Упрощенная закупка: алгоритм с изменениями от 26.06.2021 года

23 липня 2021
2053
Середній бал: 5 із 5
експерт, консультантка з публічних закупівель, канд. екон. наук

Упрощенная система закупок имеет ряд отличий от открытых торгов. Чтобы не допустить ошибок, учитывайте их на каждом этапе такой закупки. Этапы, сроки и «подводные камни» при проведении упрощенных закупок в 2021 году разъясняет эксперт. Обратите внимание на изменения в Законе о упрощенных процедурах и сохраните эту статью как дорожную карту для работы.

Что такое упрощенная закупка

Согласно Закону «О публичных закупках» (далее - Закон № 922) с 19 апреля 2020 заказчики обязательно осуществляют упрощенные закупки. Такие закупки обязательные для Заказчиков, которые:

  • определены п 1 - 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922. Когда стоимость предмета закупки в случае приобретения ими товаров и услуг равна или превышает 50 тыс. грн и меньше 200 тыс. грн, а работ - равна или превышает 50 тыс. грн и меньше  1,5 млн.грн ;
  • определены п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 - юридические лица и / или субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования. Проводят упрощенные закупки, когда стоимость предмета закупки товара, услуги равна или превышает 50 тыс. грн и меньше 1 млн грн, а работ - равна или превышает 50 тыс. грн и меньше 5 млн грн.

То есть упрощенная закупка - это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг, стоимость которых равна или превышает 50 тыс. грн и меньше стоимости, установленной в пунктах 1 и 2 части первой статьи 3 Закона (п. 28 ч. 1 ст. 1 закона о публичных закупках).

❗️ Строки оприлюднення інформації про закупівлю

Ответственный за упрощенные закупки

Ответственным за организацию упрощенных закупок является уполномоченное лицо (УЛ). Только УЛ вправе проводить такие закупки с 19 апреля 2020 года.

Внимание! Последними изменениями в Закон № 922 было установлено, что УЛ также отвечает за обнародование в электронной системе закупок отчета о договоре о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок, в случае осуществления закупок в соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона № 922, то есть при наличии оснований для непроведения упрощенной закупки.

Алгоритм проведения упрощенной процедуры закупки

Упрощенная закупка по алгоритму ее проведения достаточно похожа на открытые торги, однако имеет существенные различия на отдельных этапах, которые важно учитывать во избежание негативных последствий.

Упрощенная закупка состоит из следующих последовательных этапов:

  1. публикации объявления о проведении упрощенной закупки;
  2. уточнения информации, указанной заказчиком в объявлении о проведении упрощенной закупки;
  3. представление предложений участниками;
  4. проведения электронного аукциона;
  5. рассмотрение на соответствие условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки и требованиям к предмету закупки, предложения участника;
  6. определение победителя упрощенной закупки и заключения договора о закупке;
  7. размещения отчета о результатах проведения закупки.

Далее подробно рассмотрим каждый из этапов в этой статье, а о технической реализации проведения упрощенной процедуры в ЭСЗ узнайте в статье «Упрощенная закупка: инструкция».

алгоритм проведення спрощеної процедури закупівлі
  

Упрощенные закупки: сроки

Начинается упрощенная закупка по обнародованию заказчиком объявления о ней. В объявлении должно быть указано период уточнения информации о закупке (не менее 3 раб дней со дня опубликования объявления о проведении упрощенной закупки в электронной системе закупок) и конечный срок подачи предложений.

Срок для подачи предложений не может быть менее 2 раб. дня со дня окончания периода уточнения информации о закупке.

При этом, согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона № 922 объявления о проведении упрощенной закупки и проект договора о закупке публикуются не позднее чем за 6 раб. дней до конечного срока подачи предложений.

Отсчет срока для подачи предложений начинается после окончания этапа уточнения информации, поэтому в период уточнения участники не могут подавать свои предложения.

Який алгоритм спрощеної закупівлі

Кто отвечает за неприменение упрощенной закупки

Помните, что отмена упрощенной закупки - возможна.

Как провести упрощенную закупку

В период уточнения информации участники упрощенной закупки вправе обратиться к заказчику через электронную систему закупок за разъяснением относительно информации, указанной в объявлении о проведении упрощенной закупки, относительно требований к предмету закупки и / или обратиться к заказчику с требованием об устранении нарушения во время проведения упрощенной закупки (ч. 7 ст. 14 Закона).

Такие обращения автоматически публикуются в электронной системе закупок без идентификации лица, обратившегося к заказчику, то есть анонимно.

Заказчик в течение 1 раб. дня со дня их обнародования обязан предоставить разъяснения на обращение участников упрощенной закупки и / или внести изменения в объявления о проведении упрощенной закупки и / или требований к предмету закупки.

Опять же, на практике, учитывая работу электронной системы закупок, ситуация иная. Заказчик может давать ответ на обращение участников только в период уточнения информации. Как только он закончится у заказчика не будет технической возможности предоставить ответ в системе.

Таким образом, если участник обратился к заказчику за 5 минут до окончания этапа уточнения информации и заказчик не успел ему ответить, он уже не сможет соблюсти требования Закона.

  

В то же время, заказчик может побеспокоиться о такой ситуации заранее, установив между этапом уточнения информации и этапом подачи заявок несколько часов или день, когда он сможет дать ответ.

Например, отметить, что период уточнения информации заканчивается в 12:00, а период подачи предложений начинается с 15:00 ч. В этих условиях в период с 12:00 до 15:00 заказчик сможет дать ответ на запрос участника.

Уточнення інформації учасники спрощеної закупівлі

Важно, что в случае, если заказчик имеет нерассмотренное обращение участника,которое было выслано на этапе уточнения информации, закупка не перейдет на этап аукциона.

Как внести изменения в объявления

В период уточнения информации заказчик вправе по собственной инициативе внести изменения в объявление о проведении упрощенной закупки и / или требования к предмету закупки, но до начала срока подачи заявок.

Изменения, вносимые заказчиком, размещаются и отражаются в электронной системе закупок в виде новой редакции документов.

В случае внесения изменений в объявление о проведении упрощенной закупки срок для подачи предложений продляется заказчиком в электронной системе закупок не менее чем на два рабочих дня.

Что нужно учесть на этапе подачи предложений

После этапа уточнения информации начинается этап подачи заявок участниками, когда заказчик уже не может влиять на закупку, а только ожидает предложения участников.

Каждый участник имеет право подать только одно предложение, в том числе к определенной в объявлении о проведении упрощенной закупки части предмета закупки (лота).

Внести изменения или отозвать свое предложение  участник имеет право исключительно до окончания срока его представления. Тогда он не потеряет своего обеспечения предложения.

Такие изменения или заявление об отзыве предложения учитываются только до окончания срока подачи предложений.

Внимание! Для проведения упрощенной закупки с применением электронного аукциона должно быть подано не менее двух предложений.

Однако, если было подано только одно предложение, заказчик сможет его рассмотреть и определить участника, подавшего это предложение победителем упрощенной закупки. Ведь, в случае если было подано одно предложение, электронная система зкупок после окончания срока подачи предложений автоматически переходит к этапу рассмотрения на соответствие условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, и требованиям к предмету закупки предложения участника (ч. 8 ст. 14 Закона № 922).

После раскрытия предложений участников, заказчик рассматривает предложение участника,которое по результатам электронного аукциона (в случае его проведения) определено наиболее экономически выгодным. Он проверяет предложение на соответствие условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, и требованиям к предмету закупки.

Срок рассмотрения наиболее экономически выгодного предложения не должен превышать 5 раб. дней со дня завершения электронного аукциона. В отличии от процедур закупок, этот срок не может быть продлен.

Определение победителя упрощенной закупки

По результатам оценки и рассмотрения предложения заказчик определяет победителя и обнародует в электронной системе закупок сообщение о намерении заключить договор о закупке.

Заказчик может заключить договор о закупке по упрощенной закупке с участником, который признан победителем упрощенной закупки, на следующий день после обнародования сообщения о намерении заключить договор о закупке, но не позднее чем через 20 дней.

Для упрощенных закупок не предусмотрен этап обжалования участниками решений заказчика в Орган обжалования - Антимонопольный комитет Украины. Закон устанавливает, что в целях защиты своих прав и охраняемых законом интересов участник упрощенной закупки может обратиться к заказчику и / или органу, осуществляющему контроль над заказчиком, или в суд. Решения и действия заказчика могут быть обжалованы участником упрощенной закупки в судебном порядке.

В то же время, заказчикам следует учитывать, что пока технические возможности электронной системы закупок настроены таким образом, что обнародовать заключенный договор о закупке заказчик сможет не раньше чем через 2 дня со дня опубликования намерения о заключении договора.

Как решить неурегулированную ситуацию

Кроме того, на данном этапе заказчика может ожидать еще одна неурегулированная Законом ситуация.

В случае отклонения наиболее экономически выгодного предложения заказчик  соответственно рассматривает следующее предложение участника, который по результатам оценки предоставил следующее наиболее экономически выгодное предложение.

Информация об отклонении предложения в течение 1 дня со дня принятия решения заказчиком обнародуется в электронной системе закупок и автоматически направляется участнику, предложение которого отклонено через электронную систему закупок.

В то же время участник, предложение которого отклонено, может обратиться к заказчику с требованием предоставить дополнительную аргументацию о причинах несоответствия его предложения условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, и требованиям к предмету закупки.

Заказчик должен предоставить ему ответ не позднее чем через 3 раб. дня со дня поступления такого обращения через электронную систему закупок.

Однако, если заказчик рассматривает все предложения и в один день обнародует информацию об отклонении участника и намерение о заключении договора с последующим участником, а в дальнейшем заключает договор, он может попасть в ситуацию, когда не сможет дать ответ на уточняющий запрос отклоненного участника.

Для предотвращения данной ситуации заказчику следует четко в соответствии с нормами Закона № 922, указывать инструкцию действий участников в объявлении о проведении упрощенной закупки.

Упрощенная закупка: алгоритм с изменениями от 26.06.2021 года
Ярослава Дуброваконсультант с публичных закупок, Киев
Могут ли заказчик и победитель внести изменения в проект договора, когда подписывают договор? Имеют ли они право отступать от проекта договора? Возможно, участник с предложением изменить проект договора в тендерной документации должен был обратиться еще во время тендера?

Згідно Закону № 922 «Про публічні закупівлі» (далі — Закон) з 19 квітня 2020 замовники обов’язково здійснюють спрощені закупівлі (далі — СЗ). СЗ обов’язкові для Замовників, які:

  • визначені п.п. 1 - 3 ч. 1 ст. 2 Закону. Коли вартість предмета закупівлі у разі придбання ними товарів й послуг дорівнює або перевищує 50 тис. грн та є меншою 200 тис. грн., а робіт — дорівнює або перевищує 50 тис. гр. та є меншою 1,5 млн грн;
  • визначені п. 4 ч. 1 ст. 2 закону — юридичні особи та/або суб'єкти господарювання, які здійснюють діяльність в окремих сферах господарювання. Проводять СЗ, коли вартість предмета закупівлі товару, послуги дорівнює або перевищує 50 тис. грн. та є меншою 1 млн грн, а робіт — дорівнює або перевищує 50 тис. грн та є меншою 5 млн грн.

Фактично СЗ є аналогом допорогових закупівель.

Відповідальною за організацію таких закупівель є уповноважена особа. Тільки уповноважена особа має право проводити спрощені закупівлі з 19 квітня 2020 року. 

logo