Ответственность члена тендерного комитета

13 січня 2021
140
Середній бал: 5 із 5

Один из наиболее острых для членов тендерного комитета вопросов - «Какую ответственность я могу понести в связи с принятием определенных решений; можно ли ко мне применить штраф, и если да, то какой?». Ответ содержится в данной статье.

Является ли член тендерного комитета субъектом правонарушения

Как усматривается из предписаний ст. 44 Закона № 922 и КУоАП (ст. 16414), субъектом правонарушения по законодательству о закупках являются служебные (должностные) лица заказчика. Согласно общему правилу, к должностным лицам относятся директор и главный бухгалтер (в определенных правоотношениях, связанных с налогами и бухучетом). Впрочем, в понимании вышеуказанных норм права, члены тендерного комитета считаются служебными (должностными) лицами (ч. 4 разд. Х Закона № 922).

Следовательно, члены тендерного комитета являются субъектами правонарушения в правоотношениях, связанных с публичными закупками, и их могут привлечь к ответственности за нарушение законодательства.

На эти обстоятельства указывает и судебная практика. Например, в постановлениях Херсонского городского суда Херсонской области от 11.11.20 г. по делам: №766/10606/20, № 766/10607/20, №766/10610/20 суд отметил, что: «…каждый член тендерного комитета (а не только председатель комитета) лично как должностное лицо ответственен за принятое им решение».

Поэтому, если определенный член тендерного комитета (далее – член комитета) не поддержал неправомерное решение, то его нельзя привлекать к ответственности. В данном контексте формирование протокола заседания приобретает дополнительную важность для установления факта нарушения законодательства каждого члена комитета.

Когда и кто может привлечь к ответственности членов тендерного комитета

Документом, устанавливающим факт правонарушения, является заключение о результатах мониторинга закупок, формируемое органом Госаудитслужбы (обычно, управление определенного офиса Госаудитслужбы в области, где зарегистрирован заказчик). По результатам заключения составляется либо постановление об административном правонарушении, согласно которому к члену комитета применяется штраф (ч. 1, 2 ст.16414 КУоАП), либо протокол, а штраф применяет суд, если признает, что факт правонарушения подтвержден материалами дела (ч. 3-6 ст.16414 КУоАП).

Штраф согласно ч. 1, 2 ст.16414 КУоАП могут применить не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее чем через два месяца со дня его выявления. Например, правонарушение было совершено 06.11.20 г., поэтому штраф могут применить еще 06.01 21 года, но уже не 07.01. 21 г. Аналогичные даты и при длящемся правонарушении, но здесь речь идет именно о его выявлении.

 Впрочем, для правонарушений, предусмотренных ч. 3-6 ст. 16414 КУоАП, законодателем установлен больший срок давности. В этом случае штраф может быть наложен в течение шести месяцев со дня выявления правонарушения, но не позднее двух лет со дня его совершения. Данная норма была введена законодателем в связи с тем, что штрафы в таких случаях применяет суд, а суды  перегружены. Поэтому, пока дело находится в суде, истекает срок давности и нарушители остаются без наказания (а в данном случае наказание имеет поучительный характер, чтобы члены комитета соблюдали законодательства).

2 варианта, как организовать удаленную работу тендерного комитета

За какие правонарушения и в каких размерах применяются штрафы в отношении поцедуры закупки

Дифференциация штрафов предусмотрена ст.16414 КУоАП и зависит от того, какой ущерб для государства может повлечь несоблюдение законодательства. Впрочем, состав правонарушений является формальным, то есть таким, что нарушение законодательства не обязательно приводит к наступлению общественно опасных последствий.

Итак, штрафы варьируются в следующих пределах:

  • нарушения процедуры закупки (это и нарушение определенного порядка обнародования процессов, связанных с закупками, и несвоевременная регистрации определенных документов, разъяснений, прочей информации, и т. п.). В таком случае применяется штраф в размере 1 700 грн (ч. 1 ст. 16414 КУоАП);
  •  нарушения процедуры закупки, совершенные лицом, к которому уже был применен штраф за это же нарушение в течение года. В этом случае применяется штраф в размере 3400 грн (ч. 2 ст. 16414 КУоАП);
  • приобретение ТМЦ (работ/услуг) с нарушением специфики закупки определенного предмета (без проведения процедур закупок или по иной процедуре, которая не предусмотрена для данного вида правоотношений. Также заключение договоров с ненадлежащим участником или вопреки тендерной документации и т. п.). В этом случае штраф составит от 25 500 до 51 000 грн. Размер штрафа будет определять суд в зависимости от обстоятельств дела (ч. 3 ст. 16414 КУоАП). А вот за эти же действия, совершенные лицом, к которому уже был применен штраф за это же нарушения  в течение года, штраф будет еще больше – от 51 000 грн до 85 000 грн (ч.4 ст.16414 КУоАП).

Что касается штрафов, которые применяются согласно ч. 5, 6 ст. 16414 КУоАП, то они налагаются на руководителя заказчика, а не на членов комитета. Впрочем, напомним о них:

  • за неисполнение решения Антимонопольного комитета Украины (далее - АМКУ) как органа обжалования по результатам рассмотрения жалоб субъектов обжалования будет налагаться штраф на руководителя заказчика в размере от 34 000 грн до 85 000 грн. Впрочем, поскольку решение АМКУ можно обжаловать в суде, пока это решение обжалуется, к руководителю не могут применить штраф. В этом случае руководителю следует представить в суд, который рассматривает дело об административном штрафе, доказательства того, что решение АМКУ было обжаловано в суде в течение 30 дней со дня принятия такого решения.
  • за заключение договоров, е предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок / упрощенных закупок, определенных законом, штраф составит от 34 000 грн до 170 000 грн. В принципе, данная норма дублирует предписания ч. 3 ст. 16414 КУоАП, с той лишь разницей, что к руководителю штраф применяется больше, чем к членам тендерного комитета. Этому есть объяснение, ведь руководитель мог приобрести товар, проигнорировав требования Закона № 922 и даже не создав тендерный комитет.

Таким образом, к членам комитета могут применить штрафные санкции, но наложение таких штрафов должно полностью соответствовать действующему законодательству. То есть, если член комитета докажет в суде, что правонарушения не было, к нему не будет применен штраф.

Ответственность члена тендерного комитета
ЯРОСЛАВА ДУБРОВА, консультантка с публичных закупок, Киев
17 грн & 1050 грн — на основе чего считать административную и уголовную ответственность закупщика? Объясним требования законодательства и посчитаем вместе, когда и какой показатель берут за основу

logo