Закупка электроэнергии в Украине на 2021 год

9 березня 2021
328
Середній бал: 5 із 5

Никто из заказчиков в своей деятельности не может обойтись без электроэнергии. Но такая закупка довольно специфическая и требует знания законодательства и правил работы рынка. Как правильно закупать электроэнергию на 2021 год?

Закупка электроэнергии требует соблюдения сразу двух законов:

Для того чтобы правильно осуществить закупку электроэнергии, закупщик должен понимать специфику рынка. Выясним тонкости закупки электроэнергии.

Закупка электроэнергии для общежитий и лифтов

Начнем с базовых понятий — определений.

Электрическая энергия — это энергия, которая производится на объектах электроэнергетики и является товаром, предназначенным для купли-продажи.

Электроэнергетическое предприятие — субъект хозяйствования, осуществляющий одну из следующих функций:

  • производство;
  • передачу;
  • распределение;
  • поставку электрической энергии потребителю;
  • трейдерскую деятельность.

Электропоставщик — субъект хозяйствования, осуществляющий продажу электроэнергии по договору поставки электрической энергии потребителю.

Вывод № 1. Электрическая энергия является товаром. Однако, чтобы заказчику получить, этот товар, придется не просто приобрести его, но еще и закупить соответствующие услуги по его поставке.

Электрическая энергия является конкурентным товаром, предлагаемым многими поставщиками. Учитывая это, закупаться она должна в зависимости от ожидаемой стоимости закупки путем применения конкурентных процедур закупок или упрощенных закупок.

Алгоритм действий заказчика как потребителя электроэнергии

Первое, что необходимо сделать закупщику, — это выяснить, к какой категории потребителей он относится.

Потребитель — физическое лицо, в том числе физическое лицо — предприниматель, или юридическое лицо, которое покупает электрическую энергию для собственного потребления.

В соответствии с Законом № 2019 потребители могут быть бытовыми и небытовыми, уязвимыми и защищенными. Небытовые потребители, кроме того, подразделяются на малых небытовых потребителей.

Заказчики — юрлица должны ориентироваться на понятия небытового потребителя и малого небытового потребителя и могут быть отнесены к защищенным потребителям.

Небытовой потребитель — это ФЛП или юрлицо, покупающее электрическую энергию, которая не используется им для собственного бытового потребления.

Малый небытовой потребитель — это потребитель, который не является бытовым потребителем и покупает электрическую энергию для собственного потребления, электроустановки которого присоединены к электрическим сетям с договорной мощностью до 50 кВт.

К защищенным потребителям относятся те, к которым применяется особый режим отключения и/или ограничения электроснабжения для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Вывод № 2. Понимание классификации и определение, к какой категории относитесь вы как заказчик, — первый шаг к правильной закупке электроэнергии.

Закупка электрической энергии: какой вид закупки выбрать

Электрическая энергия — это товар. Значит, и вид закупки выбирайте исходя из этого.

Закон № 922 требует проведения процедур закупок для заказчиков первых трех категорий, при условии что стоимость предмета закупки товара равна или превышает 200 тыс. грн, а для заказчиков четвертой категории — при условии что стоимость предмета закупки товара равна или превышает 1 млн грн.

Упрощенные закупки должны проводиться от 50 тыс. грн до стоимостных пределов, которые требуют проведения процедур закупок.

Закупки до 50 тыс. грн позволяют заключать прямой договор о закупке, но требуют обнародовать отчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок (ЭСЗ).

Учитывая что электроэнергия является конкурентным товаром, заказчики должны применять:

Стоимостные пределы закупки / Категория заказчикаДо 50 тыс. грнСвыше 50 тыс. грн до 200 тыс. грнСвыше 200 тыс. грн до 1 млн грнСвыше 1 млн грн
Заказчики 1-3-й категорииОтчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупокУпрощенная закупкаОткрытые торгиОткрытые торги
Заказчики 4-й категорииОтчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупокУпрощенная закупкаУпрощенная закупкаОткрытые торги

Стоимостные пределы, по которым определяют вид закупки

Планирование закупок основывается на существующей потребности в закупке товаров, работ и услуг. Запланированные закупки необходимо включать в годовой план закупок, однако внесение изменений в годовой план закупок возможно.

Вывод № 3. Заказчик рассчитывает потребность в закупке электроэнергии, учитывая годовую потребность, и отталкиваясь от нее, выбирает вид закупки.

Если в течение года произойдут изменения, например увеличится потребность в электроэнергии или состоится расторжение договора, заказчик сможет внести изменения в годовой план закупок.

Договор о поставке электроэнергии

Поставку электрической энергии электропоставщик осуществляет на основании договора о поставке электроэнергии потребителю. Такой документ разрабатывается электропоставщиком на основе Примерного договора о поставке электрической энергии потребителю (приложение 5 к Правилам розничного рынка электрической энергии № 312; далее — Правила № 312).

Закупка электроэнергии–2021 по новому порядку
ЯРОСЛАВА ДУБРОВА,консультант по публичным закупкам, Киев
Может ли заказчик в тендерной документации на закупку электроэнергии предусмотреть условия, которые помешают участнику занизить цену на аукционе, даже если инструмент аномально низкой цены не сработает? Можно ли прописать условия для предотвращения последствий такой поставки в будущем — когда поставщик постоянно поднимает цену дополнительными соглашениями?

Закупка услуг по распределению электрической энергии

Распределение электроэнергии осуществляется оператором системы распределения (далее — ОСР).

Прежде чем заключить договор о закупке электроэнергии, заказчику необходимо заключить договор на ее распределение с ОСР. Деятельность по распределению электроэнергии подлежит лицензированию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Правилами №312 установлено, что на розничном рынке электрической энергии потребление и использование электрической энергии для потребностей электроустановки потребителя осуществляется при условии обеспечения распределения/передачи и продажи (поставки) электрической энергии на основании договоров о распределении/передаче, поставки электрической энергии, предоставления услуг коммерческого учета, которые заключаются в соответствии с данными Правилами, Кодексом системы передачи, Кодексом систем распределения и Кодексом коммерческого учета.

Оператор системы обязан заключить договоры о предоставлении услуг по распределению (передаче) электрической энергии со всеми потребителями, электроустановки которых присоединены к электрическим сетям на территории деятельности соответствующего оператора системы.

Договор потребителя о предоставлении услуг по распределению/передаче электрической энергии по инициативе потребителя или оператора системы в соответствии с определенными Правилами № 312 случаями, как правило, заключается путем присоединения потребителя по заявлению-присоединению к разработанному оператором системы распределения договору на условиях составленного оператором системы распределения паспорта точки распределения/передачи.

По требованию потребителя оператор системы распределения в течение трех рабочих дней от даты обращения должен предоставить потребителю подписанный оператором системы распределения экземпляр заключенного договора потребителя о предоставлении услуг по распределению/передаче электрической энергии в бумажной форме.

ОСР заключает договор потребителя о предоставлении услуг по распределению (передаче) электрической энергии. Содержание такого договора ОСР формирует на основе Типового договора потребителя о предоставлении услуг по распределению (передаче) электрической энергии (приложение 3 к Правилам № 312).

❗️ Закупки электроэнергии у поставщика «последней надежды»

Поставка электрической энергии потребителю осуществляется, в частности, если:

  1. объект потребителя подключен к сетям оператора системы в установленном законодательством порядке;
  2. электропоставщик по договору с оператором системы получил доступ к сетям и возможность продажи электрической энергии на территории деятельности оператора системы;
  3. потребитель является стороной действующих договоров, в частности, о предоставлении услуг по распределению (передаче) электрической энергии, кроме случая осуществления распределения (передачи) электрической энергии оператором системы к собственным электроустановкам.

Не допускается распределение (передача) электрической энергии к точке распределения электроустановки потребителя при отсутствии действующего договора о предоставлении услуг по распределению (передаче) электрической энергии с таким потребителем, кроме случая осуществления распределения (передачи) электрической энергии оператором системы к собственным электроустановкам.

Вывод № 4. Заказчик сначала заключает договор о распределении (передаче) электрической энергии, а уже затем осуществляет ее закупку.

Обратите внимание, что заказчик заключает договор о закупке с электропоставщиком в соответствии с его коммерческим предложением (КП).

Правила № 312 регламентируют: публичные КП электропоставщика должны быть распределены по их условиям, то есть одно КП должно содержать только один из вариантов. Распределение может производиться, в частности, по способу:

  1. определения цены на электрическую энергию (с применением цены, не дифференцированной по периодам времени, или цен, дифференцированных по периодам времени (часам) суток, или почасовых цен и т. п.);
  2. оплаты электрической энергии (плановые платежи или предоплата, или оплата за фактически отпущенную электрическую энергию);
  3. оплаты услуг по распределению электрической энергии (через электропоставщика или напрямую с оператором системы).

Условия КП должны быть однозначными и исключать возможность их двойного толкования.

Заказчик самостоятельно выбирает один из двух вариантов оплаты услуг ОСР, а именно:

  • оплата по договору с заказчиком;
  • оплата через электропоставщика.

Для закупки услуг по распределению электрической энергии на 2021 год заказчик должен ориентироваться, что предметом закупки услуг ОСР в понимании Закона № 922 и Порядка определения предмета закупки являются услуги.

Учитывая что услуги ОСР являются неконкурентными и могут предоставляться исключительно ОСР, закрепленным на соответствующей территории, заказчик выбирает вид закупки, учитывая следующие условия.

Стоимостные пределы закупки / Категория заказчикаДо 50 тыс. грнСвыше 50 тыс. грн до 200 тыс. грнСвыше 200 тыс. грн до 1 млн грнСвыше 1 млн грн
Заказчики 1-3-й категорииОтчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупокПрямой договор (абз. 4 п. 2 ч. 7 ст. 3 Закона № 922)

Переговорная процедура закупки (п. 2 ч. 2 ст. 40 Закона № 922)

Переговорная процедура закупки (п. 2 ч. 2 ст. 40 Закона № 922)

Заказчики 4-й категорииОтчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупокПрямой договор (абз. 4 п. 2 ч. 7 ст. 3 Закона № 922)

Прямой договор (абз. 4 п. 2 ч. 7 ст. 3 Закона № 922)

Переговорная процедура закупки (п. 2 ч. 2 ст. 40 Закона № 922)

Важно! Если заказчик закупает услуги ОСР в стоимостных пределах для упрощенной закупки на основании абз. 4 п. 2 ч. 7 ст. 3 Закона № 922, то он должен обнародовать отчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок.

Если же заказчик решил перевести оплату услуг ОСР на электропоставщика, он должен указать о таких условиях еще в тендерной документации или объявлении о проведении упрощенной закупки. В таком случае в ожидаемую стоимость закупаемой электроэнергии необходимо включить тариф на распределение.

Договор заказчика с ОСР должен быть заключен еще до начала закупки электроэнергии как товара.

Обоснование применения неконкурентной закупки услуг ОСР

Приобретение заказчиком товаров, работ и услуг, стоимость которых равна или превышает 50 тыс. грн и является меньше стоимости, установленной для проведения процедур закупок, осуществляется без применения порядка проведения упрощенных закупок в случае, если работы, товары или услуги могут быть произведены, поставлены или предоставлены исключительно определенным субъектом хозяйствования при наличии одного из случаев, в частности — при отсутствии конкуренции по техническим причинам. Так сказано в абз. 4 п. 2 ч. 7 ст. 3 Закона № 922.

Видим, что подобное основание есть и для применения переговорной процедуры закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Закона № 922 переговорная процедура закупки применяется заказчиком как исключение в случае, в частности, если работы, товары или услуги могут быть произведены, поставлены или предоставлены исключительно определенным субъектом хозяйствования при наличии одного из случаев, в частности при отсутствии конкуренции по техническим причинам.

При заключении прямого договора без применения упрощенной закупки на основании абз. 4 п. 2 ч. 7 ст. 3 Закона № 922 или при применении переговорной процедуры закупки на основании п. 2 ч. 2 ст. 40 Закона № 922 заказчик должен обосновать такое решение. Помните, что применение переговорной процедуры закупки на условиях, не предусмотренных законом, приведет к наложению штрафа и ответственности в сфере публичных закупок. Кроме того, в соответствии со стратегией Госаудитслужбы мониторинг закупок — приоритетное направление работы службы до 2024 года.

Закупка электроэнергии–2021 по новому порядку
НАТАЛИЯ ЗАЯЦ,консультант по публичным закупкам, канд. экон. наук, Киев
Заказчик может применять переговорную процедуру закупки при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 40 Закона № 922. По любому из этих оснований обязательно необходимо обоснование ее применения — со ссылкой на экспертные, нормативные, технические и прочие документы, подтверждающие наличие условий применения переговорной процедуры закупки.

ОСР — юрлицо, ответственное за безопасную, надежную и эффективную эксплуатацию, техническое обслуживание и развитие системы распределения и обеспечения долгосрочной возможности системы распределения по удовлетворению обоснованного спроса на распределение электрической энергии с учетом требований охраны окружающей природной среды и обеспечения энергоэффективности.

Функции ОСР на территории, за которой закреплены соответствующие электрические сети, может выполнять только один субъект. Учитывая это, имеем отсутствие конкуренции по техническим причинам. То есть по этому основанию ОСР является монополистом.

Вывод №5. Обоснованием оснований для применения неконкурентного вида закупки услуг ОСР является наличие ОСР в сводном перечне субъектов природных монополий.

logo