Аукцион Прозорро: что должен знать заказчик

16 квітня 2021
90
Середній бал: 5 із 5

Если закупать через Прозорро приходится нечасто, у заказчиков возникает много вопросов. Не растеряться на аукционе и понять, что происходит на каждом из его этапов, поможет наша статья.

Аукцион на снижение цены: в каких закупках применяют

Аукцион на снижение цены или редукцион — это этап в закупке, которую проводят с помощью электронной системы закупок (ЭСЗ). Он присутствует в таких видах:

Кстати, не имеет разницы, какая именно процедура из упомянутых заинтересовала вас, ведь механизм проведения аукциона для них идентичен. Изучая электронные закупки, важно ознакомиться с правилами проведения аукциона, так как он является «центром» закупок через ЭСЗ. Начнем с ключевых. 

Что можно закупать в Prozorro Market, сколько и когда

4 правила аукциона на Прозорро

Чтобы провести аукцион, заказчик должен помнить четыре правила, а именно:

  1. Система автоматически определяет дату и время аукциона, то есть в этот процесс люди не могут вмешаться.

Внимание! Аукцион никогда не проводится в выходной день. Он может проходить исключительно в рабочее время и в рабочий день.

  1. Сколько было подано тендерных предложений, заказчик сможет увидеть только после начала аукциона, а не загодя. 
  2. Аукцион состоит из трех этапов (раундов).
  3. Только после завершения аукциона становится доступной информация обо всех поставщиках и все документы, которые они подали для проведения квалификации. 

Кроме основных правил, обратите внимание на следующее:

  • ЭСЗ активирует модуль «Аукцион» автоматически, если поставщиков на торгах будет больше одного;
  • если на этапе принятия предложений ни один поставщик не зарегистрировал свое предложение, то система автоматически предоставляет закупке статус «Неудачная». То есть аукцион вообще не начнется и даже не активируется;
  • закупка отменяется и не переходит к аукциону в определенных случаях, зависящих от количества поданных предложений. Для наглядности представим их в таблице:

Количество поставщиков, подавших предложениеВид процедуры закупки, которая отменяется
Открытые торги. Как украинские, так и европейские
2Конкурентный диалог
3Торги с ограниченным участием

Заказчик может найти свой аукцион и проследить его ход. Это можно сделать двумя способами:

  1. Перейти по ссылке, отображенной в личном кабинете в электронной площадке.
  2. Вне личного кабинета по присвоенному ID номеру. Это можно сделать на всех закупочных площадках или на сайте prozorro.gov.ua. Затем опять перейти по ссылке.

А теперь рассмотрим пошагово, как проходит аукцион.

Алгоритм проведения аукциона

Если заказчик до начала аукциона перейдет по ссылке, то увидит окошко, в котором указано следующее:

  • аукцион в статусе «ожидания». То есть он еще не начался;
  • время, осташееся до старта аукциона;
  • ключевая информация по тендеру:
    • ІD закупки

    • название заказчика

    • предмет закупки.

Во время начала аукциона система берет перерыв на 5 минут.

В течение этого времени можно увидеть информацию о количестве поставщиков. Внимание! Их названия отсутствуют. Будем видеть только номера: «Участник 1», «Участник 2» и т. д. Остальная доступная информация — начальные ставки.

Также в течение «пятиминутки» по критерию «Цена» или «Приведенная цена» формируется очередь поставщиков: от самой дорогой цены к самой дешевой. 

Во время раундов аукциона право первым уценить свое тендерное предложение (ТП) или оставить его без изменений должен поставщик, ТП которого было самым дорогим на этапе подачи предложений/в предыдущем раунде.

Чтобы сделать это, участник имеет 2 минуты. При этом снизить свою цену он имеет право на сумму, не меньше чем шаг аукциона, или вообще не изменять ее.

Шаг аукциона на Прозорро составляет от 0,5% до 3% от ожидаемой стоимости закупки.

Аукцион Прозорро: что должен знать заказчик
ЕЛЕНА СТЕПАНОВА,директор ООО «СИ БИЗНЕС КОНСАЛТИНГ», Одесса
Какие ошибки в требованиях к аномально низкой цене помешают защититься от недобросовестного участника? Как применить этот новый инструмент правильно? Какие требования предусматривать в тендерной документации?

Как мы уже отмечали, поставщик может уценить не меньше, чем на шаг аукциона по отношению к своей предыдущей ставке. Если поставщик решил не снижать цену своего ТП во время понижающего аукциона, он все равно является участником торгов. 

Внимание! Начать снижение цены поставщик имеет право в любом раунде. 

Второй и третий раунды аукциона в Прозорро проходят по такому же принципу, что и первый.

И только после окончания третьего раунда происходит объявление результатов.

Только на этом этапе можно получить информацию о названиях предприятий, участвовавших в аукционе. Также уже после объявления результатов раскроются начальные ставки и цены предложений, поданных поставщиками в трех раундах.

Аукцион с применением неценовых критериев

Если заказчик использует неценовые критерии закупки, аукцион проводится по приведенной цене.

Такой аукцион имеет свои особенности. Выясним, какие именно.

Заказчик, как и в ходе «классического» аукциона, при переходе по ссылке будет видеть исключительно приведенные цены поставщиков. Полная цена и коэффициент коррекции будут недоступны. А вот поставщик, подавший предложение, сможет видеть свою приведенную и полную цены.

В ходе аукциона, когда настанет время поставщику снижать свое ценовое предложение, он сможет изменить приведенную или полную цену. Два этих поля доступны для редактирования. При этом коэффициент коррекции изменению не подлежит.

Уже после окончания аукциона раскрываются все фактические цены поставщиков и их коэффициенты коррекции. 

Помните! В случае мультилотовой закупки аукционы проводят по каждому лоту отдельно. Информация о поставщиках станет доступной только после окончания последнего аукциона в такой закупке.

logo