Закупка без использования электронной системы закупок

19 грудня 2021
1023
Середній бал: 5 із 5
експерт, консультантка з публічних закупівель, канд. екон. наук

Закупки без ЭСЗ вызывают у заказчиков множество вопросов. Эксперт поможет разобраться, когда производится закупка без использования электронной системы, кто имеет право ее проводить и какую информацию при этом обнародовать.

Что такое закупка без использования электронной системы

Закон Украины «О публичных закупках» предусматривает возможность производить закупки без применения порядка упрощенных закупок и процедур закупок. Такие исключения, как правило, позволяют заключать прямые договора с выбранным заказчиком поставщиком товаров, поставщиком услуг или производителем работ. Эти закупки определяют как закупки без использования электронной системы закупок. Рассмотрим, в каких вариантах это может быть.

Закупівля без використання електронної системи закупівель

Нове у закупівлях, які можна проводити поза електронною системою

Закупка без использования электронной системы: инструкция

Сразу следует отметить, что закупки без использования электронной системы не включают в себя те закупки, которые выведены из действия Закона о публичных закупках. Последние для заказчиков первых трех категорий регламентирует часть пятая статьи 3 Закона № 922 (за исключением закупки гемопоэтических стволовых клеток и/или работ и услуг, связанных с их приобретением) и для заказчиков четвертой категории — часть шестая статьи 3 Закона № 922.

Закупки без использования электронной системы закупок в зависимости от обстоятельств могли бы быть закуплены по применению процедур закупок или упрощенных закупок, но Закон № 922 предусматривает для них отдельные исключения.

Такие закупки предусматривают обнародование заказчиками отчета о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок (далее – Отчет).

❓❗️ Чи обов’язково завантажувати в систему сканований договір для закупівлі без використання ЕСЗ

Отчет обнародуется в следующих случаях, предусмотренных Законом:

  • заказчиком осуществлено приобретение товара (товаров), работ или услуги (услуг), что подтверждается договором или каким-либо другим документом без использования системы (в том числе без использования электронных каталогов) на сумму, не превышающую 50 тысяч гривен;
  • заказчиком осуществлено приобретение товара (товаров), работ или услуги (услуг) без применения порядка проведения упрощенных закупок в случаях, определенных частью седьмой статьи 3 Закона, при условии что стоимость такого приобретения превышает 50 тысяч гривен и меньше стоимости, установленной в пунктах 1 и 2 части первой 3 Закона;
  • заказчиком приобретен товар с использованием электронных каталогов – отчет формируется системой автоматически;
  • заказчиком осуществлено приобретение гемопоэтических стволовых клеток и/или работы и услуги, связанные с их приобретением.

Таким образом, если заказчик проводит одну из вышеприведенных закупок, он должен внести ее в годовой план закупок, затем заключить договор о закупке с избранным участником и обнародовать отчет.

Учитывая требования пункта 13 части первой статьи 10 Закона № 922, заказчик обнародует отчет в течение трех рабочих дней со дня, которым датирован договор или другой документ, подтверждающий приобретение товара (товаров), работ и услуги (услуг).

Важно! Поскольку в данном случае Закон №922 не определяет нижний предел суммы таких закупок, то заказчик обнародует отчет в случае осуществления такой закупки на сумму от 0,01 гривен.

Список информации, которую должен содержать отчет, определенный частью третьей статьи 3 Закона.

Так, в отчете указывается, в частности:

  • дата заключения и номер договора/документа (документов), подтверждающих приобретение товара (товаров), работ и услуг (услуг);
  • название предмета закупки;
  • цена, указанная в договоре о закупке/документе (документах), подтверждающем (подтверждающих) приобретение товара (товаров), работ или услуг (услуг), и срок выполнения договора.

Непременно пригодится статья «Конкретное название предмета закупки или Почему закупка презервативов – это не то, что вы подумали».

В соответствии с информационным письмом Минэкономики от 05.05.2020 № 3304-04/28729-06 заказчик может заключить как несколько, так и один договор, предметом договора по которому будут выступать различные предметы закупки в понимании Закона, и стоимость которых отдельно не будет превышать сумму 50 тысяч гривен .

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание имеющийся реализованный в системе функционал обнародования отчета, в случае если по такому договору (или иному документу) осуществляется приобретение сразу нескольких предметов закупки, заказчик может обнародовать в системе несколько отчетов, в которых будут указаны реквизиты. (дата заключения и номер) одного и того же договора (другого документа, подтверждающего приобретение товара (товаров), работ и услуги (услуг)).

При этом в каждом отчете заказчик может определить один предмет закупки, а в поле с информацией о цене договора указать стоимость приобретения отдельного такого предмета закупки (не общую цену договора).

При этом заказчики должны учитывать, что в случае объединения в одном договоре разных предметов закупки по четвертому знаку ДК 021:2015 общая сумма такого договора не должна превышать 50 тыс. грн.

Это связано с тем, что предметом закупки является вся совокупность товаров, приобретаемая заказчиком в рамках единой процедуры закупки, то есть в пределах одного договора купли продажи. Такая позиция изложена в решении Верховного суда Украины по делу №913/205/18.

В то же время, заказчики могут не объединять такие закупки по разному четвертому знаку ДК 021:2015, а по каждой закупке, в случае если их стоимость не превышает 50 тыс. грн, заключить отдельный договор или оформить его любым другим документом. К примеру, это может быть:

• расходная накладная,
• товарно-транспортная накладная,
• кассовый чек,
• товарный чек,
• расчетная квитанция,
• проездной документ и т.д.

⚠️ Чи потрібно звітувати в ЕСЗ за оплату судового збору

Закон не требует обнародовать такой договор или документ вместе с отчетом, однако, по желанию заказчика, он может это сделать.

Осуществлять закупки до 50 тыс. грн в организации заказчика может уполномоченное лицо.

Законом предусмотрено, что уполномоченное лицо может быть ответственным за организацию и проведение закупок, осуществляемых в соответствии с частью третьей статьи 3 настоящего Закона.

В то же время именно оно должно обнародовать в электронной системе закупок отчет, в случае осуществления закупок в соответствии с частью седьмой статьи 3 настоящего Закона, то есть в случае наличия оснований не проводить упрощенную закупку.

Учитывая это, можем подытожить, что в зависимости от решения заказчика, закупками, предусматривающими обнародование отчета, может заниматься как уполномоченное лицо, так и другой работник заказчика, одно уполномоченное лицо несет ответственность за планирование закупок до 50 тыс. грн и обнародование информации касающейся отчета в случае не применения упрощенной закупки.


logo