Порядок обнародования информации о закупках в ЭСЗ

21 квітня 2021
41
Середній бал: 5 із 5

Скоро год, как Минэкономразвития ввело новые правила размещения информации о публичных закупках, утвердив приказом от 11.06.2020 № 1082 новый Порядок (далее — Порядок № 1082) и признав утратившим силу старый. Однако у заказчиков все еще остаются вопросы,касающиеся отдельных требований и процедуры внесения сведений в ЭСЗ. Поэтому расставим все точки над «і», чтобы помочь закупщикам быть уверенными в своих действиях, своевременно обнародовать необходимую информацию и избежать ответственности за ее задержку.

Какая информация считается аутентичной

Информация по публичным закупкам попадает в ЭСЗ от заказчиков, централизованных закупочных организаций (далее — ЦЗО), участников, поставщиков, органов обжалования и органов госфинконтроля двумя путями:

  • в составе документов, загруженных через их автоматизированные рабочие места (далее — АРМ);
  • посредством ввода в электронные поля, определенные администратором.

Иногда случается, что сведения, введенные в электронные поля ЭСЗ, не соответствуют сведениям в загруженных документах. И тогда возникает вопрос аутентичности информации, то есть ее достоверности, действительности, подлинности.

Запомните, что согласно п. 3 Порядка № 1082 в случае упомянутого несоответствия аутентичной будет та информация, которая размещена путем заполнения электронных полей.

Сроки обнародования информации о закупке согласно новому Закону

Информация об источнике финансирования закупки: обязательна или нет

Прежде всего, объясним, почему возникает данный вопрос. Ранее формы документов, а с ними — и обязательные поля, в которые заказчик должен был вводить имеющуюся информацию в ЭСЗ, были утверждены приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 № 490.

В числе этих утвержденных форм было и объявление о проведении открытых торгов (далее — объявление), в котором под пунктом 102 требовалось сообщать об источнике финансирования закупки. Поэтому в ЭСЗ было реализовано соответствующее обязательное поле для ввода. То есть заказчики должны были указывать в объявлении источник финансирования.

Однако в июле прошлого года Приказ № 490 утратил силу.

Зато перечень информации, которую заказчик должен обнародовать в ЭСЗ, установлен теперь самим Законом № 922.

В частности, в ч. 2 ст. 21 Закона предусмотрено, какую именно информацию должно содержать объявление. Источник финансирования здесь даже не упоминается. Правда, Закон позволяет заказчику указывать в объявлении, кроме обязательных сведений, перечень которых состоит из 12 пунктов, «прочую информацию».

Также и в Порядке № 1082 не предусмотрено, что заказчик должен вводить в объявлении информацию об источнике финансирования. Кроме того, Порядок не обязует заказчика заполнять все без исключения поля, реализованные в ЭСЗ. В нем только сказано, что информация для обнародования размещается путем заполнения электронных полей, определенных администратором и реализованных в системе.

Исходя из вышеизложенного, делаем вывод, что указывать в объявлении источник финансирования закупки не обязательно. Но никто не запрещает заказчику это делать, если он того желает. 

Могут ли аудиторы обратить внимание на отсутствие информации об источнике финансирования?

Да, контролеры могут обратить внимание на это.

Поэтому заказчику следует быть готовым к тому, что ему придется аргументировать свои действия как соответствующие Закону № 922 и действующим подзаконным актам.

Если же заказчик желает избежать лишних вопросов со стороны аудиторов, то ему стоит не пожалеть времени и ввести в соответствующем поле ЭСЗ информацию об источнике финансирования.

Алгоритм действий заказчика при техническом сбое

При внесении и/или заполнении заказчиком информации о публичных закупках через АРМ может произойти технический сбой.

Как действовать в такой ситуации? Ведь из-за этого заказчик может не успеть своевременно разместить и обнародовать информацию, что считается нарушением Закона о закупках. А за необнародование или нарушение сроков обнародования информации о закупках служебным, должностным, уполномоченным лицам заказчика грозит штраф в размере 100 НМДГ согласно части первой ст. 16414 КУоАП. Внимание! В соответствии с новой редакцией Закона речь идет именно о нарушении срока, а не нарушении порядка обнародования информации о закупках.

Порядок обнародования информации о закупках в ЭСЗ
ЯРОСЛАВА ДУБРОВА,консультант по публичным закупкам, Киев
17 грн & 1050 грн — на основе чего считать административную и уголовную ответственность закупщика? Объясним требования законодательства и посчитаем вместе, когда и какой показатель принимают за основу.

Алгоритм действий в таком случае прописан в п. 6 Порядка № 1082.

Итак, если произошел сбой при внесении информации через АРМ, техническую поддержку получают:

  • заказчик, ЦЗО, участник, поставщик — на авторизованной электронной площадке, на которой они вносили и заполняли информацию/документы;
  • орган обжалования и органы госфинконтроля — от администратора.

При необходимости они могут выполнить действия повторно в соответствии с требованиями и в пределах сроков, установленных Законом № 922 (п. 6 Порядка № 1082).

Внимание! Главное в правиле размещения информации при техническом сбое в системе – ее размещение не только повторно, но и в соответствии с требованиями и в пределах сроков, установленных Законом № 922.

К тому же, заказчику следует в письменном виде обратиться к электронной площадке, ГП «Прозорро» и получить ответ-подтверждение технической проблемы в ЭСЗ. В будущем, если аудиторы составят админпротокол о нарушении (несвоевременное обнародование информации о закупке) и дело дойдет до суда, такой ответ поможет заказчику доказать, что причиной задержки стала ненадлежащая работа системы, а не его вина.

Ключевые наставления по обнародованию информации о закупке в ЭСЗ

На основании анализа Порядка № 1082 можно сформулировать следующие ключевые наставления:

  • информация считается обнародованной/размещенной, если она имеется в ЭСЗ в интерактивном режиме реального времени;
  • датой и временем обнародования/размещения информации в ЭСЗ считается дата и время внесения и заполнения информации через АРМ заказчика, ЦЗО, участника, поставщика, органа обжалования, органов госфинконтроля;
  • после внесения информации на площадку и загрузки документов следует проверить, появились ли они в ЭСЗ в интерактивном режиме (т. е. не произошел ли какой-либо сбой), а также подтянула ли система КЭП;
  • заказчик/ЦЗО/участник/поставщик может вносить изменения в информацию, которая уже обнародована на веб-портале, исключительно в случаях, предусмотренных Законом № 922;
  • информацию, которую согласно Закону № 922 дополнительно следует обнародовать на английском языке, в частности объявление о проведении конкурентных процедур закупок, заказчик, ЦЗО размещают в ЭСЗ одновременно с информацией на украинском языке;
  • информация о публичных закупках размещается/обнародуется заказчиками/ЦЗО / органами обжалования / органами госфинконтроля самостоятельно и бесплатно.

logo