Дополнительная закупка газа в условиях чрезвычайной ситуации

27 жовтня 2021
50
Середній бал: 5 із 5
експерт, консультантка з публічних закупівель, канд. екон. наук

Закупка газа – вопрос проблематичный, и каждый заказчик пытается решить его до наступления холодов, то есть спешит провести закупку. Особенно это актуально в условиях чрезвычайной ситуации, которая определена Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям (далее – ГСЧС) в связи с отсутствием поставки природного газа бюджетным учреждениям на осенне-зимний период 2021/2022 годов. Но что делать заказчику, объявившему тендер еще до установления чрезвычайной ситуации, и более того - в ходе проведения тендера ему выделили дополнительные средства на закупку газа. Должен ли он отменять тендер? На какие деньги дозакупить газ в 2021 году и по какому виду закупки заключать договор?

  

Газ — это товар, и до недавнего времени он был конкурентным. Основная процедура закупки в Законе Украины «О публичных закупках» (далее — Закон) — это открытые торги. Поэтому, если для закупки газа заказчик объявил открытые торги, то он поступил правильно.

Иной вопрос, состоятся ли эти открытые торги в условиях, сложившихся на сегодняшний день на рынке газа. И даже если они состоятся, будет ли предложена участниками цена газа в пределах, которые в чрезвычайной ситуации предлагает ООО «Газоснабжающая компания «Нефтегаз Трейдинг».

Як сьогодні закупити природний газ➤ Експертні відповіді на запитання

Она обеспечивает реализацию Меморандума о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере поставки тепловой энергии и поставки горячей воды в отопительном периоде 2021/2022 гг.(далее – Меморандум) в части реализации предложения для учреждений и организаций, которые финансируются из государственного или местных бюджетов, и используют природный газ для обеспечения всех своих потребностей, заключать договоры поставки природного газа со сроком поставки до 31 декабря 2021 года и отдельно – на весь 2022 год по цене 13 659,63 грн за 1 000 куб. м (без НДС и без учета тарифа на услуги по транспортировке природного газа).

Учитывая изложенное, заказчик может продлить открытые торги и заключить договор с их победителем, если этот договор будет соответствовать рыночной действительности.

В противном случае заказчику уместнее отменить такую закупку на основании того, что рассчитанная ожидаемая стоимость закупки не отвечает рыночной действительности, поскольку методика расчета не учитывала чрезвычайной ситуации и цены газа согласно Меморандуму

Такое нарушение может быть основанием для отмены торгов в связи с невозможностью устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства в сфере публичных закупок, ведь нарушен принцип экономии.

После этого заказчик сможет воспользоваться условиями для закупки газа, предусмотренными Меморандумом, в соответствии с порядком, обнародованным ГК «Нефтегаз Трейдинг».

   

Если заказчиком были дважды объявлены открытые торги, и они не состоялись из-за отсутствия достаточного количества участников, то заказчик может провести переговорную процедуру.

В соответствии с информационным письмом Минэкономики от 03.10.2020 № 3304-04/60124-06 при проведении переговорной процедуры закупки на основании двух отмен открытых торгов может изменяться ожидаемая стоимость и количественные характеристики предмета закупки, сроки поставки, выполнения работ, предоставления услуг.

Таким образом, если дополнительные деньги на закупку газа были выделены еще до обнародования сообщения о намерении заключить договор, заказчик может предусмотреть их в закупке по переговорной процедуре и увеличить объем и ожидаемую стоимость.

В то же время, если такие действия заказчика нарушат право участников предлагать поставку газа на конкурентной основе, и участники обжалуют условия переговорной закупки в части изменения количественных характеристик в орган обжалования, заказчик при рассмотрении жалобы, скорее всего, проиграет и требования участника будут удовлетворены. Это произойдет, потому что жалоба сама по себе является подтверждением наличия конкуренции, а какие-либо изменения условий открытых торгов в переговорной процедуре могут свидетельствовать об ограничении конкуренции со стороны заказчика.

Если же заказчик обнародовал сообщение о намерении заключить договор по результатам переговорной процедуры закупки и в это время ему выделят дополнительные деньги, то он не имеет оснований отменить указанную процедуру.

В этом случае на сумму дополнительно выделенных средств заказчик должен планировать новую закупку.

Додаткова закупівля газу в умовах надзвичайної ситуації
НАТАЛІЯ ЗАЄЦЬ,консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук, Київ
Замовник може застосовувати переговорну процедуру закупівлі за наявності підстав, передбачених частиною 2 статті 40 Закону № 922. За будь-якою з цих підстав обов’язково потрібне обґрунтування її застосування — з посиланням на експертні, нормативні, технічні та інші документи, що підтверджують наявність умов застосування переговорної процедури закупівлі.

Исходя из информационного письма Минэкономики от 03.09.2021 № 3304-04/54160-06, поскольку Законом установлено, что закупка осуществляется в соответствии с годовым планом, при возникновении новой или дополнительной потребности в товарах, работах или услугах, которую заказчик не мог предусмотреть, выделении дополнительных денежных средств, перераспределении денежных средств, сэкономленных в результате проведения процедур закупок, перераспределении средств, которые были запланированы на закупку другого(их) предмета(ов) закупки или финансирование других расходов, в иных подобных случаях заказчик может вносить соответствующие изменения в годовой план закупок путем создания новых и/или редактирования/удаления существующих строк годового плана с информацией о закупках.

В то же время, учитывая понятие «предмет закупки», такой предмет закупки (во вновь созданной или отредактированной строке годового плана) в вышеуказанных случаях будет считаться новым предметом договора и новым предметом закупок.

Поэтому вид закупки для такого предмета закупки должен определяться заказчиком с учетом стоимостных пределов, определенных Законом, и с учетом категории заказчика.

Як у додатковій закупівлі не допустити уникнення застосування Закону

При этом, учитывая что планирование осуществляется на основании имеющейся потребности в закупке, ожидаемая стоимость такого предмета закупки указывается заказчиком именно на момент внесения изменений в годовой план, без учета объемов закупок по аналогичному предмету закупки, которые уже были осуществлены в текущем году или проводятся при внесении изменений в годовой план.

Таким образом, в зависимости от суммы дополнительных средств, заказчик может заключить прямой договор до 50 тыс. грн, провести упрощенную закупку, если ожидаемая стоимость от 50 тыс. грн до 200 тыс. грн, или провести процедуру закупки от 200 тыс. грн. Он может, воспользовавшись условиями Меморандума и наличием чрезвычайной ситуации, не применять упрощенную закупку на основаниях ч. 7 ст. 3 Закона или же выбрать неконкурентную процедуру закупки — переговорную.

В любом случае заказчик должен обосновать наличие дополнительно выделенных средств. Подтверждением является финансовый документ, свидетельствующий, что получение этих денежных средств не планировалось на момент проведения предыдущей закупки.

Независимо от обстоятельств и выбранного заказчиком вида закупки, дополнительно выделенные средства являются основанием для определения нового предмета закупки.

logo