Неотложная необходимость в проведении закупки как исключение упрощенной закупки

29 квітня 2021
77
Середній бал: 5 із 5

Если возникает необходимость в срочной закупке, которую невозможно было спланировать, следует обосновать такую неотложную необходимость. Как это сделать правильно, чтобы избежать штрафов, разъясняем в статье.


Закупки должны быть спланированы, взвешены и проведены с применением одного из видов закупок, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках» (далее — Закон). Но иногда на все это нет времени, и заказчик требует неотложной поставки товаров или предоставления услуг, выполнения работ. В таком случае заказчик не может применить алгоритмы закупок хотя бы потому, что за время их организации может случиться непоправимое — от чрезвычайной ситуации до потерянных возможностей. Такая ситуация может возникнуть независимо от суммы закупки, то есть в случае потребности, предусматривающей проведение как процедур закупок, так и упрощенных закупок.

Когда возможна переговорная процедура по неотложной необходимости

Для упрощенных закупок данная ситуация решается путем их непроведения на основании ч. 7 ст. 3 Закона, а именно, если:

«Приобретение заказчиком товаров, работ и услуг, стоимость которых равна или превышает 50 тысяч гривен и меньше стоимости, предусмотренной для проведения процедур закупок, осуществляется без применения порядка проведения упрощенных закупок, установленного данным Законом, в случае если существует неотложная необходимость в осуществлении закупки в связи с:

  • возникновением объективных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения упрощенной закупки;
  • обжалованием принятых решений, действий или бездеятельности заказчика после оценки тендерных предложений участников, в объеме, не превышающем 20% от ожидаемой стоимости обжалуемого тендера;
  • расторжением договора о закупке по вине участника на срок, достаточный для проведения тендера, в объеме, не превышающем 20% суммы, определенной в договоре о закупке, расторгнутом по вине такого участника».

    Перечисленные ситуации являются исключениями. Заказчик должен применять их обоснованно. Рассмотрим, в каких именно случаях.

    Объективные обстоятельства, при которых невозможно соблюдение заказчиками сроков проведения упрощенной закупки, должны быть определены с учетом законодательных сроков проведения этой процедуры.

    В среднем упрощенная закупка занимает около двух недель. Поэтому заказчик должен доказать, что при наличии необходимости в закупке и выделенных ему средств на нее он не может ожидать две недели для того, чтобы подписать договор о закупке.

    Такие ситуации, действительно, могут быть. В частности они связаны с неожиданными для заказчика событиями, которые невозможно было предвидеть заранее, такими как:

    • аварии
    • поломки
    • чрезвычайные ситуации.

    Могут быть и иные основания для неотложной закупки. Например, если обстоятельства сложились так, что заказчик не может провести или завершить упрощенную закупку и получить желаемый предмет закупки своевременно (отказ или задержка поставщика, отсутствие своевременного финансирования и т. п.), а без соответствующей поставки у заказчика возникнет чрезвычайная ситуация. Такие случаи присущи сферам, нуждающимся в непрерывной закупке, например поставке медикаментов, продуктов питания, энергоносителей и т. п.

    Важно! В случае применения неотложной необходимости в закупке заказчик должен проанализировать, не его ли действия привели к такой ситуации. Если заказчик самостоятельно спровоцировал неотложную необходимость, а это может быть результатом как его действий, так и бездеятельности, то вряд ли он сможет ее аргументировано обосновать.

    Для аргументации неотложной необходимости в закупке желательно использовать внешние документы. В частности, экспертные заключения, обращения, дефектные акты и т. п., созданные не уполномоченным лицом заказчика, а независимой стороной. Это связано с тем, что заказчик должен засвидетельствовать, что неотложная закупка — не его индивидуальное решение, мотивированное отсутствием желания проводить упрощенную закупку, а действительно наличие неотложной необходимости, подтвержденной другой независимой стороной.

    Обратите внимание! Для непроведения упрощенных закупок заказчик не ограничен в основаниях определения объективных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение им соответствующих сроков.

    Однако некоторые из них установлены в этой же норме Закона, например расторжение договора о закупке по вине участника на срок, достаточный для проведения тендера.

    Понятно, что при заключении договора о закупке его расторжения никто не ждет, и если возникает такая ситуация, заказчик, нуждающийся в непрерывной закупке, попадает в условия, когда такая закупка становится неотложной.

    Закон в данной ситуации позволяет заключить прямой договор о закупке в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре о закупке, расторгнутом по вине такого участника.

    Важное условие — договор должен быть расторгнут по вине участника. Заказчику следует зафиксировать доказательства такой вины при принятии решения не проводить упрощенную закупку. В различных ситуациях доказательства могут быть разными.

    Если инициатором расторжения договора был участник, то его обращение может быть доказательством. 

    Если договор о закупке расторгнут по инициативе заказчика, то для этого должны быть соответствующие основания.

    Например, если участник ненадлежащим образом  выполняет договор и это не устраивает заказчика, он может расторгнуть договор в одностороннем порядке. В соответствии с п. 1 ст. 611 ГКУ в случае нарушения обязательства наступают правовые последствия, установленные договором или законом, в частности прекращение обязательства в результате одностороннего отказа от обязательства, если это установлено договором или законом, или расторжение договора.

    В случае одностороннего отказа от договора в полном объеме или частично, если право на такой отказ установлено договором или законом, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

    Заказчикам стоит загодя обусловливать в своих договорах основания для одностороннего отказа от обязательства.

    Также согласно ст. 651 ГКУ договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора второй стороной и в иных случаях, установленных договором или законом. Существенным считается такое нарушение стороной договора, в результате которого нанесен ущерб второй стороне, в значительной степени лишающий ее того, на что она рассчитывала при заключении договора.

    Таким образом, судебное решение о расторжении договора также может быть доказательством вины участника.

    Отдельно следует обратить внимание, что применение данного основания для непроведения упрощенной закупки предусматривает, что заказчик может заключить договор на срок, достаточный для проведения тендера.

    Напомним, что тендер — это конкурентная процедура закупки, а именно осуществление конкурентного отбора участников по процедурам закупки открытых торгов, торгов с ограниченным участием и конкурентного диалога.

    Таким образом, расторгнутным может быть договор, заключенный по результатам как упрощенной закупки, так и процедуры закупки, но срок его действия обусловливает необходимость проведения тендера.

    Подобным основанием для непроведения упрощенных закупок является обжалование принятых решений, действий или бездеятельности заказчика после оценки тендерных предложений участников, в объеме, не превышающем 20 % от ожидаемой стоимости обжалуемого тендера.

    Это основание является следствием обжалуемого тендера.

    Обжалование должно быть после оценки тендерных предложений, и, следовательно, в период обжалования тендерной документации основание не применяется.

    Следует обратить внимание, что для разных тендеров оценка тендерных предложений происходит на разных этапах их проведения.

    Для обоих вышерассмотренных оснований непроведения упрощенной закупки важно, что сумма, рассчитанная в пределах 20%, должна быть такой, которая не требует проведения процедуры закупки, то есть менее 200 тыс. грн для товаров и услуг и 1,5 млн – для работ. В противном случае заказчик должен будет проводить переговорную процедуру закупки по подобным основаниями, предусмотренным в ст. 40 Закона.

    Резюме

    Заказчик должен правильно определить потребность в неотложной закупке и ее ожидаемую стоимость в пределах именно для непроведения упрощенной закупки. Следующий шаг — выбрать одно из оснований для ее непроведения, установленных в Законе, и объективно обосновать это в решении о непроведении упрощенной закупки.

    Все указанные действия необходимо осуществить в максимально короткие сроки с момента, когда возникла неотложная необходимость в такой закупке.

     

    logo