Штрафы в госзакупках

18 лютого 2021
631
Середній бал: 5 із 5
експерт, адвокатка зі спорів з контролюючими органами, консультантка з закупівель

Для того чтобы должностные лица заказчиков соблюдали законодательство в сфере публичных закупок, государством установленные штрафы и даже предусмотрена уголовная ответственность за нарушения. На кого и за что налагают штрафы в госзакупках, узнайте сейчас, дабы не наразиться на неприятности потом.

Виды ответственности в госзакупках

Главная особенность сферы публичных закупок — то, что к ответственности привлекаются должностные лица заказчика в понимании Закона № 922, а не сам заказчик как юридическое лицо. Единственное исключение из этого правила — если заказчик нарушил требования законодательства о защите экономической конкуренции.

Итак, различают два вида ответственности:

  • административную;
  • уголовную.

Какова ответственность за препятствие проверке

Административная ответственность в сфере госзакупок наступает за нарушения ст. 16414 КУоАП и предусматривает наказание в виде штрафов.

Уголовная ответственность в сфере госзакупок наступает за более серьезное правонарушение и предусмотрена Уголовным кодексом Украины (УК). В этом случае речь может идти не просто о штрафе, но и об ограничении/лишении свободы.

Кого наказывают за нарушения в сфере публичных закупок

В соответствии со ст. 16414 КУоАП административная ответственность может применяться к должностным лицам (в понимании Закона № 922) заказчика: членам тендерного комитета, уполномоченному лицу (далее — УЛ) и руководителю.

Члены тендерного комитета и УЛ несут ответственность согласно одним частям статьи 1641 4 КУоАП, а руководитель — согласно другим. Поэтому к ним применяются и разные штрафы.

Уголовная ответственность может распространяться на всех физических лица, причастных к преступлению, но обычно применяется к руководителю или членам тендерного комитета.

Наиболее распространенными статьями УК для таких нарушений являются:

  • ст. 191 — «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением». В частности, по делу № 752/2508/20, которое еще расследуется, полиция подозревает членов тендерных комитетов и субъектов хозяйственной деятельности (участников) в том, что по предварительному сговору они решили незаконно завладеть денежными средствами бюджета города Киева;
  •  ст. 366 — «Служебная подделка». По делу № 638/9279/16-к директор департамента ЖКХ, злоупотребляя своим служебным положением, обязался обеспечить победу определенному участнику в конкурсных торгах, подписал с ним договоры и акты приема выполненных строительных работ, в которые были внесены заведомо ложные сведения. Кроме того, были подписаны платежные поручения на перечисление бюджетных средств и поданы в орган Государственной казначейской службы. По этому делу директора признали также виновным по ст. 191 УК;
  • ст. 367 — «Служебная небрежность». По делу № 523/6680/20 директор Учреждения коммунальной собственности был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 367 УК. Он разрешил оплату горючего, приобретенного за счет бюджетных средств, по ценам, значительно превышающим первоначальные договорные цены, а также рыночные цены. Важно! По этому делу поставщик предоставил ненадлежащую справку от ТПП, в которой речь шла о ценах на горючее на определенных АЗС, а не о рыночных ценах на территории Украины.

Кто может применить штраф в публичных закупках

Согласно предписаниям ч. 1–2 ст. 16414, ст. 221, 2341 КУоАП применять штрафы имеют право органы Госаудитслужбы (далее – ГАС). При этом постановление органа ГАС можно обжаловать в местный общий суд.

Также органы ГАС имеют право выявлять нарушения, за которые предусмотрены штрафы согласно ч. 3–6 ст. 16414 КУоАП, но применять такие штрафы (принимать постановление о привлечении нарушителя к ответственности) может исключительно местный общий суд. Такое постановление обжалуют только в апелляционный суд соответствующей области (г. Киева).

К уголовной ответственности может привлечь исключительно суд. При этом, если лицо подало апелляционную жалобу, оно будет считаться невиновным до разбирательства дела апелляционным судом.

В зависимости от тяжести преступления суд может как ограничиться штрафом, так и ограничить/лишить свободы на определенное время.

На практике нередко наблюдаем следующее: суды признают лицо виновным, но освобождают от ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 49 УК) или освобождают от отбывания наказания, но дают срок для испытания (ст. 75 УК).

Поэтому должностным лицам заказчика нужно внимательно относиться ко всем документам, которые подаются с тендерным предложением, а особенно — касающимся заключения дополнительных договоров.

✔️ Когда можно доказать малозначительность правонарушения и не быть привлеченным к ответственности ️

Порядок применения административных штрафов

Статья 16414 КУоАП предусматривает ответственность за четыре вида нарушений. При этом за два из них сумма штрафа увеличивается, если одно и то же физическое лицо совершило нарушение повторно в течение года. Внимание! В данном случае речь идет именно о календарном годе, иначе было бы сказано: «в течение 12 календарных месяцев подряд»).

Административная ответственность по ст. 16414 КУоАП

Часть
ст. 16414
КУоАП 

Состав нарушения

Ответственность

Срок применения штрафа

 

Ч. 1

Нарушение порядка определения предмета закупки; несвоевременное предоставление или непредоставление заказчиком разъяснений по содержанию тендерной документации; тендерная документация составлена не в соответствии с требованиями закона; размер обеспечения тендерного предложения, установленный в тендерной документации, превышает пределы, определенные законом; необнародование или нарушение сроков обнародования информации о закупках; необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках, которые проводятся в соответствии с положениями Закона Украины от 17.03.20 г. № 530-IX, непредоставление информации, документов в случаях, предусмотренных законом; нарушение сроков рассмотрения тендерного предложения

 Наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика — 100 НМДГ. Т. е. 1700 грн   

Не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения,
а при длящемся правонарушении — не позднее чем через два месяца со дня его выявления 

Ч. 2

Действия, предусмотренные ч. 1, совершенные лицом, которое в течение года было подвержено админвзысканию за такие же нарушения

Наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика — 200 НМДГ. Т. е. 3 400 грн

Ч. 3

Приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок в соответствии с требованиями закона; применение конкурентного диалога или торгов с ограниченным участием, или переговорной процедуры закупки на условиях, не предусмотренных законом; неотклонение тендерных предложений подлежавших отклонению в соответствии с законом; отклонение тендерных предложений на основаниях, не предусмотренных законом или не в соответствии с требованиями закона (безосновательное отклонение); заключение с участником, ставшим победителем процедуры закупки, договора о закупке, условия которого не соответствуют требованиям тендерной документации и/или тендерного предложения победителя процедуры закупки; внесение изменений в существенные условия договора о закупке в случаях, не предусмотренных законом; внесение недостоверных персональных данных в электронную систему закупок и необновление в случае их изменения; нарушение сроков обнародования тендерной документации

 Наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика — 1500–3000 НМДГ. Т. е. от 25500 до 51000 грн    

Может быть наложен (применен) в течение шести месяцев со дня его выявления, но не позднее двух лет со дня совершения нарушения

Ч. 4

Действия, предусмотренные ч. 3, совершенные лицом, которое в течение года было подвержено админвзысканию за такие же нарушения

Наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика — 3000–5000 НМДГ. Т. е. от 51000,00 до 85000грн

Штрафы, применяемые исключительно к руководителю заказчика

 

Ч. 5 

Невыполнение решения Антимонопольного комитета Украины как органа обжалования по результатам рассмотрения жалоб субъектов обжалования, подача которых предусмотрена законом

 

Наложение штрафа — 2000–5000 НМДГ. Т.е. от 34 000 до 85000грн 

Может быть наложен (применен) в течение шести месяцев со дня его выявления, но не позднее двух лет со дня совершения нарушения

 Ч. 6 

Заключение договоров, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок, определенных законом 

 Наложение штрафа — 2000–10 000 НМДГ. Т.е. есть от 34000 до 170 000 грн

Может быть наложен (применен) в течение шести месяцев со дня его выявления, но не позднее двух лет со дня совершения нарушения

Итак, прежде чем заказчик решит приобретать определенные ТМЦ/услуги, его должностные лица должны ответственно отнестись к определению предмета закупки, соблюдать процедуру и учитывать предписания контролирующих органов. Помните, что каждый при наличии надлежащих доказательств может доказать в суде, что не совершал правонарушения, в том числе преступления.

logo