Как определить ожидаемую стоимость работ

19 січня 2022
79
Середній бал: 5 із 5
експерт, консультантка з публічних закупівель, канд. екон. наук

Ожидаемая стоимость – одна из главных составляющих закупки, ведь она определяет цену предмета закупки. От правильного расчета ожидаемой стоимости закупки зависит, будет ли закупка конкурентной, ведь заниженная ожидаемая стоимость приведет к отсутствию участников и, соответственно, – конкурентной борьбе. Минэкономики приказом от 18.02.2020 № 275 утвердило Примерную методику расчета ожидаемой стоимости предмета закупки. Она предусматривает определение ожидаемой стоимости отдельно для товаров и услуг и отдельно для работ. Категория закупки работ — это сложный предмет закупки, который одновременно может предусматривать и закупку товаров, и закупку услуг. Поэтому рассмотрим, как рассчитывать ожидаемую стоимость работ?

 

Работы — это разработка проектной документации на объекты строительства, научно-проектной документации на реставрацию памяток архитектуры и градостроения, строительство новых, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и реставрацию существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по строительству объектов с разработкой проектной документации, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и сопроводительные работам услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и прочие услуги, которые включаются в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ (п. 27 ст. 1 Закона № 922);

Примерная методика определения ожидаемой стоимости предлагает определять ожидаемую стоимость проектных и проектно-поисковых работ с учетом видов и объемов работ, которые планируется закупить, в соответствии с ГСТУ Б Д.1.1-7: 2013 «Правила определения стоимости проектно-изыскательских работ и экспертизы проектной документации на строительство», принятого приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 08.08.2013 № 374.

Як визначати предмет закупівлі для робіт

Як визначати предмет закупівлі для робіт

Ожидаемая стоимость закупки работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции определяется с учетом ДСТУ Б Д.1.1-1: 2013 «Правила определения стоимости строительства», принятого приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 05.07.2013 № 293, а также Отраслевых производственных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечни работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 23.08.2011 № 301, в соответствии с разработанной и утвержденной проектно-сметной документацией.

Следует заметить, что ГСТУ Б Д.1.1-7: 2013 и ГСТУ Б Д.1.1-1: 2013 утратили силу и вместо них утверждены Сметные нормы Украины «Руководство по определению стоимости проектных, научно-проектных, изыскательских работ и экспертизе проектной документации на строительство» и «Руководство по определению стоимости строительства» (приказ Минрегиона от 01.11.2021 № 281 «Об утверждении сметных норм Украины в строительстве»; далее — Руководство).

Руководство по определению стоимости проектных, научно-проектных, изыскательских работ и экспертизе проектной документации на строительство определяет основные правила применения сметных норм и нормативов по ценообразованию в строительстве для определения стоимости проектных, научно-проектных, изыскательских работ, а также экспертизы проектной документации на строительство (далее – проектирование и экспертиза).

Это Руководство применяется при определении стоимости проектных, научно-проектных, изыскательских работ и экспертизе проектной документации на строительство на этапах определения сметной стоимости указанных работ, цены предложения участника процедуры закупки, договорной цены и при проведении взаиморасчетов за объемы выполненных работ.

Як визначити очікувану вартість робіт
Богдан Мороз,консультант з публічних закупівель, Київ
Замовники часто запитують про закупівлю розроблення проєктно-кошторисної документації. Чому слід використовувати термін «проєктна документація» та говорити про таку її частину, як кошториси? Допоможемо правильно визначити предмет закупівлі

Руководство по определению стоимости строительства определяет основные правила применения сметных норм и нормативов по ценообразованию в строительстве для определения стоимости нового строительства, реконструкции, капитального ремонта домов, зданий и сооружений любого назначения, их комплексов и частей, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, а также реставрации памяток архитектуры и градостроения (далее – строительство).

Эти Руководства обязательны для определения стоимости строительства объектов, сооружаемых с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии (далее – государственные средства).

Для того чтобы определить ожидаемую стоимость работ по строительству, заказчику следует заказать проектные работы.

Проектные работы – это работы, связанные с созданием проектной документации, состоящей из утвержденных текстовых и графических материалов, которыми определяются градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические, технологические решения, а также из смет объектов строительства.

Сметная стоимость проектных, научно-проектных, изыскательских работ определяется:

1) с применением процентных показателей стоимости проектных работ к стоимости строительных работ, а для объектов производственного назначения, отдельных объектов непроизводственного назначения и объектов телекоммуникаций – с учетом стоимости оборудования;
2) на основании сборников цен на проектные, научно-проектные, изыскательские работы;
3) калькуляционным методом.

Стоимость проектных работ для объектов строительства, которые имеют отраслевые особенности и к которым выдвигаются дополнительные требования, может определяться по соответствующим сметным нормам.

Строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, нормами и правилами в порядке, определенном Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

Поэтому создание проектной документации – обязательное условие для работ по строительству. Для капитального ремонта в отдельных случаях может быть достаточно дефектных актов.

В соответствии с приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 16.05.2011 № 45 «Об утверждении Порядка разработки проектной документации на строительство объектов» (далее — Приказ № 45) для обеспечения проектирования объекта строительства заказчик должен предоставить генпроектировщику (проектировщику) исходные данные на проектирование.

Основные составляющие исходных данных:

  • градостроительные условия и ограничения;
  • технические условия;
  • задание на проектирование.

Задание на проектирование объектов строительства составляется с учетом требований государственных строительных норм ДБН А.2.2-3: 2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство» и утверждается заказчиком по согласованию с генпроектировщиком (проектировщиком).

Для объектов нового строительства, реконструкции и технического переоснащения, финансирование которых будет осуществляться за счет государственных капитальных вложений и/или кредитов (займов), привлеченных государством или под государственные гарантии, задание на проектирование (корректировку проекта) составляется на основании одобренного или отобранного в установленном законодательством порядке инвестиционного проекта, которым обоснована целесообразность такого строительства.

Договоры на выполнение проектных работ регулируются порядком, установленным Общими условиями заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденными постановлением КМУ от 01.08.2005 № 668.

Выбор генпроектировщика (проектировщика) для разработки проектной документации объектов строительства, осуществляемого с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, кредитов, предоставленных под государственные гарантии, проводится в соответствии с Законом № 922.

После создания проектной документации нужно провести экспертизу проектной документации на строительство, которая окончательно подтвердит цену проекта.

Экспертиза проектной документации – это работа, связанная с определением соответствия проектных решений исходным данным на проектирование, нормативно-правовым актам, строительным нормам, стандартам и правилам. Экспертиза – завершающий этап разработки проектной документации.

Цель проведения экспертизы проектов строительства (далее – экспертиза) – определение и проверка качества проектных решений путем выявления отклонений от требований к прочности, надежности и долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, в частности по соблюдению нормативов по вопросам создания условий для беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения, допустимому проценту застройки земельного участка, предельно допустимой высоты строительства и плотности населения, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, охраны труда, экологии, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, энергосбережения, сметной части проекта строительства. Экспертиза – завершающий этап разработки проектов строительства.

В соответствии с пунктом 4.8 ГСТУ 8907: 2019 «Руководство по организации проведения экспертизы проектной документации на строительство» и постановлением КМУ от 11.05.2011 № 560 «Об утверждении Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы и признания утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» обязательной экспертизе подлежит проектная документация на новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и техническое переоснащение объектов строительства, которую утверждают (одобряют) на следующих стадиях проектирования:

  • технико-экономическое обоснование (ТЭО)
  • технико-экономический расчет (ТЭР)
  • эскизный проект (ЭП)
  • проект (П)
  • рабочий проект (РП).

При этом важно, что обязательной экспертизе подлежат проекты строительства объектов, которые:

  • по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями, – относительно соблюдения нормативов по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, прочности, надежности, долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, в т.ч. соблюдения нормативов по вопросам создания условий для беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения;
  • сооружаются на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями, – относительно их прочности, надежности и долговечности;
  • сооружаются с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, если их сметная стоимость превышает 300 тыс. грн, – относительно сметной части проекта строительства;
  • подлежат оценке влияния на окружающую среду согласно закону Украины «Об оценке влияния на окружающую среду» в части учета результатов оценки влияния на окружающую среду.

Як визначити очікувану вартість робіт
КРІСТІНА АРТЕМЕНКОконсультант із закупівель робіт з будівництва, Київ
Підприємство планує закупити роботи з будівництва. В проєкті, крім будівельних робіт, передбачене постачання та монтаж устаткування. Хто має закуповувати це устаткування — підрядник чи замовник? Чи можна включити закупівлю устаткування до закупівлі підрядних робіт?

По решению заказчика строительства может проводиться также экспертиза других проектов строительства или отдельных разделов проектной документации.

Если в состав строения (комплекса) входит хотя бы один объект, который по классу последствий (ответственности) относится к объектам со средними (СС2) или значительными (СС3) последствиями, проект строительства подлежит обязательной экспертизе по всем направлениям.

В случае если объектом строительства является комплекс (строение), в состав которого входят объекты, относящиеся по классу последствий (ответственности) к объектам с незначительными последствиями (СС1) и по совокупным показателям превышающие уровень, установленный для объектов с соответствующим классом последствий (ответственности), проект строительства подлежит обязательной экспертизе по всем направлениям.

Деление проекта строительства на стадии технико-экономического обоснования, технико-экономического расчета или эскизного проекта на очереди не освобождает от необходимости обязательного проведения экспертизы проектной документации на отдельную очередь, которая подлежит утверждению в установленном порядке.

По желанию заказчика или проектировщика для подтверждения правильности принятых проектных решений согласно пункту 4.9 ГСТУ 8907: 2019 может быть проведена экспертиза проектной документации на строительство объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с:

    1. незначительными последствиями (СС1) в целом по отдельным направлениям и отдельным разделам проектной документации на строительство;
    2. средними последствиями (СС2) и значительными последствиями (СС3) по отдельным направлениям и отдельным разделам проектной документации на строительство.

Экспертиза проводится по договорам, заключенным между заказчиком экспертизы и экспертной организацией согласно законодательству. Минрегион осуществляет нормативно-методическое обеспечение проведения экспертизы и определяет нормативы исчисления ее стоимости.

После проведения экспертизы проектной документации должен быть утвержден проект строительства. Порядок его утверждения определен постановлением КМУ от 11.05.2011 № 560 «Об утверждении Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины».

Таким образом, для определения ожидаемой стоимости работ по строительству заказчику необходимо сначала осуществить закупку проектных работ, обеспечить проведение их экспертизы и утвердить проект строительства. Ожидаемая стоимость проектных работ определяется по формулам и показателям Руководства по определению стоимости проектных, научно-проектных, изыскательских работ и экспертизе проектной документации на строительство.

logo