Внесение изменений в договор о закупке

17 грудня 2021
975
Середній бал: 5 із 5
експерт, консультантка з публічних закупівель, канд. екон. наук

Изменение существенных условий договора о закупке после его подписания и пока стороны не выполнили обязательств в полном объеме – невозможно. Законодательные исключения из данного правила регламентированы частью 5 статьи 41 Закона № 922. Несоблюдение порядка изменения существенных условий договора о закупке обойдется в крупный штраф. При каких условиях изменения в договор будут правомерными, разъясняем в статье.

Важный нюанс, который должен запомнить каждый закупщик, — проект договора о закупке в тендерной документации обязательно должен содержать существенные условия договора и порядок их изменения.

Ведь Закон № 922 запрещает изменять существенные условия договора, кроме как в случаях, определенных ст. 41 Закона о публичных закупках.

Для того чтобы правильно понимать, когда изменения в договор о закупке будут правомерными, следует знать, что такое существенные условия договора.

Существенными считаются условия, которые признаны таковыми согласно закону или необходимы для договоров данного вида, а также условия, по которым по требованию одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

Для некоторых видов договоров существенные условия в законодательстве могут быть определены отдельно (например, для договоров аренды, подряда), но для большинства из них, в том числе хозяйственных договоров, они содержатся в ст. 180 ХКУ.

Помните, что договор о закупке — это хозяйственный договор.

 внесення змін до договору про закупівлю

Укладання договору про закупівлю: вісім ключових аспектів

При заключении хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать:

Предмет договора о закупке должен соответствовать предмету закупки, указанному в объявлении и тендерной документации. Условия о предмете в хозяйственном договоре должны определять наименование (номенклатуру, ассортимент) и количество продукции (работ, услуг), а также требования к их качеству.

То есть существенным условием договора является не только его предмет, но и детализация его составляющих, их количество и качество.

Требования к качеству предмета договора должны быть указаны в тендерной документации и технических требованиях к предмету закупки. Определяются они в соответствии с обязательными для сторон нормативными документами. Если такие документы отсутствуют, стороны опираются на тендерную документацию, и в таком случае их стоит повторить в договорном порядке. Это обеспечит защиту интересов заказчика как конечного потребителя товаров и услуг.

Цена в договоре о закупке должна быть указана по результатам аукциона, кроме случаев, если он не проводится в соответствии с условиями Закона № 922.

 

Срок действия хозяйственного договора – это время, в течение которого существуют хозяйственные обязательства сторон, возникшие на основе данного договора.

При этом на обязательства, возникшие у сторон до заключения ими хозяйственного договора, не распространяются условия заключенного договора, если договором не предусмотрено иное. В закупках такое возможно только при применении ст. 631 ГКУ.

Внимание! Окончание срока действия хозяйственного договора не освобождает сторону от ответственности за его нарушение, имевшее место во время действия договора.

Поэтому заказчикам целесообразно предусматривать в проекте договора возможность применения хозяйственных санкций за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, руководствуясь при этом принципами осуществления закупок.

Важно! Изменение существенных условий договора о закупке возможно только в период действия договора. При этом непременно пригодится статья «Протокол уполномоченного лица о внесении изменений в договор: нужен или нет».

Основания для внесения изменений в договор о закупке

Что касается изменения существенных условий договора о закупке, то основания для них определены ч. 5 ст. 41 Закона № 922. Рассмотрим каждое из них детально.

Основание для правомерного изменения в договор о публичных закупках № 1

Уменьшение объемов закупки, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика.

Указанное основание для уменьшения объемов закупки не является исчерпывающим.

Стороны могут уменьшать объем закупки, если такая возможность предусмотрена договором о закупке. При этом полезен будет образец дополнительного соглашения об уменьшении объемов закупки.

В большинстве случаев указанное основание касается заказчиков, работающих в бюджетной сфере. При сокращении расходов они не смогут осуществить закупку всего объема, предусмотренного договором, и должны будут его уменьшить.

Цена договора о закупке уменьшается в зависимости от изменения объемов закупки.

Чи вносити зміни до договору про закупівлю, якщо змінили джерело фінансування

При этом, если потом заказчик получит полное финансирование, увеличить цену такого договора можно будет исключительно на условиях, предусмотренных Законом.

Отдельный случай применения данного основания – если расходы заказчика уменьшаются из-за применения им нормы Закона, позволяющей провести переговорную процедуру или заключить прямой договор без упрощенной закупки в период обжалования принятых решений, действий или бездеятельности заказчика относительно длящегося тендера после оценки тендерных предложений участников, в объеме, не превышающем 20% от ожидаемой стоимости обжалуемого тендера.

Если в период тендера заказчик использовал 20% от его ожидаемой стоимости, то, соответственно, он не сможет взять обязательства по результатам этого тендера на всю ожидаемую стоимость и должен будет изменить цену договора. Исключение – если в период заключения договора заказчик получит подтверждение возможности дополнительного финансирования.

Основание для правомерного изменения в договор о публичных закупках № 2

Увеличение цены за единицу товара до 10 % пропорционально увеличению цены такого товара на рынке в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что такое изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре о закупке, — не чаще, чем один раз в 90 дней с момента подписания договора о закупке.

Это основание применяется только для закупки товаров и только в случае увеличения их цены.

При обосновании заказчикам необходимо ориентироваться не на изменение цены товара, а на ее колебание. То есть документ, подтверждающий такое колебание, должен указывать не среднерыночные цены на конкретную дату, а содержать отражение в числовом (ценовом) и процентном соотношении изменения уровня цен между датой начала срока действия договора или соответствующего дополнительного соглашения и датой расчета цены товара заказчиком в периоде принятия решения об увеличении цены до 10%.

Увеличение цены должно быть на такой процент, на который произошло колебание цены на рынке, но не более чем до 10%. При этом пригодится дополнительное соглашение на увеличение цены на 10%.

Поскольку цена договора не должна изменяться, заказчик при увеличении цены за единицу товара должен пропорционально уменьшить количество закупаемого товара. Расчет процентов изменения цены и количества производится в дополнительном соглашении от цены подписанного договора, а в следующих дополнительных соглашениях при необходимости — от последнего изменения цены и количества.

Оскільки ціна договору не повинна змінюватися, то замовник при збільшенні ціни за одиницю товару має пропорційно зменшити кількість товару, що закуповується. Розрахунок відсотків зміни ціни і кількості здійснюється у додатковій угоді від ціни підписаного договору, а у наступних додаткових угодах за потреби — від останньої зміни ціни та кількості.

Внимание! Ограничение сроков изменения цены за единицу товара не применяется в случае изменения условий договора о закупке бензина и дизельного горючего, газа и электрической энергии.

Как внести изменения в договор в Прозорро

Основание для изменения существенных условий договора № 3

Улучшение качества предмета закупки, при условии что такое улучшение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре о закупке.

При применении данного основания может изменяться качество предмета закупки в сторону улучшения, но не может изменяться сам предмет закупки. Поэтому, если заказчику предлагают вместо персонального компьютера установить ноутбук, эту норму применить невозможно.

Улучшение качества предмета закупки должно соответствовать тендерной документации в части установления требований и функциональных характеристик к нему.

В то же время, при применении данного основания заказчик не может изменять ни цену договора, ни количество, ни другие существенные условия договора.

Що можна змінювати для покращення предмета закупівлі

Основание для изменения существенных условий договора № 4

Продление срока действия договора о закупке и срока выполнения обязательств по передаче товара, выполнению работ, предоставлению услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, повлекших такое продление, в том числе обстоятельств непреодолимой силы, задержки финансирования расходов заказчика, при условии что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре о закупке.

В этом основании указан ориентир на ситуации, когда возможно его применение, но их перечень не является исчерпывающим.

Важное условие: такие основания для продления срока действия договора должны быть подтверждены документально.

Например, задержка финансирования расходов заказчика может быть подтверждена документом вышестоящего распорядителя бюджетных средств заказчика или документом Госказначейства.

Обстоятельства непреодолимой силы, то есть форс-мажорные обстоятельства, регулируются Законом Украины «О Торгово-промышленной палате Украины».

Торгово-промышленная палата Украины и уполномоченные ею региональные торгово-промышленные палаты удостоверяют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) и выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности.

⚡️ Коли можлива зміна істотних умов договору про закупівлю комунальних послуг

Форс-мажорными обстоятельствами являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора о закупке. Их перечень приведен в Законе Украины «О Торгово-промышленной палате Украины». Среди них можем отметить те, которые чаще всего встречаются в закупках:

  1. карантин, установленный Кабинетом Министров Украины,
  2. принудительное изъятие,
  3. захват предприятий,
  4. запрет (ограничение) экспорта/импорта и т. п.,
  5. а также вызванные исключительными погодными условиями и стихийным бедствием.

При этом следует ориентироваться, что не считаются форс-мажорными обстоятельствами отдельные экономические факторы, в частности связанные с рисками предпринимательской деятельности участника. К таковым можно отнести:

  1. финансовый и экономический кризис;
  2. дефолт;
  3. рост официального и коммерческого курсов иностранной валюты к национальной валюте;
  4. несоблюдение/нарушение своих обязанностей контрагентом должника;
  5. отсутствие на рынке необходимых для выполнения обязательства товаров;
  6. отсутствие у должника необходимых средств и т.п.

Важно! Оформлять продление срока действия договора о закупке следует в период, когда срок действия такого договора еще не истек.

Основание для изменения существенных условий договора о закупке № 5

Согласование изменения цены в договоре о закупке в сторону уменьшения (без изменения количества (объема) и качества товаров, работ и услуг), в том числе в случае колебания цены товара на рынке.

При применении данного основания заказчику важно помнить, что не могут быть изменены другие существенные условия договора кроме цены, а цена, в свою очередь, может только уменьшаться.

Причины для такого уменьшения цены в Законе не ограничены.

При этом одной из таких причин может быть колебание цены товара на рынке, что должно быть документально подтверждено.

Основание для изменения существенных условий договора о закупке № 6

Изменение цены в договоре о закупке в связи с изменением ставок налогов и сборов и/или изменением условий относительно предоставления льгот по налогообложению — пропорционально изменению таких ставок и/или льгот по налогообложению.

Основание применяется при изменении ставок налогов и сборов и/или изменении условий предоставления льгот по налогообложению и не может быть применено при изменении налогового статуса налогоплательщика.

Поэтому, если участник был плательщиком единого налога, а стал плательщиком НДС, он должен будет выполнять договор по той же цене, которая была согласована в нем. Изменение его статуса не может быть основанием для изменения цены договора о закупке.

Ставкой налога признается размер налоговых начислений на (от) единицу (единицы) измерения базы налогообложения (статья 25 НКУ).

Внесення змін до договору про закупівлю

ЗАКУПІВЛЯ ЕЛЕКТРОЕНЕРГІЇ

Налоговая льгота — предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности начисления и уплаты налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных пунктом 30.2 статьи 30 НКУ (пункт 30.1 данной статьи НКУ).

Налоговая льгота предоставляется путем, в частности, установления сниженной ставки налога и сбора или освобождения от уплаты налога и сбора (пункт 30.9. статьи 30 НКУ).

Изменение ставок налогов и сборов и/или изменение условий предоставления льгот по налогообложению должно быть нормативно утверждено. Соответствующий нормативный документ будет основанием и обоснованием для изменения цены договора.

Цена договора в таком случае может изменяться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения пропорционально изменению ставок налогов и сборов или льгот.

Основание для изменения существенных условий договора о закупке № 7

Изменение установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса потребительских цен, изменение курса иностранной валюты, изменение биржевых котировок или показателей Platts, ARGUS регулируемых цен (тарифов) и нормативов, которые применяются в договоре о закупке, в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены.

Это основание содержит в себе несколько отдельных оснований. При этом их общее условие — договор о закупке должен содержать порядок изменения цены. Только при наличии такого порядка в договоре можно будет применить соответствующие условия для изменения.

Это связано с тем, что все указанные основания для изменения цены договора должны быть обусловлены дополнительными условиями их применения.

То есть еще в проекте договора о публичной закупке, который является частью тендерной документации, заказчик должен определить:

  • когда им будут применяться указанные основания для изменения цены договора;
  • каким документом такие изменения будут подтверждаться;
  • по какой формуле (порядку) будет осуществляться перерасчет цены договора.

 

Изменение установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса потребительских цен

Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, которые покупает население для непроизводственного потребления. Он служит показателем изменения стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с базисным.

Потребительский набор как основа для расчета ИПЦ – единый для всех регионов страны и включает товары и услуги, наиболее репрезентативные и важные для всех домашних хозяйств.

Географические масштабы исследования охватывают все регионы Украины, кроме временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя (начиная с данных за июнь 2014 года), а также части зоны проведения антитеррористической операции (начиная с данных за январь 2015 года).

При применении ИПЦ заказчик может использовать показатели Государственной службы статистики Украины.

Изменение курса иностранной валюты

Для того чтобы применить данное основание для изменения условий договора, следует понимать, что предмет закупки должен быть импортного происхождения или содержать импортную составляющую. Заказчики, которые проводят такие закупки, должны использовать порядок расчета импортной составляющей.

Для расчетов используется информация об официальном курсе валют, которая размещена на сайте Национального Банка Украины.

Документами, подтверждающими страну происхождения товара, является сертификат о происхождении товара, заверенная декларация о происхождении товара, декларация о происхождении товара, сертификат о региональном наименовании товара.

Изменение биржевых котировок:

Биржевая котировка — это фиксация фактических контрактных цен и выведение типичной или средней цены по биржевым соглашениям определенного периода, которая отражает стоимость единицы товара (лота) при типичных объемах и условиях торгов.

Постановлением Кабинетом Министров Украины № 616 от 8 сентября 2016 года утвержден Перечень товаров, имеющих биржевую котировку, и мировых товарных бирж для установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки».

Заказчики могут использовать показатели биржевых котировок для изменения цены договора.

Показатели Platts, ARGUS

Информация о Platts содержится в ст. 14 НКУ. Platts — это международная, глобальная унифицированная система информационного мониторинга за динамикой рынка и ценообразованием в области добывающей и топливно-энергетической промышленности. Показатели Platts — индексы, которые официально определены мировым информационным агентством Platts и являются базой для использования субъектами хозяйственной деятельности.

ARGUS — это ведущее независимое ценовое агентство, которое рассчитывает и публикует ценовые котировки, а также проводит аналитические исследования по международным товарно-сырьевым рынкам.

Показатели Platts, ARGUS применяются преимущественно крупными заказчиками, осуществляющими масштабные закупки соответствующих предметов закупки.

✍ Перевірте, чи може ваш працівник бути УО

Регулируемые цены (тарифы) и нормативы

При наличии нормативного документа, утверждающего изменение цены (тарифа) и норматива уполномоченным на то органом, заказчик может изменить цену договора о закупке. Такое изменение происходит пропорционально изменению, утвержденному таким документом.

Основание для изменения существенных условий договора о закупке № 8

Изменение условий в связи с применением положений части 6 статьи 41 Закона № 922.

То есть это основание предусматривает, что действие договора о закупке может быть продлено на срок, достаточный для проведения процедуры закупки/упрощенной закупки в начале следующего года в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в начальном договоре о закупке, заключенном в предыдущем году,   если расходы на достижение этой цели утверждены в установленном порядке.

 ☝️ Хто може змінювати умови договору для потреб оборони

Обнародование информации о внесении изменений в договор о закупке

В случае внесения всех вышеупомянутых изменений в существенные условия договора о закупке заказчик должен обнародовать сообщение о внесении изменений в договор о закупке. Такое сообщение обнародуется в электронной системе закупок в течение 3 рабочих дней со дня их внесения.

Все изменения существенных условий договора должны быть оформлены дополнительным соглашением к договору (приложение к тендерному договору), кроме как если в договоре не указаны другие условия.

Обоснование и документальное подтверждение наличия оснований для внесения изменений в существенные условия договора производится сторонами отдельно по каждому случаю. При этом Закон не содержит ограничений по заключению одного или одновременно нескольких дополнительных соглашений к договору о закупке в случае применения нескольких оснований.

 

Ответственность за нарушения при изменении существенных условий договора

Часть 2 статьи 164-14 КоАП предусматривает, что внесение изменений в существенные условия договора о закупке в случаях, не предусмотренных законом, влечет за собой наложение штрафа на служебных, должностных, уполномоченных лиц заказчика от 25 500 грн до 51 000 грн.

logo