Продление срока рассмотрения тендерного предложения: основания и обоснование

19 жовтня 2021
394
Середній бал: 5 із 5
експерт, юрист, заступник начальника служби матеріально-технічного постачання та закупівель ДП «МТП «Чорноморськ»

Если имеете причины для продления срока рассмотрения тендерного предложения, необходимо это обосновать. Узнайте от эксперта, при каких основаниях можно продлить срок рассмотрения ТП и как обосновать такую необходимость. Основные правила и порядок продления сроков рассмотрения — в статье.

Основания для продления срока рассмотрения тендерного предложения

В соответствии с ч. 10 ст. 29 Закона Украины «О публичных закупках» (далее — Закон) срок рассмотрения тендерного предложения / предложения, которое по результатам оценки определено наиболее экономически выгодным, не должен превышать пяти рабочих дней со дня определения наиболее экономически выгодного предложения. Такой срок может быть аргументировано продлен заказчиком до 20 рабочих дней. В случае продления срока заказчик обнародует сообщение в электронной системе закупок в течение одного дня со дня принятия такого решения.

Именно так звучит редакция нормы, регламентирующей сроки и порядок продления рассмотрения тендерных предложений / предложений.

Продовження строку розгляду тендерної пропозиції: підстави та обґрунтування Обращаем внимание заказчиков, что, несмотря на то что в ч. 10 ст. 29 Закона речь идет о рассмотрении не только тендерного предложения, но и предложений (предложения подаются участниками в упрощенных закупках), все же не стоит рассчитывать на продление рассмотрения предложения в упрощенной закупке. В электронной системе закупок отсутствует техническая возможность для продления срока предложения в упрощенной закупке. Учитывая это, при рассмотрении предложения в упрощенной закупке заказчикам следует руководствоваться ст. 14 Закона, которой установлен порядок проведения упрощенных закупок.

Продовження строку розгляду тендерної пропозиції: підстави та обґрунтування
ЯРОСЛАВА ДУБРОВА,консультант з публічних закупівель, Київ
Незабаром ТК відійдуть в історію. Тож щоб ваші закупівлі не зупинилися в новорічну ніч, варто підготуватися до такого переходу. Як з огляду на заміну ТК на УО організувати закупівельний процес наприкінці 2021 року?

Заметим, что Закон не содержит перечня оснований или критериев обоснований, которыми заказчик должен аргументировать необходимость продления срока рассмотрения предложения. Таким образом, заказчик самостоятельно принимает соответствующие решения, необходимые для реализации своих функций, придерживаясь принципов публичных закупок и цели Закона.

Поэтому среди оснований, которые заказчики обычно используют для аргументации продления срока рассмотрения предложения, можно выделить следующие:

  1. необходимость обратиться за подтверждением информации, предоставленной участником, в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации в соответствии с их компетенцией в порядке, определенном ч. 15 ст. 29 Закона;
  2. необходимость анализа тендерного предложения профессиональными специалистами заказчика, в частности техническими специалистами, например инженерами, или необходимость получения дополнительного юридического заключения по отдельным документам участника. Напомним, что в соответствии с ч. 12 ст. 11 Закона в помощь уполномоченному лицу по решению заказчика может создаваться рабочая группа из работников заказчика для рассмотрения тендерных предложений / предложений, решение которой имеет совещательный характер;
  3. значительный объем документов, поданных участником в составе тендерного предложения;
  4. изменение организации труда на предприятии (например, сокращение рабочей недели) или введение карантинных мероприятий, в результате которых части работников объявлен вынужденный простой.


Указанный перечень оснований, применяемых заказчиками, ориентировочный, ведь отсутствие конкретизации по аргументации продления срока рассмотрения предложения позволяет заказчикам указывать в качестве основания любые события, что усложняет или задерживает рассмотрение тендерного предложения в сроки, составляющие 5 рабочих дней со дня определения наиболее экономически выгодного предложения.

Как продлить срок рассмотрения тендерного предложения

Для правильного определения сроков при продлении рассмотрения тендерного предложения обращаем внимание заказчиков, что отсчет срока рассмотрения начинаем со следующего дня после определения электронной системой закупок наиболее выгодного предложения по результатам аукциона. Если заказчику для рассмотрения тендерного предложения недостаточно 5 рабочих дней, он продлевает срок до 20 рабочих дней, то есть не на 20 рабочих дней, а до 20 рабочих дней. Иными словами, учитываем, что 20 рабочих дней от даты определения наиболее выгодного тендерного предложения - максимальный срок рассмотрения тендерного предложения участника.

Заказчик имеет право при наличии оснований продлевать срок каждого тендерного предложения до 20 рабочих дней. В то же время, если таких предложений более чем 4, заказчику следует учесть сроки действия тендерных предложений, установленные заказчиком в тендерной документации, в течение которых тендерные предложения считаются действительными.

Продовження строку розгляду тендерної пропозиції: підстави та обґрунтування Обращаем внимание на ч. 12 ст. 29 Закона: если объявление о проведении конкурентной процедуры закупки обнародуется в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона (открытые торги с публикацией на английском языке), заказчик рассматривает тендерные предложения на соответствие требованиям тендерной документации до проведения оценки тендерных предложений в срок, не превышающий 20 рабочих дней. То есть 20 рабочих дней в этом случае предоставляются для рассмотрения всех поданных тендерных предложений, а не каждого отдельно. Срок рассмотрения таких предложений не продлевается.

Заказчик в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 29 Закона при продлении срока рассмотрения предложения обязан обнародовать сообщение в электронной системе закупок в течение одного дня со дня принятия соответствующего решения (напомним, что решения уполномоченного лица или тендерного комитета оформляются протоколом с указанием даты принятия такого решения). Закон не конкретизирует, когда именно заказчик должен принять такое решение и, соответственно, обнародовать сообщение.

Які протоколи і коли обо­в’яз­ково складає упов­новажена особа

В то же время, чтобы не попасть в поле зрения органов государственного финансового контроля (напоминаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 164-14 Кодекса Украины об административных правонарушениях за нарушение сроков рассмотрения тендерного предложения предусмотрена административная ответственность), рекомендуем заказчикам при возникновении необходимости продлить срок рассмотрения предложения принимать такое решение и, соответственно, обнародовать его в пределах 5 рабочих дней со дня определения наиболее экономически выгодного предложения. Обнародование такого сообщения за пределами 5 рабочих дней может привлечь дополнительное внимание аудиторов. В частности, можно ознакомиться с мониторингом процедуры закупки UA-2021-05-12-009307 - b, в ходе которой аудиторы установили нарушение сроков рассмотрения тендерного предложения и обратили внимание, что решение о продлении срока принято только на 15-й рабочий день рассмотрения предложения.

Отдельные заказчики после принятия решения о продлении срока рассмотрения тендерного предложения вообще забывают принять решение о выборе победителя, что также не остается вне поля зрения аудиторов (мониторинг процедуры закупки UA-2020-05-07-004324 - b).

Также обращаем ваше внимание на возможную необходимость продления срока рассмотрения предложения при обнародовании сообщения участнику с  требованием об устранении несоответствий в информации  и/или документах в порядке, определенном ч. 16 ст. 29 Закона. Напоминаем, что такое сообщение должно быть размещено в срок, который не может быть меньше, чем два рабочих дня до окончания срока рассмотрения предложения. Не единичны случаи, когда заказчики размещают сообщение на 4-й или 5-й рабочий день рассмотрения тендерных предложений без продления срока рассмотрения, что в дальнейшем может квалифицироваться аудиторами как необнародование или нарушение сроков обнародования информации о закупках и стать основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 164-14 КУоАП.

Специфіка річного планування для різних замовників➤Визначення предмета для товарів, робіт і послуг➤Розрахунок очікуваної вартості➤Правила оприлюднення інформації

Обоснование продления срока рассмотрения тендерного предложения

Заказчик обосновывает необходимость продления срока рассмотрения предложения, руководствуясь основаниями, из-за которых возникла такая необходимость.

Закон не устанавливает отдельных требований к содержанию и форме сообщения о продлении срока рассмотрения тендерных предложений. В то же время, в ч. 10 ст. 29 Закона определено, что срок может быть аргументировано продлен заказчиком до 20 рабочих дней, то есть заказчик в соответствующем сообщении должен приводить аргументацию такого продления.

Для облегчения работы заказчиков предлагаем лаконичную и удобную форму сообщения о продлении срока рассмотрения тендерных предложений.

Сообщение о продлении срока рассмотрения тендерного предложения: образец

форма повідомлення про продовження строку розгляду тендерної пропозиції

СКАЧАТЬ

В то же время, рекомендуем не злоупотреблять продлением сроков рассмотрения тендерных предложений, поскольку законодательство предусматривает обжалование решений заказчика. Следовательно, безосновательное, по мнению участника, продление срока рассмотрения его предложений может стать основанием для обжалования такого решения заказчика в АМКУ.

Продление срока рассмотрения ТП в многолотовой закупке

Продление срока рассмотрения тендерного предложения в многолотовой закупке очень актуально. Ведь отсчет времени для рассмотрения тендерных предложений, поданных участниками закупки по лотам, обычно начинается одновременно.

В соответствии с п. 39 ч. 1 ст. 1 Закона часть предмета закупки (лот) — определенная заказчиком часть товаров, работ или услуг, на которую в рамках единой процедуры закупки участникам позволяется подавать тендерные предложения.

Законом не определен отдельный порядок продления сроков рассмотрения тендерных предложений по частям предмета закупки (лотам) в рамках единой процедуры закупки. Поэтому для продления сроков рассмотрения тендерных предложений в многолотовой закупке рекомендуем применять такие же правила и порядок, как и для однолотовых процедур закупок, руководствуясь требованиями ст. 29 Закона о публичных закупках.

Робота із закупівельними документами:

logo