Обоснование аномально низкой цены: что учесть участнику и заказчику

14 лютого 2022
74
Середній бал: 5 із 5
експерт, адвокатка зі спорів з контролюючими органами, консультантка з закупівель

Что такое аномально низкая цена, как ее определяют и что делать заказчику, если его цена признана аномально низкой, – подскажет эксперт.

 

Когда цена тендерного предложения может быть признана аномально низкой

Дефиниция аномально низкой цены содержится в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 922. Это цена наиболее экономически выгодного тендерного предложения по результатам аукциона, которая меньше на 40 или более процентов от среднеарифметического значения цены/приведенной цены тендерных предложений других участников на начальном этапе аукциона, и/или меньше на 30 или более процентов следующей цены/приведенной цены тендерного предложения по результатам проведенного электронного аукциона. Аномально низкая цена определяется электронной системой закупок (далее – ЭСЗ) автоматически при условии наличия не менее двух участников, подавших свои тендерные предложения по предмету закупки или его части (лоту).

Обґрунтування аномально низької ціни: що врахувати учаснику та замовнику

Коли ціну вважатимуть аномально низькою

Например, участники установили такие цены: № 1 – 500 тыс. грн, № 2 – 480 тыс. грн, № 3 – 220 тыс. грн.

Среднеарифметическое значение составит: (500 + 480 + 220) : 3 = 400 тыс. грн.

Итак, 400 тыс. грн – 100%, а 220 тыс. грн составляет 55% от этой суммы, то есть меньше на 45% от среднеарифметической цены, а значит, считается аномально низкой.

Следующая цена – 480 тыс. грн, и разница составляет уже 54,2%, а не разрешенные 29,9999%.

Важно! Согласно ч. 5 ст. 30 Закона № 922 ЭСЗ автоматически производит расчет аномально низкой цены на всех этапах электронного аукциона и информирует об этом участника процедуры закупки и заказчика. Поэтому о какой-либо необъективности заказчика не может идти и речи.

 

Аномально низкая цена: обоснование

Если ЭСЗ выявлено, что в тендерном предложении участника цена – аномально низкая, такому участнику дается шанс для объяснений.

В частности, согласно ч. 14 ст. 29 Закона № 922 участник, тендерное предложение которого является наиболее экономически выгодным, но содержит аномально низкую цену, в течение одного рабочего дня со дня определения наиболее экономически выгодного тендерного предложения должен предоставить в произвольной форме обоснование цен или стоимости соответствующих ТМЦ/работ/услуг.

Например, если наиболее экономически выгодное тендерное предложение было определено в пятницу, участник должен предоставить свое обоснование в понедельник (если это не выходной или праздничный день, например первый понедельник после Пасхи).

Обратите внимание, что ЭСЗ сама устанавливает предельный срок представления участником обоснования аномально низкой цены, например до 15.02.2022, 00:00 часов.

Такое обоснование подается через ЭСЗ в электронном файле. Как правило, оно печатается, а затем уже напечатанное письмо сканируется и отправляется в формате pdf. Но если файл слишком объемный или содержит несколько документов, его можно сжать и отправить в формате rar.

Участникам следует помнить, что заказчик может отклонить аномально низкое тендерное предложение в случае, если участник не предоставил надлежащего обоснования указанной в ней цены или стоимости, либо предоставил, но несвоевременно.

Вместе с тем, Закон № 922 не дает четкой формулировки понятия «надлежащее обоснование цены», поэтому заказчик может по своему усмотрению определять, надлежащее ли обоснование, или его можно не принимать во внимание.

Впрочем, в ч. 14 ст. 29 Закона№ 922 содержится примерный перечень информации, которую может содержать обоснование, в частности информация о:

1) достижении экономии благодаря примененному технологическому процессу производства товаров, порядку оказания услуг или технологии строительства;

2) благоприятных условиях, при которых участник может поставить товары, оказать услуги или выполнить работы, в частности специальном ценовом предложении (скидке) участника;

3) получении участником государственной помощи согласно законодательству.

 

Судебная практика

При указанных обстоятельствах участникам следует учесть сложившуюся судебную практику. Правда, сейчас речь пойдет о постановлениях судов апелляционной инстанции, часть из которых еще может быть отменена Верховным Судом. Но эти судебные решения дают примерное представление о том, с чем могут столкнуться участники, у которых возникнет вопрос обоснования аномально низкой цены.

Итак, Шестым апелляционным административным судом в постановлении от 19.05.2021 по делу № 640/30067/20 был исследован случай, когда участник, предоставивший обоснование, которое не было принято во внимание заказчиком, подал жалобу в АМКУ. АМКУ поддержал позицию участника, но заказчик обратился в суды, которые поддержали заказчика.

Суды отметили, что обоснование аномально низкой цены – это обязанность участника процедуры. Впрочем, определение того, надлежащим ли является обоснование, по мнению судов – понятие оценочное.

Суды согласились с заказчиком, что участником (подавшим жалобу в АМКУ, что повлекло возникновение этого судебного дела) было предоставлено ненадлежащее обоснование. Суды исходили из того, что участник предоставил объяснения, которые фактически содержат общие фразы по поводу наличия у него команды специалистов (не был предоставлен расчет уровня оплаты труда), выхода на новый рынок (суды признали это утверждение абстрактным) и применения технологического процесса предоставления услуг разработки проекта за счет ранее приобретенного опыта на аналогичных проектах (участник не предоставил никаких доказательств таких доводов и никаких расчетов по аналогичным работам (услугам), которые уже были выполнены), а также не предоставил никаких  расчетов заявленной в тендерном предложении цены. Поэтому суды пришли к заключению, что, согласно предписаниям действующего законодательства, цена является существенным условием договорных правоотношений, а значит, изменение цены должно быть обосновано документально – подкреплено расчетами.

Обґрунтування аномально низької ціни: що врахувати учаснику та замовнику

ЧИТАТИ відповідь експерта

Из этого дела следует, что участникам при обосновании причины слишком низкого уровня цены нужно описать весь процесс поставки ТМЦ / оказания услуг и предоставить расчеты цены и других факторов (элементов), влияющих на определение уровня цены. В частности, но не исключительно, как было рассчитано:

  •  уровень оплаты труда работников участника (этот момент больше касается предоставления услуг/ выполнения работ);
  • себестоимость поставляемых ТМЦ (например, участнику были предоставлены скидки из-за большого объема приобретенных ТМЦ, как постоянным клиентом).

 Кроме того, нужно предоставить объяснение и расчеты (по возможности), что у участника есть технологии, удешевляющие процесс.

А в постановлении Восьмого апелляционного административного суда от 10.08.2021 по делу № 380/2029/21 (пров. № А/857/12993/21, которое не обжаловано в Верховный Суд), суд отметил, что участником своевременно был загружен в ЭСЗ файл, в котором было обоснование низкой цены и смета, подтверждающая цену предлагаемых проектных работ.

Среди прочего, благоприятные условия выполнения работ участник объяснил тем, что он имеет значительный опыт в данной сфере, и предоставил перечень аналогичных работ с указанием договоров. Опыт выполнения аналогичных работ, большой объем проектных работ, которые на то время выполнял участник, современное оборудование и материально-техническая база (которую участник надлежащим образом подтвердил документами, предоставленными в составе ценового предложения) позволили участнику уменьшить сумму ценового предложения.

И еще одно: не стоит объяснять, что цена у участника низкая, потому что он купил определенные ТМЦ (например, технику, горючее, консервы и т. п.) полтора года назад, ведь это может свидетельствовать о том, что ТМЦ уже ненадлежащего качества.

Обґрунтування аномально низької ціни: що врахувати учаснику та замовнику
ОЛЕНА СТЕПАНОВА,директор ТОВ «СІ БІЗНЕС КОНСАЛТИНГ», Одеса
У вимогах до змісту ТД, які передбачає Закон № 922, йдеться про обов’язок замовника встановити опис та приклади формальних (несуттєвих) помилок. Проте Наказ № 710 містить лише Перелік з такими помилками. Як тоді замовнику встановити вимоги до формальних (несуттєвих) помилок, які б відповідали пункту 19 частини 2 статті 22 Закону № 922?

Выводы

Устанавливая цену на свои ТМЦ/услуги, участник должен учесть, что его цену могут признать аномально низкой. Поэтому при подготовке тендерного предложения ему нужно сразу подготовить и обоснование, почему он предлагает именно такую цену, ведь срок на предоставление объяснений чрезвычайно короткий.

logo