КЭП на защищенном носителе: как получить и применять?

18 січня 2021
634
Середній бал: 5 із 5

До 07.11.2018 г. все подписыватели получали электронно-цифровую подпись (ЭЦП). С 07.11.2020 г. всем субъектам хозяйствования выдается КЭП — квалифицированная электронная подпись. В соответствии с Законом № 2155-III «Об электронных доверительных услугах» (далее — Закон 2155) все выданные ЭЦП действуют до окончания срока их действия, но в случае продления или перевыдачи будет выдаваться уже КЭП, которая должна храниться на защищенном носителе. Всем владельцам квалифицированной электронной подписи (КЭП) необходимо использовать защищенные носители ключевой информации (электронные ключи, смарт-карты, криптомодули и т. п.) для обеспечения надежного хранения собственных КЭП.

В чем разница между усовершенствованной электронной подписью (УЭП) и квалифицированной электронной подписью (КЭП)?

После внесения информации в поля электронного документа на него налагается КЭП должностного лица. Эта норма предусмотрена Порядком размещения информации о публичных закупках, утвержденного приказом Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 11.06.2020 г. № 1082 (далее – Порядок 1082).

Электронный документ — это документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа.

Создание электронного документа завершается наложением электронной подписи. И оригиналом электронного документа считается электронный экземпляр документа с обязательными реквизитами, в том числе с электронной подписью автора или подписью, приравненной к собственноручной подписи в соответствии с Законом Украины «Об электронных доверительных услугах». К собственноручной подписи приравнивается только КЭП.

Як перевірити свій електронний підпис та де його зберігати

Существует УЭП и КЭП. Обе эти электронные подписи имеют идентичные принципы действия.

Они определяют авторство электронного документа и факт внесения в него изменений и затем подписания.

С 7 ноября 2020 года УЭП не приравнивается к КЭП. Таким образом, там, где законодательством предусмотрено налагать КЭП, неправильно будет налагать УЭП.

Только КЭП имеет такую же юридическую силу, как и собственноручная подпись, и имеет презумпцию ее соответствия собственноручной подписи.

Порядком № 1082 установлено, что после внесения информации в электронные поля на нее налагается КЭП должностного лица. Здесь не детализировано, кого это требование касается, и, значит, касается всех пользователей, которые вносят информацию в электронные поля, – и заказчика и участников.

КЭП сама по себе предусматривает, что она должна быть на защищенном носителе. УЭП с квалифицированным сертификатом может быть на незащищенном носителе.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации государственной формы собственности, государственные регистраторы, нотариусы и прочие субъекты, уполномоченные государством на осуществление функций государственного регистратора, применяют исключительно средства КЭП или печати на защищенном носителе.

❗️ Закупівлі-2021: плануємо за новими вимогами

Где получить КЭП?

КЭП выдаются у квалифицированных предоставителей электронных услуг (ранее – АЦСК), внесенных в доверительный список.

Таковыми являются:

  • Информационно-справочный департамент ГНС
  • Министерство внутренних дел Украины
  • АО КБ «ПРИВАТБАНК»
  • Национальный банк Украины
  • ПАТ «Государственный ощадный банк Украины»
  • и другие.

Какими могут быть носители:

  • файловый носитель, флешка или CD/DVD-диск
  • защищенный носитель личного ключа, например «Алмаз-1К» или «Кристал-1»
  • SIM-карта, которая поддерживает функцию Mobile ID
  • ID-карта (паспорт пластиковый)

Как получить КЭП?

Для получения квалифицированной электронной подписи нужно подготовить пакет документов и носитель для дальнейшего визита к КПЭУ (квалифицированный предоставитель электронных услуг).

Як отримати КЕП під час карантину?

Пакет документов, необходимый для оформления КЭП:

1) физическому лицу:
  • документ, удостоверяющий личность (например, паспорт гражданина Украины) –
  • оригинал
  • копии 1–6-й страниц паспорта и справки ИНН – заверенные нотариусом или с подписью владельца
  • договор о предоставлении доверительных электронных услуг – подписанный в двух экземплярах
  • карточка присоединения к электронному договору
  • заявка на формирование квалифицированного сертификата электронной подписи (ЭП) в
  • электронном и бумажном виде – формируется на портале компании, предоставляющей услуги
  • платежное поручение.
2) физическому лицу — предпринимателю (ФЛП):
    • все, что и физическому лицу
    • + опись предоставленных документов.
    3) юридическому лицу:
      • документ, удостоверяющий личность получателя, оформляющего КЭП (например, паспорт гражданина Украины) – оригинал
      • 1–6-я страницы паспорта и справка ИНН человека, на которого оформляется КЭП, – копии с подписью владельца
      • документ о назначении на должность человека, на которого оформляется сертификат, – копия
      • договор о предоставлении доверительных электронных услуг – подписанный в двух экземплярах
      • карточка присоединения к электронному договору
      • заявка на формирование квалифицированного сертификата электронной подписи (ЭП) в электронном и бумажном виде – формируется на портале компании, предоставляющей услуги
      • устав юридического лица – оригинал или копия, заверенная нотариусом
      • платежное поручение
      • опись предоставленных документов
      •  доверенность в случае получения собственного ключа от имени юрлица.

      Как на предприятии настроить работу с большим количеством защищенных носителей?

      Для каждого секретного ключа должен использоваться отдельный защищенный носитель ключевой информации (смарт-карта или же носитель в форме флешки). И если на предприятии работает не один бухгалтер, а несколько, то возникает неудобство в использовании носителя при подписании.

      Вы можете подписывать э-документы со своего рабочего места. Для этого можно использовать usb-хаб. Его необходимо подсоединить к программе M.E.Doc сразу со всеми необходимыми носителями. Usb-хабы можно приобрести у квалифицированного предоставителя электронных доверительных услуг ЦСК «Украина» или в любом интернет-магазине.

      Как работать с защищенными носителями дистанционно?

      Если в условиях карантина вы работаете дистанционно, бухгалтер должен подсоединиться со своего компьютера через RDP-протокол или иное программное обеспечение к удаленному рабочему столу для работы с программой M.E.Doc.

      В таком случае можно работать с защищенными носителями, на которых должны храниться КЭП.

      Рассмотрим простые настройки компьютера для возможности подписывать э-документы с помощью защищенных носителей на отдаленном сервере для локальной и сетевой версии программы M.E.Doc.

      А) В сетевой версии

      Защищенный носитель подсоединен к отдаленному компьютеру:

      Через стандартную программу Microsoft «удаленный рабочий стол» (RDP) вы подсоединяетесь к удаленному рабочему столу и без каких-либо дополнительных настроек можете подписывать документы э-подписью, которая находится на защищенном носителе.

      Проверьте, запущены ли на компьютере, к которому будет подключение, службы смарт-карта и Plug and Play. Они должны быть.

      Б) В локальной версии

      Защищенный носитель подсоединен к удаленному компьютеру:

      Подсоединитесь к удаленному рабочему столу, к которому подсоединен защищенный носитель, через любой инструмент (программу), после чего вы сможете подписывать документы э-подписью. При этом дополнительно настраивать ничего не нужно.

      В) В локальной и сетевой версии

      Защищенный носитель подсоединен к компьютеру на стороне бухгалтера:

      при подсоединенном защищенном носителе к компьютеру проверить в «Диспетчере устройств» отображение «Устройства чтения смарт-карт» (Microsoft Usbccid).

      При отсутствии данной записи нужно установить соответствующий драйвер, предварительно загруженный с сайта производителя защищенного носителя. При подключении стандартной программой Microsoft «Удаленный рабочий стол» (RDP) нужно в параметрах на вкладке «Локальные ресурсы» нажать кнопку «Дополнительно» и отметить поле смарт-карты.

      Проверьте, запущены ли на компьютере, с которого будет происходить запуск программы «Удаленный рабочий стол», службы смарт-карта и Plug and Play. Таким образом вы можете подписывать документы э-подписью, которая находится на защищенном носителе.

      Как настроить подписание КЭП на закупочной площадке?

      Использование защищенных носителей (токенов) для наложения КЭП отличается от работы с КЭП на файловых носителях. Давайте рассмотрим настройку КЭП для большинства популярных площадок (zakupki.prom.ua, e-tender.biz, smarttender.biz).

      Первым шагом является загрузка пакетов для работы с защищенным носителем.

      Необходимо запустить или инсталлировать библиотеку web-подписи.

      1. Инсталляционный пакет web-библиотеки подписи
      2. Инсталляционный пакет библиотеки подписи (web-расширение)

      Переходим на сайт тендерной площадки.

      Обновляем страницу, где последовательно выбираем параметры нашего защищенного носителя и КЭП на нем:

      • Тип носителя: э-ключ или смарт-карта Автор (PKCS#11)
      • АЦСК: свой АЦСК (например, ООО " Центр сертификации " Украина&quot или КНЕДП ІДД ГНС)
      • Ключ: выберите серийный номер носителя, которым нужно подписать документ
      • Пароль: введите пароль от защищенного носителя

      Помните, что после нескольких попыток неправильного ввода пароля к защищенному носителю он будет заблокирован. Для его разблокировки может понадобиться полная очистка носителя с необходимостью получения нового КЭП.

      Такая последовательность может совпадать на многих площадках.

      logo