Не единичны случаи, когда заказчик вынужден заменить уполномоченное лицо (далее – УЛ), например в случае его увольнения, декретного отпуска и т. п., и поручает проведение закупок работнику, который о публичных закупках в Украине только слышал что-то отдаленно. Для того чтобы начинающий быстрее овладел правилами публичных закупок, мы подготовили данную статью.
Что такое публичные закупки
В процессе своей деятельности каждое юридическое лицо использует определенные ТМЦ, которые необходимо приобрести у стороннего лица, а также основные средства (технику, здания и т. п.), которые нужно ремонтировать. Кроме того, время от времени возникает необходимость получения услуг у профессионалов своего дела. На все это нужны деньги. Для государственных и коммунальных юридических лиц их выделяют из бюджетов, и по своей сути они являются налогами, которые были уплачены в бюджет плательщиками.
Для того чтобы разумно и экономно расходовать деньги, уплаченные налогоплательщиками, был принят Закон № 922, устанавливающий правила проведения публичных закупок.
Поэтому публичные закупки (далее — закупки) — это приобретение ТМЦ, работ, услуг по правилам Закона № 922.
Кто является заказчиком (покупателем) в таких закупках, описано в ст. 2 Закона № 922, а область применения данного Закона определена в ст. 3. Например, трудовые договоры не являются предметом закупок, тогда как привлечение внештатного специалиста, который предоставит определенные услуги, уже будет предметом закупок.
Другим важным лицом в закупках является участник, который только при определенных обстоятельствах может стать поставщиком. В закупках действует целый ряд оснований, при которых заказчик должен заключить договор или, наоборот, отказать потенциальному поставщику.

Как проходят публичные закупки в Украине
В соответствии с требованиями ст. 10 Закона № 922 информация о закупках обнародуется заказчиком бесплатно через авторизованные электронные площадки в электронной системе закупок.
Важно! Публичные закупки с 19 апреля 2020 претерпели изменения, а Закон № 922 был изложен в новой редакции. Заказчикам следует обратить на это внимание, ведь при поиске практики, в т.ч. судебной, нужно ориентироваться на то, в какой редакции Закона № 922 эта практика подается.
Закон № 922 устанавливает различные требования к обнародованию информации, срокам ее обнародования и т. п. в зависимости от вида процедуры закупок.
Виды процедур публичных закупок
Существует несколько видов процедур закупок, что, в первую очередь, обусловлено спецификой различных предметов закупок (ожидаемой стоимостью, распространением на рынке и т. п.).
Начинающим стоит помнить, что если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную:
- для товаров и услуг — 133 тыс. евро;
- для работ — 5 150 тыс. евро,
то объявление о проведении тендера дополнительно обнародуется на английском языке.
Ключевые особенности открытых торгов с публикацией на английском языке
Алгоритмы и особенности каждой процедуры закупки мы описали на портале в статьях:
- Алгоритм проведения процедуры открытых торгов;
- Открытые торги по-европейски;
- Конкурентный диалог как форма тендерной закупки;
- Торги с ограниченным участием: что должен знать заказчик;
- Что нужно учесть на разных этапах упрощенной закупки, чтобы избежать негативных последствий;
- Отчет о заключенном договоре о закупках до 50 тыс. грн;
- Рамочное соглашение в закупках;
- Переговорная процедура закупки.
Кто контролирует проведение публичных закупок
Общие сведения о лицах, контролирующих закупки, описаны в разделе ІІ Закона № 922.
Впрочем, на практике заказчики чаще всего могут вступать в спор с:
- Антимонопольным комитетом Украины или его органами (далее – АМКУ)
- Государственной аудиторской службой Украины или ее органами (далее – ГАСУ).
Также важную роль при закупке могут сыграть Казначейство и Счетная палата.
АМКУ проверяет закупку на соответствие конкурентному законодательству. ГАСУ проводит мониторинг закупок. Впрочем, если закупка прошла успешно, без вмешательств контролирующих органов, это не значит, что у заказчика не возникнут проблемы в будущем. Ведь ГАСУ может прийти к заказчику с ревизией и найти нарушения. В этом случае уполномоченному лицу – новичку нужно помнить, что его не могут привлечь к ответственности за правонарушения, совершенные предыдущим УЛ.

Наставления для заказчика-новичка
Что должен помнить заказчик-новичок?
1. Нужно внимательно изучать нормы законодательства. Это поможет избежать проблем с:
- неправильной классификацией закупки (открытые торги; конкурентный диалог; упрощенная закупка; рамочное соглашение и т. п.);
- определением оснований для отклонения тендерного предложения (ст. 31 Закона № 922);
- выяснением обстоятельств по поводу того, подлежал ли участник отклонению и т. п.
2. Внимательно формулируйте требования тендерной документации (ст. 22 Закона № 922). Это поможет избежать проблем с:
- наличием дискриминационных требований (фактически речь идет о том, что тендерная документация сформирована под одного участника);
- правомерным отклонением участника, который не соответствует квалификационному критерию по ст. 16 Закона № 922. Например, заказчику нужен поставщик/исполнитель, имеющий в своей собственности или хотя бы в аренде 10 автобусов. Если требования о 10 автобусах не будет в тендерной документации, то отклонение предложения участника даже с одним автобусом может повлечь проблемы.
3. Совершая какое-либо действие, вы должны знать, почему и при каких обстоятельствах действуете именно так. Ведь возможна ситуация, когда государственные органы будут сомневаться в правомерности совершения вами определенного действия, например отклонения или принятия предложения. Если не будете иметь доказательств и правового обоснования, что вы действовали правомерно, можно попасть в неприятность. Поэтому, прежде чем что-то делать, проанализируйте, отвечает ли следующий шаг законодательству.
⚡️ Ответственность за нарушения законодательства о закупкахлі
4. Руководствуйтесь исключительно предписаниями законов и Конституции. Например, начинающие, еще не совсем уверенные в том, правильно ли они понимают требования законодательства, могут руководствоваться мнением более опытных коллег. Но и опытные ошибаются.
Кроме того, иногда даже письма Министерств несколько отклоняются от предписаний законодательства. При таких обстоятельствах начинающему стоит проанализировать все источники информации и выбрать тот путь (способ выполнения), который он самостоятельно сможет обосновать.
5. Внимательно изучайте практику Верховного Суда (далее — ВС). Как сказано выше, нормы Закона № 922 были обновлены 19.04.2020, но при этом некоторые правоотношения все же остались без изменений. Поэтому практика ВС может указать на определенные нюансы, в частности выявить недостатки в правовой позиции заказчика, участника или контролирующих органов. Также судебная практика указывает на определенные «слабые места» и противоречивые действия других заказчиков. В таком случае целесообразнее учиться на чужих ошибках.
Таким образом, публичные закупки требуют высокого уровня ответственности, ведь речь идет о расходах бюджетных средств.
Начинающим необходимо внимательно изучать законодательство и помнить, что если они не докажут правомерности своих действий, им могут грозить штрафы.
Если же вы решили стать закупщиком, портал «Госзакупки» станет надежным помощником и советчиком в этой отрасли. Мы ежедневно отслеживаем новое в закупках, отвечаем на вопросы и публикуем консультации известных специалистов. Мы знаем, как важно быть уверенным в каждом своем шаге, поэтому создали первую в Украине экспертно-правовую систему для закупщиков Expertus: Госзакупки,
, в которой можно найти ответы на вопросы любой сложности.
Мы верим, что лучшие в своей сфере постоянно совершенствуются, поэтому регулярно обновляем учебные программы в Высшей школе Закупщика. Выбирайте лучшее для себя и уверенно следуйте вверх по карьерным ступенькам.