа

Природный газ — это конкурентный товар, поэтому его закупка сопровождается соответствующими рисками, в частности, того, что требования тендерной документации или документы тендерных предложений участников будут обжалованы в Орган обжалования. В данной ситуации процедура закупки приостанавливается, но необходимость поставки природного газа не исчезает. Срок рассмотрения жалобы может достигать 20 рабочих дней, и в этот период заказчик не сможет продолжать процедуру закупки и заключать договоры, поэтому ему следует учесть этот риск еще на этапе планирования проведения процедуры закупки.

Планирование закупок: секреты организации и взаимодействия подразделений

В соответствии с частью 5 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 № 630, решение о начале и окончании отопительного сезона принимается исполнительными органами соответствующих сельских, поселковых и городских советов или местными государственными администрациями исходя из климатических условий согласно строительным нормам и правилам, правилам технической эксплуатации, нормам санитарного законодательства и другим нормативным документам.

Учитывая это, заказчикам стоит начинать закупку природного газа задолго до возникновения фактической потребности в его поставке, то есть до начала отопительного сезона. В срок проведения процедуры закупки необходимо закладывать возможности обжалования и приостановки процедуры закупки.

Что касается закупки природного газа на 2022 год, то, учитывая что Закон не содержит запретов на проведение закупок до вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины, утверждения сметы, плана использования бюджетных средств, финансового плана предприятия, заказчик для обеспечения неотложной необходимости в товарах, работах и услугах в следующем году может в конце текущего года (или в начале следующего года) начать закупку по соответствующему предмету закупки.

Также заказчик должен быть готов применить переговорную процедуру закупки как в случае обжалования, так и в случае, если открытые торги не состоятся.

Для первого случая он может воспользоваться пунктом 3 части второй статьи 40, когда переговорная процедура закупки применяется, если у заказчика возникла неотложная необходимость провести закупку в случае обжалования принятых решений, действий или бездеятельности заказчика в отношении длящегося тендера после рассмотрения/оценки тендерных предложений участников, в объеме, не превышающем 20 % от ожидаемой стоимости обжалуемого тендера.

Здесь важно учитывать, что эту норму он может применить только в период, когда в ходе проведения процедуры открытых торгов участником будет подана жалоба на этапе после рассмотрения/оценки тендерных предложений и до принятия решения Органом обжалования по этой жалобе. Как только решение будет принято Органом обжалования, заказчик не может применять данное основание для проведения переговорной процедуры закупки.

Второй случай, когда заказчик объявил открытые торги и они не состоялись в связи с тем, что участники не подали тендерные предложения. В данной ситуации заказчику следует проанализировать, почему так случилось, не занизил ли он цену, не установил ли дискриминационных или просто тяжелых для выполнения требований к участникам. Если ничего такого не было, то заказчик должен объявить открытые торги повторно. При этом он может сообщить участникам об объявлении такой закупки через электронную систему закупок. Возможно, это привлечет их внимание и торги состоятся.

В то же время, заказчику следует учесть, что и во второй раз открытые торги могут завершиться отсутствием достаточного количества участников. Тогда он сможет воспользоваться основанием для применения переговорной процедуры закупки, если была дважды отменена процедура открытых торгов, в том числе частично (по лоту), из-за отсутствия достаточного количества тендерных предложений, определенным данным Законом (п. 1 ч. 2 ст. 40 Закона).

Для применения данного основания важно, чтобы предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику процедуры закупки не отличались от требований, которые были определены заказчиком в тендерной документации.

⚡️ Когда суд признает применение переговорной процедуры безосновательным

Для того чтобы без нарушений применить переговорную процедуру закупки в соответствии с указанным основанием, заказчику следует заранее продумать такую возможность и пытаться ничего не изменять в тендерной документации двух открытых торгов. Также следует понимать, что в переговорной процедуре закупки заказчик должен будет получить от участника все те документы, которые он требовал в открытых торгах. Учитывая это, не стоит отягощать требования тендерных документаций излишними документами.

В соответствии с информационным письмом Минэкономики от 03.10.2020 № 3304-04/60124-06 не могут изменяться при проведении переговорной процедуры закупки требования, которые были указаны в тендерной документации заказчика при проведении открытых торгов:

  • предмет закупки, его технические и качественные характеристики;
  • подтверждение отсутствии оснований для отказа ему(им) в участии в процедуре закупки в соответствии с частью первой статьи 17 данного Закона;
  • обеспечение выполнения договора (в случае, если такое требование было указано в тендерной документации) и другие требования к участнику.

Могут изменяться при проведении переговорной процедуры закупки ожидаемая стоимость и количественные характеристики предмета закупки, сроки поставки, выполнения работ, предоставления услуг.

Таким образом, если цена на природный газ возросла за период, пока проходили открытые торги, заказчик может изменить ее в переговорной процедуре закупки, в том числе в сторону увеличения. Однако не стоит пользоваться такой возможностью для уменьшения конкуренции в открытых торгах. Ведь если переговорная процедура закупки будет обжалована, что довольно часто встречается в сфере публичных закупок, Орган обжалования считает изменение цены в переговорной процедуре закупки дискриминацией по отношению к тем участникам, которые могли бы участвовать в открытых торгах, если бы они были объявлены с такой ценой сразу.

В этом случае переговорная процедура закупки будет отменена и заказчик опять останется без природного газа.

Возможны и другие варианты закупки природного газа. Держите под рукой статьи: «Закупка природного газа по прямому договору», «Закупка газа у поставщика последней надежды».

         

logo