Закупка разных предметов закупки в одном договоре: предостережения для заказчиков

24 січня 2022
169
Середній бал: 5 із 5
експерт, юрист, заступник начальника служби матеріально-технічного постачання та закупівель ДП «МТП «Чорноморськ»

Часто новички в публичных закупках спрашивают: «Закупка товаров по разным кодам – один договор или нет?». Для того чтобы помочь уполномоченным лицам освоить азы закупок, объясним, может ли быть в одном договоре несколько предметов закупки.

 

Чтобы выяснить, можно ли закупать разные предметы закупки в одном договоре, прежде всего необходимо определиться в следующих вопросах:

  • что такое «договор о закупке» и какие требования устанавливаются к таким договорам согласно Закону № 922;
  • все ли договоры, заключенные с учетом требований Закона № 922, считаются «договорами о закупке»;
  • в каких именно договорах можно соединить несколько предметов закупки.

Як правильно визначити предмет закупівлі

Як визначити предмет закупівлі: гра за новими правилами

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 договор о закупке — хозяйственный договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки / упрощенной закупки и предусматривает платное предоставление услуг, выполнение работ или приобретение товара.

Исходя из изложенного, в случае закупок товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 50 тыс. грн и проведение которых возможно без использования электронной системы закупок (договор о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 922), и в случае приобретения заказчиком товаров, работ и услуг, стоимость которых равна или превышает 50 тыс. грн и меньше стоимости, установленной в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 922, которое осуществляется без применения порядка проведения упрощенных закупок в соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона № 922, такие договоры не являются «договорами о закупке» в понимании требований Закона № 922.

В соответствии с ч. 4 ст. 41 Закона № 922 условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения / предложения по результатам электронного аукциона (в т. ч. цены за единицу товара) победителя процедуры закупки / упрощенной закупки или согласованной цены предложения участника в случае применения переговорной процедуры.

Напомним, что при обнародовании объявления о проведении упрощенной закупки и вместе с тендерной документацией на проведение процедуры закупки заказчик обнародует в электронной системе закупок проект договора. Поскольку процедура закупки / упрощенная закупка объявляется по одному предмету закупки, проект договора также должен предусматривать предмет закупки по единому коду ДК 021:2015.

Таким образом, заключение одного договора о закупке для разных предметов закупки по результатам проведения процедуры закупки / упрощенной закупки невозможно.

Исключение – договор, заключенный по результатам проведения мультилотовой закупки по нескольким лотам с одним победителем.

Внимание! В таком случае в договоре указываються, среди прочего, коды отдельных частей предмета закупки (лотов) по показателям четвертой – восьмой цифр Единого закупочного словаря, если такое деление на лоты производится по показателям, но предмет закупки остается единым. То есть в данном случае это не будет считаться закупкой разных предметов закупки в одном договоре.

При проведении закупки в порядке, определенном ч. 3 ст. 3 Закона № 922, то есть если стоимость предмета закупки не превышает 50 тыс. грн, заказчик может позволить себе сочетание предметов закупки по разным кодам Единого закупочного словаря в одном договоре.

Напомним, что отчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок, должен содержать информацию, определенную п. 3 ст. 3 Закона № 922, в частности дату заключения и номер договора/документа (документов), подтверждающих приобретение товара (товаров), работ и услуги (услуг). Следовательно, Закон № 922 не содержит ограничений по использованию заказчиком вида документа, подтверждающего приобретение товара (товаров), работ и услуги (услуг), стоимость которых не превышает 50 тыс. грн, и, соответственно, не устанавливает требований к договорам, если таковые заключаются заказчиком для проведения «допороговой» закупки.

Вместе с тем, заказчики должны помнить, что в таком случае каждый код Единого закупочного словаря — это отдельная закупка, по которой обнародуется информация в годовом плане в соответствии с требованиями ст. 4 Закона № 922. Кроме того, по каждому определенному в договоре предмету закупки заказчик должен обнародовать в электронной системе закупок в соответствии со ст. 10 данного Закона отчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок.

То есть, если заказчик в одном договоров сочетает закупку четырех разных предметов, должны быть обнародованы четыре отдельных отчета о закупке по каждому такому предмету. При этом заказчик указывает реквизиты одного и того же договора. В каждом таком отчете заказчик может определить один предмет закупки, а в полях с информацией о цене – указать стоимость отдельного предмета закупки, а не договора в целом.

Таким образом, при соблюдении заказчиком стоимостных пределов и порядка обнародования информации в электронной системе закупок не будет нарушением законодательства заключение договора с указанием разных предметов закупки по разным кодам Единого закупочного словаря.

При приобретении заказчиком товаров, работ и услуг, осуществляемом без применения порядка проведения упрощенных закупок, согласно ч. 7 ст. 3 Закона № 922, теоретически также возможно объединение нескольких кодов Единого закупочного словаря в одном договоре. Но ч. 7 ст. 3 Закона № 922 устанавливает четкие основания для заключения договоров без проведения упрощенных закупок. Следовательно, при желании соединить разные предметы закупки в таких договорах заказчик должен удостовериться, что выбранное основание имеется и обосновано для каждого такого предмета закупки.

logo