Текущий ремонт дорог — предмет закупки и наставления для заказчиков

15 квітня 2021
224
Середній бал: 5 із 5

Заказчикам сложно найти информацию о закупках для текущего ремонта дорог. Поэтому мы собрали ключевые аспекты в одной консультации. Что будет предметом закупки? Какими законодательными актами руководствоваться? На что обратить внимание, чтобы не допустить ошибки?

Текущий ремонт дорог — это достаточно особый предмет закупки. Его особенности — это вопрос лишь отдельных заказчиков. Именно поэтому редко встречаются методические материалы по этому поводу, но все больше вопросов.

Согласно Закону Украины «Об автомобильных дорогах», автомобильная дорога — это линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств

Напомним, что согласно Порядку определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 15.04.20 г. № 708 и при закупке работ, и при закупке услуг текущего ремонта, связанных с дорогами, заказчикам необходимо применять терминологию отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182: 2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечни работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 23.08.2011 года № 301 (далее — ГБН Г.1-218-182:2011). 

▶ Первая в Украине экспертно-правовая система для закупщиков ◀

Отраслевые строительные нормы ГБН Г.1-218-182: 2011 содержат такие разновидности ремонта:

  • капитальный,
  • текущий средний;
  • текущий мелкий.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона о публичных закупках текущий ремонт относится к понятию услуг. Подробно о разделе предмета закупки на виды мы рассказывали в статье «Порядок определения предмета закупки».

При закупке услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется, в частности, по каждому отдельному линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры.

Линейный объект инженерно-транспортной инфраструктуры — наземные, надземные или подземные линейные объекты для передвижения людей, транспортных средств, грузов, перемещения жидких и газообразных продуктов, передачи электроэнергии.

Таким образом, текущий ремонт дорог — это услуги и предмет закупки определяется по каждому отдельному линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры, которым в нашем случае является дорога.

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины в информационном письме от 25.11.16 г. № 3302-01 / 38216-06 отметило, в том числе, что «если услуги по текущему ремонту проводятся по каждому отдельному линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры, их закупку заказчик осуществляет, руководствуясь ценовыми пределами для каждого отдельного линейного объекта инженерно-транспортной инфраструктуры».

В Законе Украины «Об автомобильных дорогах» определено, что улица — это автомобильная дорога, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, прокладки наземных и подземных инженерных сетей в пределах населенных пунктов.

Заказчики, обратите внимание! Не следует делить улицу на части при определении предмета закупки текущего ремонта дороги на этой улице, поскольку вся улица является линейным объектом инженерно-транспортной инфраструктуры.

Общий принцип определения предмета закупки текущего ремонта основывается на наличии сметы или сметного расчета (объектная смета или объектный сметный расчет), что является основанием для определения предмета закупки.

Как заполнять информацию о предмете закупки у ЭСЗ

Минэкономразвития в информационном письме отмечает, что каждый из составляющих понятия объекта может быть отдельным предметом закупки при наличии в отношении него отдельного проекта и сметы или сметного расчета (объектная смета или объектный сметный расчет).

Однако, в случае осуществления закупки услуг текущего ремонта дорог, заказчик должен учитывать, что вся улица является единственным линейным объектом и даже при наличии нескольких смет по ремонту этой улицы, заказчик должен исходить из общего объема потребности в услугах по текущему ремонту дороги.

Например, в судебном решении, Дело 906/138/19, указано, что «Два договора подряда по капитальному ремонту дорог предусматривают идентичные по своему содержанию работы, осуществляемые в отношении частей одного и того же линейного объекта инженерно-транспортной инфраструктуры, проектная документации в отношении которых разрабатывалась той же проектной организацией, заключенные с тем же подрядчиком с интервалом в двадцать дней, что дает основания для вывода об искусственном разделении одного объекта инфраструктуры на две части.

Таким образом, учитывая, что предмет обоих договоров подряда является идентичным и предусматривает выполнение одинаковых ремонтных работ на различных частях одного и того же объекта инфраструктуры, коллегия судей считает установленным, что указанным договорам документально оформлено единое существующее между их сторонами правоотношения».

Учитывая указанное, вид закупки необходимо определять с учетом предмета закупки по отдельным линейным объектам инженерно-транспортной инфраструктуры в целом, то есть учитывая необходимый объем текущего ремонта автомобильной дороги или улицы.

Текущий ремонт дорог — предмет закупки и наставления для заказчиков
ЕЛЕНА СТЕПАНОВА,директор ООО «СИ БИЗНЕС КОНСАЛТИНГ», Одесса

Закон о закупках применяется к заказчикам при условии, что стоимость предмета закупки услуги (услуг) равна или превышает 200 000 гривен (1 000 000 гривен для заказчиков четвертой категории) и к заказчикам, которые осуществляют упрощенные закупки.

В случае превышения суммы закупки текущего ремонта дороги 200 тыс. грн, такая закупка должна осуществляться с применением процедур закупок. Если же сумма текущего ремонта дороги более 50 тыс. грн, но менее 200 тыс. грн, то заказчик применяет упрощенную закупку.

Однако автомобильные дороги имеют свои особенности, поскольку их разделяют на:

  • автомобильные дороги общего пользования;
  • улицы и дороги городов и других населенных пунктов;
  • ведомственные (технологические) автомобильные дороги;
  • автомобильные дороги на частных территориях.

При таком разделении на виды дорог, особенность их текущего ремонта заключается в том, кто будет заказчиком закупки.

Автомобильные дороги общего пользования делятся на автомобильные дороги государственного и местного значения. Автомобильные дороги местного значения разделяются на областные и районные.

Органами, осуществляющими управление автомобильными дорогами общего пользования, являются Мининфраструктуры и Укравтодор, а также Совет министров Автономной Республики Крым, областные и Севастопольская городская государственные администрации.

Улицы и дороги городов, а также других населенных пунктов находятся в ведении ОМС и является коммунальной собственностью. Ими осуществляется управление функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов.

Таким образом, текущий ремонт будет осуществляться заказчиком, к ведению которого относится дорога и, соответственно, в пределах его компетенции, то есть в той части дороги, за которую он отвечает.

Также, заказчикам следует учитывать, что именно является составляющими каждого вида автомобильной дороги.

Например, объекты дорожного сервиса не являются составными частями автомобильной дороги общего пользования, кроме случаев, если заказчиком их строительства или размещения в пределах полосы отвода автомобильных дорог общего пользования является владелец или орган управления этих автомобильных дорог общего пользования.

Составляющие каждого вида автомобильной дороги регламентирует Закон Украины «Об автомобильных дорогах».

logo