Закупка работ за государственные средства: определяем правильно стоимостные границы и предмет закупки

10 травня 2019
11
Середній бал: 5 із 5

Закупка работ - не столь распространенное явление в жизни заказчика, как закупка товаров или услуг. К слову, закупка работ стоит немалых средств, ведь недаром для них законодатели установили гораздо большие стоимостные пределы. Поэтому, по нашему мнению, стоит отвести закупки работ отдельную обобщающую статью.

Прежде всего напомним стоимостные пределы, в которых проводится закупка работ.

⚡️ Закупівлі-2021: плануємо за новими вимогами

Так, заказчики четко соблюдают требования Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII (далее - Закон о публичных закупках), если стоимость предмета закупки работ составляет 1500000 грн. (ч. 1 ст. 2 Закона о публичных закупках). Если же речь идет о заказчике-монополиста, он проводит закупочные процедуры, когда стоимость закупок работ - 5 млн. грн.

И только тогда, когда ожидаемая стоимость закупки работ за государственные средства ниже, чем такая стоимость, заказчик имеет право выбора - проводить открытые торги через электронную систему закупок ProZorro или заключить прямой договор о закупке.

Как видим, стоимостные пределы для закупки работ через ProZorro выше, чем на приобретение товаров и услуг (200 тыс. грн и 1 млн грн соответственно), поэтому важно правильно определить, что же относится к работам в понимании Закона о публичных закупках.

Чтобы облегчить жизнь заказчикам, законотворческие обобщили все, что принадлежит к определению «работы», в пункте 22 части первой статьи 1 Закона о публичных закупках.

Поэтому работы это:

  • проектирование;
  • строительство новых, расширение, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения;
  • работы по нормированию в строительстве;
  • геологоразведочные работы;
  • техническое переоснащение действующих предприятий;
  • сопроводительные работам услуги, в т. ч. геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка, и другие услуги, что включаются в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ.

Как видим, к работам при определенных условиях могут принадлежать и услуги.

Закупка работ за государственные средства: определяем правильно стоимостные границы и предмет закупки
ЯРОСЛАВА ДУБРОВА,консультант з публічних закупівель, Київ
За результатами торгів замовник уклав договір про закупівлю. У розділі щодо предмета договору він вказав назву предмета закупівлі без коду за національним класифікатором ДК 021:2015.

Когда услуги определяют, как предмет закупки работ

Как следует из приведенного нами определения, здесь предмет закупки это:

  • работы по созданию проектной документации объекта строительства;
  • работы непосредственно с его строительства (расширения, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, технического переоснащения);
  • другие сопроводительные работам услуги.

Однако сопроводительные работам услуги можно отнести к работам только при определенных условиях, если:

  • во-первых, они включены в сметную стоимость работ этого объекта;
  • во-вторых, стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ.

Примерами таких сопроводительных работам услуг могут служить, в частности, экспертиза проектной документации, авторский надзор, технический надзор. В понимании Закона о публичных закупках каждая из этих услуг соответствует определению «работы», поэтому в случае если ее стоимость, меньше стоимостной границы 1500000. грн., Закупка каждой из них не требует обязательного применения Закона.

Минэкономразвития в письме от 25.11.2016 № 3302-01/38216-06 подробно разъяснило, когда сопроводительные работам услуги относятся к определению «работы». Имеются в виду случаи, когда:

  • такие услуги по объекту строительства включены в сводный сметный расчет;
  • стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ (строительства).

В других выпадах закупка проводится по соответствующим определением предмета согласно термином «услуги» на основании пункта 17 части первой статьи 1 Закона о публичных закупках.

Определение предмета закупки работ

Для определения предмета закупки работ, как для других закупок, заказчик пользуется рядом определения предмета закупки, утвержденным приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 № 454 (далее - Порядок № 454).

Как и прежде, предмет закупки работ следует определять в соответствии с разделом III Порядка № 454. То есть заказчик будет делать это по пункту 22 части первой статьи 1 Закона о публичных закупках:

  • по объектам строительства;
  • с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1: 2013 «Правила определения стоимости строительства», принятых приказом Минрегионстроя от 05.07.2013 № 293, и отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182: 2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечень работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 23.08.2011 № 301;
  • с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями второй - пятой цифр Единого закупочного словаря.

Как видим, важное значение для предмета закупки работ является его определение по объектам строительства.

Объект строительства - это здания, строения, сооружения любого назначения, их комплексы или части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры в соответствии с ДБН А.2.2-3-2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденного приказом Минрегиона от 04.06.2014 № 163.

При определении ожидаемой стоимости предмета закупки работ заказчики руководствуются данным сметы (сметного расчета) на весь объект строительства.

То есть если работы проводятся по отдельному объекту, на который составлен отдельная объектная смета (сметный расчет), их закупку заказчик осуществляет, руководствуясь ценными пределами, установленными частью первой статьи 2 Закона о публичных закупках. И если стоимость работ ниже за пределы, указанные в части первой статьи 2 настоящего Закона, проводится закупка без применения процедур.

Когда возможна дополнительная закупка работ за государственные средства

Если заказчик заключил договор на выполнение работ, при выполнении которых возникла потребность в дополнительные закупки (проведении дополнительных строительных работ, которые не были включены в первоначальный проект), стоимость которой превышает пределы, установленные частью первой статьи 2 Закона, заказчик может осуществить закупку таких работ, применив переговорную процедуру закупки.

Для этого должны присутствовать подтверждены обстоятельства и условия, предусмотренные пунктами 5 и 6 части второй статьи 35 Закона о публичных закупках.

Закупка работ за государственные средства: определяем правильно стоимостные границы и предмет закупки
ЯРОСЛАВА ДУБРОВА,консультантка з публічних закупівель, Київ
17 грн & 1050 грн — на основі чого рахувати адміністративну та кримінальну відповідальність закупівельника? Пояснимо вимоги законодавства і порахуємо разом, коли і який показник беруть за основу

logo