Нарушение порядка определения предмета закупки: кто, кого и на сколько штрафует

22 жовтня 2021
67
Середній бал: 5 із 5
експерт, адвокатка зі спорів з контролюючими органами, консультантка з закупівель

Для того, чтобы сохранять разумный баланс между затратами бюджетных средств и получением заказчиками желаемых ТМЦ, работ, услуг был введен определенный порядок определения предмета закупки. С целью побуждения заказчиков к соблюдению этого порядка законодателем было установлено административную ответственность (штраф) за «Нарушение порядка определения предмета закупки». При каких обстоятельствах, к кому и кто накладывает штраф за нарушение порядка определения предмета закупки, разъясняет эксперт

Ответственность за нарушение порядка определения предмета закупки

Как было сказано выше, такая ответственность является административной, а фактически это - штраф, предусмотренный ч.ч.1,2 ст.164-14 КоАП.

Непременно пригодится статья «Административная ответственность в публичных закупках».

Поділ предмета закупівлі на частини

Заказчикам следует помнить, что по предписаниям п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, предмет закупки - это товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки или в рамках проведения упрощенной закупки, в отношении которых участникам разрешается подавать тендерные предложения / предложения или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки ). Предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном уполномоченным органом, с применением Единого закупочного словаря (далее - ЕЗС) утвержденного в установленном законодательством порядке

Поэтому, определяя предмет закупки, заказчикам нужно руководствоваться предписаниями Порядка определения предмета закупки (далее - Порядок № 708) и ЕЗС.

Если заказчиком не будут соблюдены предписания указанных нормативных актов, к его служебным (должностным), уполномоченным лицам может быть применена административная ответственность в виде штрафа. То есть к членам тендерного комитета (до 01.01.2022р.) и уполномоченному лицу.

И здесь есть один нюанс, который можно трактовать различными способами. Фактически, руководитель заказчика является должностным лицом, поэтому к нему тоже можно применить штраф за нарушение порядка определения предмета закупки. Впрочем, из системного анализа ст. 164-14 КУоАП следует, что законодатель выделяет ряд нарушений, за которые привлекается к ответственности именно руководитель, а когда другие «должностные лица». Поэтому, можно прийти к выводу, что руководителя могут привлечь к ответственности только в двух случаях:

  • руководитель является УЛ (или членом тендерного комитета)
  • руководителю было сообщено уполномоченными органами о том, что нарушен порядок определения предмета закупки, но договор все равно был подписан без исправления нарушения.

Обратимся к предписанию ч. 1 ст. 9 КУоАП, в котором говорится, что административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность.

То есть, если нет вины лица из-за отсутствия надлежащего нормативного акта, по утверждению порядка определения предмета закупки, или в таком порядке нет соответствующего предмета закупки (например, уже появились лекарства, или технические средства, которые облегчили работу заказчика, но их еще не успели внести в ЕЗС), то должностные лица заказчика не могут привлекаться к ответственности (применение штрафа).

Или, если к штрафу привлекается не определенное(не субъект правонарушения) лицо заказчика (например, руководитель,который не принимает участие в закупке и еще не подписал договор).

 Порушення порядку визначення предмета закупівлі

* Когда определенное лицо, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за нарушение, вновь сознательно нарушило порядок определения предмета закупки. Если такое нарушение было совершено через два года, или лицо не было вовремя привлечено к административной ответственности - оно ​​может нести ответственность в виде штрафа, который равен 1700 грн.

Кто накладывает штраф за нарушение порядка определения предмета закупки

В соответствии с предписаниями ст. 234-1 КУоАП, дела об административных правонарушениях, связанных с законодательством о закупках (ч.ч. 1,2 ст. 164-14 настоящего Кодекса) рассматривают органы государственного финансового контроля. То есть на данный момент - Госаудитслужба (далее - ГАС).

От имени ГАС рассматривать дела о таких административных правонарушениях и налагать административные взыскания (применить штраф) имеют право: руководитель центрального органа исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля, его заместители, а также другие уполномоченные руководителем должностные лица этого органа. В Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований можно проверить, имеет ли полномочия определенное физическое лицо применять штраф. Для этого в поисковом запросе необходимо поставить отметку «юридическое лицо» и код ЕГРПОУ 40165856. Если такое лицо отсутствует в перечне «Сведения о лицах, которые могут совершать действия от имени юридического лица ...», это уже является основанием для обжалования постановления о применении штрафа.

Важно! Даже если было вынесено постановление о применении (наложении) штрафа, его можно обжаловать в местном общем суде, по правилам КАС.

Кроме того, и ГАС, и работники заказчиков иногда забывают что, по общему правилу (ст. 38 КоАП), административное взыскание может быть наложено (применен штраф) не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения.

То есть, если мониторингом обнаружено, что есть нарушения порядка определения предмета закупки, то орган ГАС должен как можно быстрее применить штраф, иначе могут всплыть два месяца для наложения штрафа.

Из приведенного следует, что если у заказчика будет ревизия, скажем через шесть месяцев после заключения договора закупки и обнаруживается, что есть нарушения относительно порядка определения предмета закупки, то штраф применять уже - неправомерно.

Примеры нарушения порядка определения предмета закупки

Поскольку сумма штрафа довольно незначительная (по сравнению, с судебными расходами), то подавляющее большинство работников заказчика предпочитают не обращаться в суд с целью обжалования постановления о наложении штрафа, а оплатить его. Поэтому, судебной практики по этому вопросу почти нет.

Осторожным заказчикам следует изучать, как ГАС относится к процедурам закупок по похожих предметам.

Так, в закупке UA-2021-06-11-002524-c было установлено органом ГАС следующее:

Согласно п. 3 раздела I Порядка № 708, в частности, определено, что предмет закупки услуг определяется заказчиком согласно п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 и по показателю четвертой цифры ЕЗС. Однако, в нарушение требований п. 3 раздела I Порядка № 708, по мнению органа ГАС, в объявлении о проведении открытых торгов и п. 4 раздела 1 тендерной документации предмет закупок Заказчиком определен по второй цифрой ЕЗС (ДК 021: 2015: 45000000-7 ).

Похожая ситуация сложилась и в закупке UA-2021-05-27-009147-b. Органом ГАС, в частности, было отмечено, что предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком по показателю четвертой цифры основного словаря в соответствии с предписаниями п. 3 раздела I Порядка № 708. При этом, заказчиком, при определении предмета закупки, было применено код ЕЗС «ДК 021: 2015: 16700000-2: Тракторы ». То есть предмет закупки заказчик определил по показателю третьей цифры ЕЗС (см. Заключение о результатах мониторинга процедуры закупки UA-2021-05-27-009147-b).

☝️ Чи платитиме штраф уповноважена особа, якщо суд скасував висновок з моніторингу

Важно! Уполномоченным лицам заказчика, особенно тем, кто находится в г. Киеве следует помнить о том, что Постановлением Киевского апелляционного суда от 24.06.2020 г.. По делу № 369/10633/19 (№ 33/824/4857/2019) было закрыто производство по делу, в связи с отсутствием в  действиях его лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 164-14 КУоАП. Основаниями принятия такого постановления (освобождение от штрафа), в том числе было то, что нарушение Порядка определения предмета закупки и приобретение услуг без тендерных процедур допущено не тендерным комитетом, а заказчиком по договору, в лице его начальника. Также было указано, что неверное определение предмета закупки не представляет объективную сторону деяния, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 164-14 КУоАП.

Итак, любые пробелы в доказательной базе органа ГАС, работники заказчиков могут использовать в свою пользу.

Подытоживая сказанное выше, напомним, что заказчикам нужно правильно определять предмет закупки, а также выбирать код и цифру в Едином закупочном словаре.

Избегайте нарушений норм права. А если такие нарушения являются надуманными со стороны органа ГАС, их можно обжаловать (постановление о применении штрафа) в суде.

Які повноваження перевіряльників⚡️Як оправильно взаємодія з аудиторами⚡️Дії замовника після рішення органів контролю⚡️Відповідальність: за що і скільки

logo