Отказ заказчика от подписания договора о закупке: последствия

17 січня 2022
162
Середній бал: 5 із 5
експерт, адвокатка зі спорів з контролюючими органами, консультантка з закупівель

Иногда, уже выбрав победителя торгов, заказчик отказывается от подписания договора о закупке с таким потенциальным поставщиком. Правомерно ли это, какие последствия ожидают заказчика и что говорит судебная практика, рассмотрим в данной статье

Имеет ли право заказчик отказаться от подписания договора о закупке

Если подходить формально, то Законом № 922 не предусмотрена для заказчика возможность отказаться от подписания договора о закупке.

В ч. 6 ст. 33 Закона № 922 предусмотрено, что заказчик заключает договор о закупке с участником, признанным победителем процедуры закупки, в течение срока действия его предложения. При этом заключить договор нужно не позднее чем через 20 дней со дня принятия решения о намерении заключить такой договор, в соответствии с требованиями тендерной документации и тендерного предложения победителя (в некоторых случаях срок может быть продлен до 60 дней).

Как видим, норма Закона № 922 звучит как: «заказчик заключает», а не «заказчик имеет право заключить». То есть Закон № 922 возлагает на заказчика беспрекословную обязанность заключить договор с победителем торгов, проект и существенные условия которого уже согласованы сторонами.

Готові рішення, щоб уникнути співпраці з недобросовісним підрядником

Готові рішення, щоб уникнути співпраці з недобросовісним підрядником

В то же время, здесь есть определенная дискриминация. Согласно ст. 13 Конституции Украины все субъекты права собственности равны перед законом. Поэтому, если участнику позволяется не заключать договор (ч. 7 ст. 33 Закона № 922), такое право должно быть и у заказчика. Теоретически это утверждение можно использовать при возникновении спора, но, как показывает судебная практика, рассмотренная далее в статье, заказчикам следует быть осторожными и соблюдать требования законодательства.

Обращаем также внимание, что формально Законом № 922 предусмотрена опция заказчика отказаться от заключения договора путем применения процедуры отмены тендера.

А именно, согласно ч. 1 ст. 33 Закона о публичных закупках заказчик отменяет тендер в случае:

  1. отсутствия дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ или услуг;
  2. невозможности устранения нарушений, возникших в связи с выявленными нарушениями законодательства в сфере публичных закупок, обязательно с описанием таких нарушений, которые невозможно устранить.


Важно! Как следует из ч. 3 ст. 32 Закона № 922, об отмене тендера по основаниям, определенным в частях 1, 2 данной статьи, должно быть четко сказано в тендерной документации.

Таким образом, заказчик может отказаться от подписания договора с участником согласно предписаниям ч. 1 ст. 32 Закона № 922.

Еще один важный момент.  Согласно ч. 5 ст. 33 Закона № 922 договор о закупке не может быть заключен раньше, чем через 10 дней с даты обнародования в ЭСЗ сообщения о намерении заключить договор. Это правило было установлено для того, чтобы участники могли обжаловать в АМКУ решение заказчика, в т.ч. о признании победителя.

Поэтому, если АМКУ признает, что какого-то участника отклонили неправомерно, заказчик вынужден будет подписать договор с таким участником, а не с тем, кого признал победителем. Избежать такой ситуации можно, обратившись в суд, а это – длительная процедура.

Відмова замовника від підписання договору про закупівлю: наслідки
Наталія Заєцьконсультант з публічних закупівель, канд. екон. наук, Київ
Під час тендеру ситуація може змінитися і закупівля стає непотрібною. Замовник може її відмінити — Закон дає таке право. Та як діяти, щоб відміну закупівлі учасники не оскаржували? А якщо скаргу подали, то як довести правомірність рішення замовника?

Последствия такого отказа

Заказчикам важно помнить, что если закупка отменена (фактически состоялся отказ от подписания договора) без надлежащего обоснования, то такое его решение может быть обжаловано в АМКУ и/или в суд.

В свою очередь, АМКУ может обязать заказчика упразднить решение об отмене процедуры закупки, а суд — поддержать эту правовую позицию.

Также суд может признать незаконным и отменить решение УЛ об отмене процедуры закупки. В этом случае суд может поддержать победителя торгов и взыскать с заказчика расходы победителя на:

  • использование системы электронных закупок;
  • страховой платеж согласно договору страхования (обеспечение тендерного предложения);
  • страховой платеж (обеспечение выполнения договора).

Также победители часто пытаются взыскать упущенную выгоду. Впрочем, на практике доказать ее наличие довольно сложно.

4 підказки для відміни тендеру, якщо немає змоги усунути порушення

Отказ заказчика от подписания договора о закупке: судебная практика

Судебные споры могут возникнуть как по КАС Украины, так и по ХПК Украины.

Например, по делу № 910/836/20, которое рассматривалось по ХПК Украины, победитель обратился в хозяйственный суд с требованиями:

- признать незаконным и отменить решение заказчика об отмене процедуры закупки;

- взыскать с заказчика ущерб в размере 44 525,29 грн, из которых:

  • 39 751,20 грн — за упущенную выгоду;
  • 1 700,00 грн — использование системы электронных закупок;
  • 1 152,78 грн — страховой платеж согласно договору страхования (обеспечение тендерного предложения);
  • 1 921,31 грн — страховой платеж согласно договору страхования (обеспечение выполнения договора).

Как следует из постановления Верховного Суда от 15.04.2021 по данному делу, суды поддержали правовую позицию победителя, кроме возмещения ему упущенной выгоды. Поскольку он не доказал, в чем она заключалась.

Верховный Суд учел свое постановление по делу № 904/4036/18 и указал на то, что исковые требования победителя должны быть удовлетворены, в частности, в связи с незаконностью решения заказчика, поскольку определение победителя процедуры закупки – истца и направление ему сообщения о намерении заключить договор свидетельствует о принятии (акцепте) предложения такого победителя. Поэтому суд утвердил, что процедура закупки фактически завершается принятием заказчиком решения о намерении заключить договор, и после опубликования сообщения о намерении заключить договор не может быть отменена или признана не состоявшейся.

То есть судебная практика указывает на то, что отменить закупку после опубликования сообщения о намерении заключить договор невозможно и такие действия будут неправомерными со стороны заказчика.

Для освещения судебной практики административного суда используем постановление Шестого апелляционного административного суда от 20.12.2021 по делу № 640/4236/21. Обратите внимание, что теоретически это постановление заказчик еще может обжаловать в Верховный Суд, но оно важно с точки зрения правовой позиции.

Итак, по этому делу заказчиком был опубликован протокол об отмене процедуры закупки в связи с тем, что исчезла необходимость в такой закупке. Участник обжаловал такое решение в АМКУ, который обязал заказчика отменить решение об отмене процедуры закупки. Заказчик обжаловал решение АМКУ в суд. Один нюанс: по этому делу стороны еще не согласовали заключение договора, но все же заказчикам стоит помнить о таких выводах судов.

Суды сослались на то, что каждое решение УЛ по отмене тендера или признанию его не состоявшимся должно быть документально обосновано и подтверждено, ведь участники имеют право его обжаловать, даже если оно принято на этапе уточнения условий тендерной документации до подачи тендерных предложений. А поскольку заказчиком по этому делу не была обоснована необходимость отмены закупки, суды поддержали правовую позицию АМКУ.

Из вышеизложенного следует, что при условии направления победителю сообщения о намерении заключить договор отказ от заключения договора приведет к негативным последствиям именно для заказчика. При этом отмена закупки в любом случае должна быть обоснована и документально подтверждена.

logo