Регистрация договора в Казначействе

23 листопада 2021
932
Середній бал: 5 із 5
експерт, фахівець з публічних закупівель

Каждое уполномоченное лицо (УЛ) болеет за своевременное обеспечение потребностей учреждения в необходимых товарах, работах и услугах. Зарегистрировав тендерный договор в Казначействе, оно может ненадолго выдохнуть. Давайте выясним, кто и в какие сроки должен регистрировать договора в Казначействе? Какие документы для этого необходимы? Имеет ли право Казначейство отказать в регистрации и какие последствия несвоевременной регистрации?

Для регистрации тендерных договоров в Казначействе прежде всего следует внимательно ознакомиться с такими законодательными актами:

Укладання договору про закупівлю: ази, які знають не всі

Чтобы проводить регистрацию бюджетных обязательств необходимо понимать, что такое «бюджетное обязательство».

Определение содержится в статье 2 Бюджетного кодекса Украины:

бюджетное обязательство – это любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем».

То есть, зарегистрировать договор в Казначействе – это зарегистрировать бюджетное обязательство по договору.

Распорядители, получатели средств государственного и местных бюджетов, обособленные структурные подразделения распорядителей бюджетных средств (получателей бюджетных средств), к которым применяются требования бюджетного законодательства, определенные для распорядителей бюджетных средств (получателей бюджетных средств), обязаны руководствоваться положениями Приказа № 309 и осуществлять регистрацию договоров в казначействе.

Согласно пункту 2.1 Приказа № 309: "Орган Казначейства проверяет документы в соответствии с требованиями законодательства в сфере закупок путем пересмотра документов, размещенных в электронной системе закупок".

Обратите внимание, что протоколы уполномоченного лица дополнительные документы в Казначейство нести не нужно. Все необходимое работники ГКСУ находят в электронной системе закупок (ЭСЗ). Следует отметить, что между большинством учреждений и Казначейством настроена система дистанционного обслуживания «Клиент Казначейства – Казначейство».

Срок регистрации договоров в Казначействе

Сроки регистрации договоров в Казначействе регламентированы пунктом 2.2 Приказа № 309. Рассмотрим более подробно, сколько дней предусмотрено на регистрацию договора в Казначействе.

Так, заказчики в течение 7 рабочих дней с даты заключения договора обязаны осуществить его регистрацию в Казначействе.

При регистрации договора о закупке (договора, по которому применяется процедура закупки/упрощенная закупка товаров, работ и услуг) распорядитель бюджетных средств осуществляет регистрацию договора о закупке у Казначейства в течение 7 рабочих дней с даты обнародования отчета о результатах проведения процедуры закупки/отчета о результатах проведение закупки с использованием электронной системы закупок при наличии в учете органа Казначейства сметы (плана использования бюджетных средств) или в течение 7 рабочих дней с даты взятия на учет органом Казначейства сметы (плана использования бюджетных средств).

Обратите внимание на разницу в сроках регистрации договора о закупке и договора, заключенном без применения процедур закупок/упрощенных закупок.

Срок регистрации договора в Казначействе

Регистрация договора в Казначействе

Як зареєструвати в Казначействі договір про постачання газу

Кроме того, в случае изменения условий бюджетных обязательств (дополнительные договора, расторжения договора и т.п.) распорядитель бюджетных средств должен в течение 7 рабочих дней с даты их возникновения зарегистрировать в Казначействе такие изменения и предоставить соответствующие подтверждающие документы по уточнению реквизитов и показателей таких бюджетных обязательств.

Сотрудники Казначейства также ограничены в сроках при регистрации договоров, установленных пунктом 2.3. Приказ 309.

Подтверждающие документы, предоставленные распорядителем бюджетных средств / размещенные в электронной системе закупок, прорабатываются органом Казначейства:

  • за защищенными расходами, не требующими проведения процедур закупок/упрощенных закупок, - в течение 1 операционного дня;
  • по защищенным расходам, требующим проведения процедур закупок/упрощенных закупок (кроме капитальных расходов), — до 3 операционных дней;
  • по другим текущим расходам, кроме защищенных, и предоставлению кредитов из бюджета - до 3 операционных дней;
  • по капитальным расходам – до 5 операционных дней.

Орган Казначейства разрабатывает подтверждающие документы в определенные сроки, но не позднее последнего рабочего дня текущего бюджетного периода.

Реєстрація договору в казначействі
Ярослава Дуброваконсультант з публічних закупівель, Київ
Чи можуть замовник і переможець внести зміни до проєкту договору, коли підписують договір? Чи мають вони право відступати від проєкту договору? Можливо, учасник з пропозицією змінити проєкт договору в тендерній документації мав звернутися ще під час тендера?

Какие документы необходимы для регистрации договора в Казначействе

Ответ на этот вопрос находим в приказе ГКСУ №68.

Эти Методические рекомендации определяют перечень подтверждающих документов, предусмотренных законодательством, в зависимости от сущности платежа, предоставляемых распорядителями (получателями) бюджетных средств в Казначейство для регистрации бюджетных обязательств.

В приказе ГКСУ № 68 акцентировано внимание, что подаваемые в Казначейство договора должны содержать существенные условия в соответствии с законодательством.

Перечень подтверждающих документов для регистрации бюджетных обязательств приведен в приложении к приказу ГКСУ №68.

Вместе с договором в Казначейство подается, в случае осуществления предварительной оплаты за товары, работы, услуги, решение главного распорядителя бюджетных средств о возможности осуществления авансирования. Особое внимание при формировании пакета подтвердительных документов следует обратить при регистрации договоров, в которых предметом является закупка работ по капитальному строительству, реконструкции и реконструкции с элементами реставрации. В таком случае также следует предоставить в Казначейство:

  • титул объекта;
  • титул на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства (при финансировании в текущем году только проектно-изыскательских работ);
  • титул на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства (при финансировании в текущем году только проектно-изыскательских работ);
  • экспертный отчет по рассмотрению сметной части проектной документации;
  • календарный график выполнения работ;
  • план финансирования строительства;

Учтите, что в случае осуществления строительства объекта несколькими генеральными подрядчиками, договор подряда (контракт) подается отдельно по каждому исполнителю, для переходных объектов — дополнительный договор к договору подряда (контракта) на выполнение работ в текущем году.

Внимание! Органы Казначейства не зарегистрируют обязательства по договору в случае:

  • отсутствия у распорядителя бюджетных средств бюджетных ассигнований, установленных сметой;
  • отсутствие документов, подтверждающих факт взятия бюджетного обязательства;
  • отсутствия утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы (кроме случаев, в которых законодательством не предусмотрено его утверждение);
  • несоответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорту бюджетной программы;
  • отсутствие документов по закупке товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством в сфере закупок;
  • несоблюдение распорядителями бюджетных средств бюджетных полномочий и ограничений, вводимых законодательными и другими нормативно-правовыми актами;
  • несоблюдение требований по оформлению поданных документов.

Підстави визнати договір про закупівлю нікчемним

Статья 7 Закона Украины "О публичных закупках" четко указывает, что именно обязаны проверять работники Казначейства при регистрации обязательств по договорам о закупке. До осуществления оплаты по договору о закупке работник Казначейства проверяет наличие годового плана, договора о закупке и отчета о результатах проведения закупок с использованием электронной системы закупок, подтверждающих проведение процедуры закупки/упрощенной закупки и по результатам которой заключен договор о закупке.

Не допускает осуществление платежей со счета заказчика согласно взятому финансовому обязательству по договору о закупке в случаях:

  • отмены процедуры закупки/упрощенной закупки;
  • вступление в законную силу решения суда о признании результатов процедуры закупки/упрощенной закупки недействительной и/или договора о закупке ничтожным;
  • обжалование в соответствии со статьей 18 Закона Украины «О публичных закупках» на период приостановки процедуры закупки;
  • наличия решения органа обжалования в соответствии со статьей 18 Закона Украины «О публичных закупках».

Последствия несвоевременной регистрации договора в Казначействе

За нарушение бюджетного законодательства в части порядка регистрации и учета бюджетных обязательств или несвоевременную регистрацию бюджетных обязательств к распорядителям бюджетных средств применяются меры влияния в соответствии с Бюджетным кодексом Украины (пункт 4.2. Приказа № 309).

Несвоевременная регистрация бюджетного обязательства является нарушением бюджетного законодательства (п. 21 ч. 1 ст. 116 БК). За такое нарушение к участникам бюджетного процесса предусматривают меры воздействия, а именно:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства;
  • остановка операций с бюджетными средствами.

Однако гораздо хуже вообще не зарегистрировать договор в Казначействе. Ведь тогда руководитель заказчика имеет реальный шанс рассчитаться за поставленные товары, работы, услуги не за счет государственного (местного) бюджета, а за собственный.

Ведь обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных Бюджетным кодексом и Законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств является нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не производятся. Требования физических и юридических лиц о возмещении ущерба и/или вреда по обязательствам, взятым распорядителями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных Бюджетным Кодексом и Законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), взимаются с лиц, виновных во взятии таких обязательств в судебном порядке (пункт 4 статьи 48 БК).

Поэтому соблюдайте порядок регистрации договоров в Казначействе, чтобы соблюсти требования действующего законодательства.

 

logo