Мониторинг закупок

12 лютого 2021
301
Середній бал: 5 із 5
  • Теми:

Кто и при каких основаниях осуществляет мониторинг публичных закупок в 2021 году? Как долго будет длиться «проверка» и что делать заказчику во время и после нее? Разъясняем ключевые аспекты, чтобы вы могли предотвратить мониторинг и знали, как вести себя в случае его начала.

Кто осуществляет мониторинг закупок

Согласно предписаниям ст. 8 Закона № 922 и ст. 5 Закона № 2939 мониторинг публичных закупок осуществляет Госаудитслужба (далее – ГАС) и ее территориальные органы, но в отношении заказчика, а не участников.

Если заказчик, например, находится в Киевской области, мониторить его закупки может не только ГАС, чьи полномочия распространяются на указанную область.

Например, по делу № 500/2150/20 заказчик находится в Тернополе, а мониторинг проводил орган ГАС, находящийся в Одессе. По делу № 480/3179/19 заказчик находится в Сумах, а мониторингом занимался не территориальный, а центральный орган — ГАС Украины. В этих случаях суды не признавали такие действия неправомерными из-за «прописки» органа ГАС.

Имеют ли право аудиторы требовать расторжения заказчиком договора

Основания для мониторинга закупок ГАС

Основания для мониторинга закупок Госаудитслужбой регламентирует ч. 2 ст. 8 Закона № 922. Помните, что решение о проведении мониторинга принимает не любое должностное лицо органа ГАС, а только:

  • руководитель
  • заместитель
  • другой работник, имеющий такие полномочия.

Начало мониторинга еще не означает, что заказчик действительно нарушил законодательство. Такие действия органа ГАС свидетельствуют только о том, что некоторые действия заказчика содержат признаки нарушения. Мониторинг проводится для того, чтобы выяснить все обстоятельства дела.

Закон № 922 предусматривает пять оснований для начала мониторинга. Впрочем, орган ГАС может начать мониторинг при наличии как одного из таких оснований, так и нескольких. Например, информацию о возможных нарушениях законодательства заказчиком предоставил народный депутат, а в СМИ была опубликована статья по этому поводу.

Таким образом, основаниями для проведения мониторинга в 2021 году могут стать:

  1. Данные автоматических индикаторов рисков. Из предписаний п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 следует, что это — определенные критерии, которые уже имеют установленные параметры, а их применение позволяет автоматически выделять закупки, содержащие признаки нарушений. Теперь таких индикаторов — 35 (приказ Минфина от 28.10.2020 № 647).
  2. Информация, полученная от органов государственной и местной власти или народных депутатов Украины, из которой следует, что заказчик мог совершить нарушение.
  3. Сообщения в СМИ, которые могут свидетельствовать о признаках нарушения.
  4. Сам орган ГАС выявил в электронной системе информацию, дающую основания считать, что имеет место нарушение законодательства.
  5. Информация, поступившая от общественных объединений о наличии признаков нарушения, выявленных по результатам общественного контроля в сфере публичных закупок.

Поэтому, несмотря на то что общественные организации и их союзы не имеют права вмешиваться в процедуру закупки, они могут предоставить информацию о вероятных нарушениях уполномоченному органу — ГАС.

Мониторинг закупок
EЛЕНА СТЕПАНОВА,директор ООО «СИ БИЗНЕС КОНСАЛТИНГ», Одесса
Для мониторинга процедур закупок не стали препятствием ни новые законодательные нормы, ни карантинный режим. Госаудитслужба свою работу не остановила. Узнайте, когда аудиторы выявляют нарушение во время мониторинга процедуры закупки.

Хотя подпункты 2–5 ч. 2 ст. 8 Закона № 922 сформулированы довольно размыто, что вызывает их неоднозначную трактовку, для того чтобы начать процедуру мониторинга, орган  ГАС должен иметь доказательства поступления такой информации из уполномоченных источников. В частности, это может быть письменное заявление народного депутата, видеозапись новости в СМИ, запрос от общественной организации и т. п. Если у органа ГАС не будет материальных подтверждений наличия законных оснований для начала мониторинга, то такой мониторинг будет неправомерным.

Порядок осуществления мониторинга публичных закупок

В соответствии со ст. 5 Закона № 2939 осуществление мониторинга происходит по местонахождению органа ГАС, то есть в помещении такого органа.

После принятия решения о начале мониторинга орган ГАС должен опубликовать в течение двух рабочих дней в электронной системе сообщение о наличии такого решения.

В таком сообщении должны быть:

  • указаны уникальные номера: объявления о проведении конкурентной процедуры закупки и/или уведомления о намерении заключить договор (в случае использования переговорной процедуры);
  • описаны основания для проведения мониторинга.

Моніторинг закупівельВажно. Начало мониторинга не останавливает проведения закупок, а на стадии заключения договора — не запрещает его заключения. Кроме того, уже заключенный договор не признается автоматически недействительным. Однако это может случиться после проведения мониторинга.

Сроки проведения мониторинга Госаудитслужбы

Закон № 922 позволяет проводить мониторинг не дольше, чем в течение 15 рабочих дней, начиная со следующего рабочего дня после даты опубликования сообщения.

В частности, если решение, принятое 05.02.2021, опубликовано 08.02.2021, то мониторинг необходимо закончить не позднее (последний день для мониторинга) 01.03.2021.

Моніторинг закупівельОбратите внимание. Если сообщение опубликовано 05.02.2021, то течение срока начинается с 08.02.2021, так как 6 и 7 февраля этого года - выходные дни. Последним днем для осуществления мониторинга в таком случае будет 26.02.2021.

При проведении мониторинга  орган ГАС имеет право запрашивать у заказчика объяснения (определенную информацию, письменные доказательства) по предмету мониторинга. Такие запросы отправляются через электронную систему и автоматически опубликовываются.

Заказчик обязан в течение трех рабочих дней со дня опубликования запроса предоставить соответствующие объяснения, также через электронную систему. Учитывая это, заказчикам нужно внимательно проверять свою страницу в электронной системе.

Если заказчик решил, что ошибочно не объяснил какой-то нюанс или из-за технических проблем не предоставил определенного документа по предмету мониторинга, он имеет право отправить такую информацию до окончания процедуры мониторинга.

Документы, составляемые по результатам мониторинга

После проведения мониторинга орган ГАС формирует заключение по его результатам (далее – заключение). Сформированное заключение должно быть утверждено руководителем органа ГАС или его заместителем, а также обязательно опубликовано в электронной системе в течение трех рабочих дней со дня его формирования.

Обязательные реквизиты такого заключения регламентированы ч. 7 ст. 8 Закона № 922.

В случае если во время мониторинга не установлены нарушения, информация об их отсутствии также должна быть отражена в заключении.

Если же нарушение выявлено, но тендер отменен или признан не состоявшимся, орган ГАС только описывает совершенное нарушение, но не обязует заказчика устранить его, поскольку оно прекратилось.

Если орган ГАС заподозрил наличие признаков нарушения, выявление которых относится к компетенции других госорганов, он должен уведомить в письменном виде об этом надлежащие органы. Например, выявлены признаки нарушения, касающиеся конкуренции. В таком случае орган ГАС уведомит АМКУ.

❓ Может ли суд заставить аудиторов отменить заключение

Варианты действий заказчика после обнародования заключения ГАС

Заказчику дается три рабочих дня со дня опубликования заключения для обращения в орган ГАС в целях получения разъяснений по поводу содержания заключения и требований, которые в нем отражены. Поэтому заказчикам нужно внимательно подойти к формированию такого запроса, ведь уточнить требования во второй раз невозможно.

Закон № 922 позволяет заказчику выбирать из нескольких возможных действий, которые следует указать в электронной системе, но в пределах срока, который не возобновляется. А именно в течение 5 рабочих дней со дня опубликования заключения заказчик может:

  • опубликовать информацию (при необходимости – документы), подтверждающую факт устранения нарушения, о котором идет речь в заключении;
  • предоставить обоснованные возражения о том, что в заключении содержатся ошибочные умозаключения;
  • предоставить информацию о причине невозможности устранить нарушение.

Если заказчик считает, что содержание заключения не соответствует законодательству, он может обратиться в суд с иском об отмене такого заключения. Но решать вопрос о подаче иска нужно не позднее, чем в течение 10 рабочих дней со дня опубликования такого заключения.

Помните: в случае получения заключения о совершении нарушения заказчик имеет несколько вариантов действий. Алгоритм дальнейших действий выбирайте в зависимости от имеющихся доказательств состава нарушения или его отсутствия.

logo