Обжалование решения Антимонопольного комитета

12 жовтня 2021
127
Середній бал: 5 із 5
експерт, адвокатка зі спорів з контролюючими органами, консультантка з закупівель

Как следует из ч. 22 ст. 18 Закона № 922, решения Антимонопольного комитета Украины (далее - АМКУ), вступают в силу со дня их принятия. Если такое решение АМКУ не было обжаловано в суде, то его нужно выполнить не позднее 30 дней со дня его принятия. То есть обжалования решения АМКУ заказчиками возможно. Как обжаловать решение Антимонопольного комитета, если вы с ним не согласны, разъясняем в статье.

Обжалование решения антимонопольного комитета в суде

Согласно ч. 1 ст. 27 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее - КАС), административные дела по поводу обжалования решений АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.

То есть заказчику иск нужно подавать в Окружной административный суд города Киева, даже если он находится в другом городе или области Украины. При этом, не позднее 30 календарных дней со дня решения АМКУ об удовлетворении жалобы. Если срок обжалования решения антимонопольного комитета будет пропущен, то суд оставит иск без рассмотрения и обжаловать решение АМКУ уже будет невозможно.

Важной составляющей в порядке обжалования решений Антимонопольного комитета является правильно сформированное исковое заявление.

Кого, за що і на скільки штрафують в закупівлях

Детали формирования искового заявления

Ответчиком нужно указывать Антимонопольный комитет Украины (некоторые указывает «АМКУ« в лице Постоянно действующей административной коллегии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок »), а третьим лицом целесообразно привлечь то лицо (как правило, это участник торгов), которое подало жалобу в АМКУ по ст. 18 Закона № 922.

В этом случае, иск будет неимущественного характера, поэтому судебный сбор составит 1 размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц. В 2021 году это составляет 2270 грн.

Формируя исковое заявление нужно внимательно проверять нормы Закона № 922, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений. Так, например, в 19.04.2020 года, заказчику разрешалось отклонить тендерное предложение, в случае если тендерное предложение противоречило требованиям тендерной документации (в то время п. 4 ч. 1 ст. 30 Закона № 922), а с 19.04.2020 года эта норма содержится в п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона № 922, и приобрела дополнительный смысл, ведь по ней, заказчик отклоняет тендерное предложение, в частности в случае, если тендерное предложение участника противоречит требованиям технической спецификации и другим требованиям относительно предмета закупки тендерной документации. На такие нюансы стоит обращать внимание юристам заказчика, которые ищут подобную судебную практику.

  

Доказательства при обжаловании решения АМКУ

Доказательствами по делу будут тендерная документация заказчика и документация, которую предоставил,или не предоставил жалобщик (третье лицо в судебном деле). То есть заказчику нужно доказать, что участник действительно предоставил все необходимые документы, или предоставил их с нарушениями, а АМКУ эти обстоятельства не установил должным образом. Также необходимо предоставить решение АМКУ, которое обжалуется.

Относительно споров имеющих отношение к так называемым «правилам двух производителей», то есть случаев, когда в тендерной документации заказчика, по мнению жалобщика и АМКУ содержатся требования относительно предмета закупки (товаров, работ, услуг), которым соответствует только продукция (работы / услуги) конкретного производителя. В таких случаях жалобщик (третье лицо в судебном деле) и АМКУ считают, что к тендерной документации и ее требованиям должны быть внесены изменения, что позволят жалобщику принять участие в этой процедуре закупки, поскольку действия заказчика в части установления некоторых требований являются дискриминационными, а требования к предмету закупки и сопроводительной документации, нарушают принцип осуществления закупок по недискриминации участников.

Как отметил Верховный Суд в постановлении от 28.10.2020 года по делу № 640/4170/19 (административное производство № К / 9901/35583/19), Закон ограничивает условия по определению в тендерной документации конкретных: производителя, торговой марки, субъекта хозяйствования и др. Впрочем, заказчик может формировать в тендерной документации такие требования, которые больше всего подходят для выполнения поставленной цели (например конкретные габариты предмета, конкретные мощности (100 кВт, или 150 кВт и т.д.).

В то же время, если заказчик обосновал установление спорных критериев к предмету закупки исходя из ценности и важности проекта, специфики необходимого оборудования, которое бы соответствовало определенным требованиям и т.д., то АМКУ необоснованно отклоняет доводы в подтверждение правомерности действий заказчика.

Поэтому в таких делах заказчику необходимо предоставить доказательства того, что установление определенных параметров в тендерной документации было обусловлено спецификой конкретной закупки:

Итак, для того чтобы обжаловать решение АМКУ по публичным закупкам нужно:

  • подать иск в срок;
  • иметь достаточные и надлежащие доказательства правомерности действий заказчика, которые были предоставлены при рассмотрении жалобы АМКУ.

 

Які повноваження перевіряльників⚡️Як оправильно взаємодія з аудиторами⚡️Дії замовника після рішення органів контролю⚡️Відповідальність: за що і скільки

logo