Квалификационные критерии по статье 16: что требовать от участников

16 квітня 2021
360
Середній бал: 5 із 5

Заказчик во время торгов выдвигает к участникам квалификационные критерии. Участники же должны документально подтвердить свое соответствие установленным требованиям. Сколько критериев можно выдвигать по статье 16 Закона № 922? Какие тонкости должен знать заказчик, чтобы избежать обжалований?

Квалификационные критерии — это требования, которые заказчик устанавливает к участникам публичных закупок. Они позволяют убедиться в том, что участник может предоставить соответствующие услуги и работы или своевременно поставить необходимые товары в необходимом объеме. Установление квалификационных критериев регламентирует статья 16 Закона Украины «О публичных закупках». Рассмотрим подробнее, на что обратить внимание заказчикам.

Согласно действующему законодательству квалификацию должен проходить именно участник. Следовательно, заказчик имеет право требовать от него соответствующие документы.

Цель заказчика — проверить квалификацию участников, а не привлеченных субподрядчиков. Если работу будут выполнять субподрядчики, то заказчик может проверить их квалифицированность, но эта процедура не заменит проверку квалификации участников.

Устанавливать ли квалификационные требования к участнику в переговорной процедуре

При этом есть одно исключение, позволяющее по отдельным критериям пройти квалификацию не участнику, а субподрядчикам. Оно касается только закупки работ или услуг. То есть, если в тендерной документации заказчик устанавливает такой квалификационный критерий, как наличие оборудования, материально-технической базы и технологий и/или наличие работников, имеющих необходимые знания и опыт, участник имеет право подтвердить свое соответствие требованиям, привлекая мощности других субъектов хозяйствования как субподрядчиков/соисполнителей (абз. 2 ч. 3 ст. 16 Закона № 922).

На сегодняшний день заказчик при необходимости также имеет право проверять наличие у участников соответствующих технологий.  

Проверка квалификации работников

Согласно законодательной норме заказчик имеет право проверить наличие работников с необходимыми для выполнения работы знаниями и опытом.

Описание: Кваліфікаційні критерії за статтею 16: що вимагати від учаниківВажно помнить, что работниками считаются только лица, которые:

  • работают именно по трудовому договору, а не по договорам гражданско-правового характера (ГПХ);
  • есть в штате предприятия, учреждения, организации.

Таким образом, согласно Закону № 922 правомерной считается только проверка наличия штатных работников, а не лиц, с которыми участник сотрудничает по договорам ГПХ. В то же время, согласно Гражданскому кодексу участники имеют полное право заключать договоры ГПХ с лицами. Однако, если заказчик будет требовать информацию о лицах, работающих по таким договорам, участник имеет право обжаловать такое требование.

Наличие аналогичного опыта

Обратите внимание именно на формулировку данного квалификационного критерия:

  • вы, как заказчик, имеете право требовать от участника не один, а несколько аналогичных договоров и документы, подтверждающие наличие такого опыта;
  • аналогичным договор должен быть по отношению к предмету закупки.

Квалификационный критерий «финансовая состоятельность»

Для применения этого дополнительного критерия следует учесть ограничения в законодательстве. Заказчик не имеет права требовать подтверждения объема годового дохода/выручки в размере сверх ожидаемой стоимости предмета закупки (абз. 1 ч. 3 ст. 16 Закона № 922). Если предмет закупки делится на части, принимается к сведению пропорциональная ожидаемая стоимость лота.

Допустим, что ожидаемая стоимость предмета закупки составляет 7 млн грн. В такой ситуации правомерно требовать от участников подтвердить объем годового дохода/выручки в размере 6 млн 999 тыс. грн или 7 млн грн. Так заказчик не нарушит закон, поскольку указанная сумма не превышает ожидаемой стоимости предмета закупки.

Дополнительные требования для проверки квалификации участников

При необходимости заказчик имеет право требовать от участников предоставления дополнительной информации для проверки квалификации. Согласно законодательству ограничиваться требованиями, установленными в Законе № 922, не обязательно. Но не все так просто.

На что нужно обратить внимание:

  • тендерная документация может включать в себя информацию, требования о наличия которой предусматривает законодательство и которую заказчик считает нужным включить в такую документацию;
  • заказчик не имеет права требовать от участников дополнительно заверять информацию или материалы печатью или подписью уполномоченного лица в случае, если документы предоставляются в электронной форме с помощью электронной системы закупок и подписываются КЭП (ч. 3, 5 ст. 22 Закона № 922);
  • если для подачи тендерных предложений и их оценки используют ЭСЗ, документы и данные составляют и подают с учетом требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 № 851-IV и «Об электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 № 2155-VIII;
  • запрещено указывать в тендерной документации требования, ограничивающие конкуренцию и дискриминирующие участников;
  • если информация о соответствии критериям является публичной, заказчик не имеет права требовать ее документального подтверждения. Это касается информации, которая обнародована в открытых источниках согласно Закону Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 № 2939-VI и/или есть в открытых единых государственных реестрах со свободным доступом.

Сколько квалификационных критериев выдвигать к участникам торгов

Заказчик самостоятельно определяет количество квалификационных критериев для проверки надежности участника. Иногда для этого достаточно установить только один критерий. Но следует учитывать исключение.

Закон № 922 ввел новую конкурентную процедуру — торги с ограниченным участием. Согласно Закону они проводятся в случае необходимости предварительной проверки квалификации с помощью квалификационного отбора. Объявление о проведении таких торгов дополнительно обнародуется на английском языке не позднее чем за 30 дней до конечной даты приема документов, поданных на квалификационный отбор.

Таким образом, при использовании такой закупочной процедуры устанавливаются все квалификационные критерии, указанные в части 2 статьи 16 Закона № 922 (ч. 4 ст. 16 Закона № 922).

Помните о нюансах введения процедуры. Подробно о новом виде закупок читайте в статье «Торги с ограниченным участием: что должен знать заказчик».

Подтверждение соответствия требованиям

Заказчик должен указать в тендерной документации, каким именно образом участники будут подтверждать соответствие выбранным квалификационным критериям. В таком случае обязательно следует учесть возможность участия в процедуре объединений участников (п. 37 ч. 1 ст. 1 Закона № 922).

Во избежание дискриминации, именно для объединений участников заказчик отдельно должен указать в тендерной документации способы подтверждения соответствия квалификационным критериям и основаниям, указанным в статье 17 Закона № 922.

Квалификационная проверка субподрядчиков

При некоторых условиях проходить проверку соответствия указанным требованиям может не участник, а привлеченный им субподрядчик. Согласно законодательству в таком случае заказчик проверяет не только соответствие квалификационным требованиям, но и отсутствие оснований для отказа в участии в процедуре закупки.

Недостоверная информация в квалификации

После ознакомления с тендерными предложениями заказчик выбирает победителя процедуры закупки и принимает решение о намерении заключить договор о закупке.

Что делать, если вы не уверены в достоверности данных, предоставленных участником тендера?

Воспользуйтесь правом обратиться за подтверждением информации в органы государственной власти, соответствующие компетентные организации или предприятия.

Получив официальное подтверждение того, что победитель процедуры закупки не соответствует квалификационным требованиям и основаниям, установленным частью 1 статьи 17 Закона № 922, заказчик отклоняет поданное тендерное предложение. Также отклонить тендерное предложение необходимо, если в нем была указана недостоверная информация, являющаяся существенной для определения результатов процедуры закупки (абз. 3 ч. 15 ст. 29 Закона № 922).

Кваліфікаційні критерії за статтею 16: що вимагати від учаниківНе путайте понятия. В действующем законодательстве речь идет о несоответствии требованиям именно победителя закупочной процедуры. Ранее же в Законе рассматривалась ситуация, когда в связи с предоставлением недостоверной информации отклонялось предложение участника тендера, а не победителя.

А вот если речь идет о праве заказчика обратиться к предприятиям, учреждениям, организациям за проверкой информации на достоверность, то в Законе указано понятие «участник».

Квалификационные критерии по статье 16: что требовать от участников
НАТАЛИЯ ЗАЯЦ,консультант по публичным закупкам, канд. экон. наук, Киев
Как проверить основания согласно статьи 17 в переговорной процедуре закупки? Как обусловить в ТД способ подтверждения оснований согласно статьи 17? Какие требования в ТД нельзя устанавливать? Как проверить наличие антикоррупционной программы?

logo