Закупка лекарств в Украине

9 березня 2021
397
Середній бал: 5 із 5

Определение предмета закупки для лекарственных средств отличается от других предметов закупок. Что должен знать закупщик о закупке лекарств за счет государства в 2021 году, чтобы избежать досадных и жизненно опасных ошибок, разъясняем в статье.

Закупки за счет публичных средств вообще сложный процесс, но если они касаются закупок лекарств, их качество и эффективность напрямую влияет на человеческие жизни.

Лекарства — это большой рынок, имеющий чрезвычайный спрос. Их закупка за счет публичных средств требует соблюдения Закона № 922, а кроме того, — повышенного контроля их качества и регистрации.

Именно поэтому даже предмет закупки лекарственных средств определяется несколько иначе, чем другие предметы закупок, и к его закупке установлены отдельные требования закупочного законодательства.

Предмет закупки товаров, работ, услуг: как определять

Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708 (далее — Порядок № 708), регламентирует: предмет закупки лекарственных средств определяется по показателю третьей цифры Единого закупочного словаря.

Чтобы понимать, что считается лекарственным средством, следует ознакомиться с Законом Украины «О лекарственных средствах» (далее — Закон № 123).

лекарственное средство

Напомним, что лекарственные средства допускаются к применению в Украине после их государственной регистрации, кроме случаев, предусмотренных Законом № 123.

Государственный реестр лекарственных средств (далее — Госреестр) — это нормативный документ, который содержит сведения о лекарственных средствах, разрешенных для производства и применения в медицинской практике. В Госреестр вносится, в частности, название лекарственного средства, а именно торговое название и международное непатентованное название лекарственного средства (далее — МНН).

Статья 9 Закона № 123 регламентирует: не подлежат госрегистрации лекарственные средства, которые изготовляются в аптеках по рецептам врачей и на заказ лечебно-профилактических заведений из разрешенных к применению действующих и вспомогательных веществ.

Делаем вывод, что Госреестр содержит не все лекарственные средства.

Если лекарственный препарат не входит в Госреестр, заказчику следует учесть, что согласно Закону № 123 к лекарственным средствам относятся:

  • АФИ,
  • продукция «in bulk»;
  • готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты);
  • гомеопатические средства;
  • средства, которые используются для выявления возбудителей болезней, а также борьбы с возбудителями болезней или паразитами;
  • лекарственные косметические средства и лекарственные добавки к пищевым продуктам (ст. 2 Закона № 123).

Объясним «что есть что».

Продукция «in bulk» — это любое лекарственное средство, предназначенное для производства готового лекарственного средства, которое прошло все стадии технологического процесса, кроме стадии фасовки и/или окончательной упаковки и маркировки.

Готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты) — это дозированные лекарственные средства в виде и состоянии, в котором их применяют, которые прошли все стадии производства (изготовления), включая окончательную упаковку.

Вы получите ➡️️Обучение в удобном онлайн-формате ➡️ Видеолекции от ведущих экспертов ➡️Сертификат о повышении квалификации от Юридического университета Ярослава Мудрого

Закупщик, различай лекарственное средство и медицинское изделие!

Внимание! Медицинское изделие и лекарственное средство – не тождественные понятия.

Медицинские изделия

В Украине действует национальный классификатор НК 024:2019 «Классификатор медицинских изделий», утвержденный приказом Минэкономразвития от 05.02.2019 № 159.

Если ориентироваться на показатель Единого закупочного словаря, то лекарственные средства определяются по коду 33600000-6 «Фармацевтическая продукция», а медицинские изделия, чаще всего, – по четвертому знаку кода 33100000-1 «Медицинское оборудование».

Как определять предмет закупки для медицинских изделий

Закупка лекарств –2021 по лотам

При закупке лекарственных средств заказчик имеет право определить отдельные части предмета закупки, то есть лоты, по следующим критериям:

  • международное непатентованное название;
  • форма выпуска;
  • дозировка,
  • объем и/или место поставки лекарственных средств.

Кроме того, к их проведению приказом Минэкономики от 11.06.2020 № 1082 «Об утверждении Порядка размещения информации о публичных закупках» (далее – Порядок № 1082) установлены отдельные требования.

При размещении в ЭСЗ информации о предмете закупки в отдельных полях дополнительно указывается МНН. Если предмет закупки содержит два и более лекарственных средств, заказчик указывает МНН каждого лекарственного средства.

Для удобства установления международного непатентованного названия заказчик может воспользоваться электронной версией Госреестра.

На данном сайте расположена информационно-поисковая система Госреестра, в которой можно получить информацию о зарегистрированных в Украине лекарственных средствах и инструкции по медицинскому применению к ним.

Закупка лекарственных средств
ТАТЬЯНА РУДЕНКО,адвокат, координатор по мониторингу медицинских закупок Transparency International Ukraine
На сколько можно закупать? Что и как? Зачем постоянно проверять нормативно-правовые акты? Как избежать проблем с товарами, освобожденными от обложения НДС? Какие нарушения возможны при обнародовании информации? Как рассчитать потребность на 2021-й?

Не допускайте дискриминации

При определении предмета закупки лекарственного средства для проведения процедуры закупки заказчик не должен дискриминировать участников, в частности, путем объединения различных лекарственных средств в одной закупке. Ведь не каждый поставщик данного товара может выполнить такой заказ. Если рассмотреть практику Органа обжалования, то в большинстве случаев жалоба участника по поводу объединения разных лекарственных средств в одной закупке удовлетворяется. Именно поэтому в ЭСЗ встречаем такие закупки, разделенные на многие лоты.

Особенности закупки лекарств Минздравом

Минздрав является преобладающим заказчиком в закупках лекарственных средств. Именно поэтому для него предусмотрены некоторые особенности, позволяющие проводить такие закупки более эффективно.

Действие Закона № 922 не распространяется на случаи, когда предметом закупки являются товары и услуги, подлежащие закупке в соответствии с соглашениями по закупке, заключаемыми Минздравом со специализированными организациями, осуществляющими закупки. Закупка таких товаров и услуг проводится по правилам и процедурам, установленным соответствующим специализированным организациям, осуществляющим закупки, с учетом порядка, перечня таких товаров и услуг и перечня специализированных организаций, которые определены Кабинетом Министров Украины.

По результатам таких закупок Минздрав обнародует в ЭСЗ отчет с информацией, порядок представления и обнародования которого определяет Минэкономики.

При обнародовании такой информации Минздрав размещает информацию о названии направлений, по которым проводится закупка лекарственных средств и медицинских изделий, с указанием показателя второй цифры Единого закупочного словаря.

Кроме того, отдельные требования к обнародованию информации в случае закупок, осуществляемых Минздравом со специализированными организациями, установлены в п. 11 Приказа № 1082.

Также напомним, что распоряжением КМУ от 11.11.2020 № 1405-р ГП «Медицинские закупки Украины» было определено централизованной закупочной организацией.

Оно может проводить тендеры и закупки по рамочным соглашениям лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, медицинских изделий и специализированного санитарного транспорта в интересах Минздрава согласно Закону за счет средств государственного бюджета в пределах бюджетных программ, определенных Минздравом.

logo