Отличие упрощенных закупок от процедур закупок

30 квітня 2021
485
Середній бал: 5 із 5
  • Теми:

Как правильно заказчику выбрать вид закупки? Каково различие в определении предмета закупки и оформлении тендерной документации в закупках и упрощенных закупках? Что учесть, чтобы не усложнить подачу предложения? Когда можно применять принцип «24 часа на исправление ошибок».

Что такое упрощенная закупка

Упрощенная закупка и процедура закупки – это вид закупок, который может использовать заказчик при осуществлении закупок товаров, работ и услуг. Многие заказчики считают, что порядок их проведения почти ничем не отличается, чем допускают большую ошибку.

Упрощенную закупку проводит уполномоченное лицо.

Как провести упрощенную закупку на площадке в 5 шагов

Упрощенная закупка — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг, стоимость которых равна или превышает 50 тысяч гривен и меньше стоимости, установленной для проведения процедур закупок.

Упрощенная закупка — это не процедура закупки. Перечень процедур закупок определен в статье 13 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII (далее — Закон), и к ним отнесены открытые торги, торги с ограниченным участием, конкурентный диалог и, как исключение, переговорная процедура закупки.

Таким образом, там, где в Законе установлены требования к процедурам закупок и нет ссылки, что они применяются и при проведении упрощенных закупок, заказчик при проведении упрощенных закупок может не применять такие требования. Порядок проведения упрощенной закупки определен статьей 14 Закона.

Именно учитывая это, указанныее виды закупок имеют разные требования к порядку их проведения.

Для упрощенной закупки в Законе определены этапы ее проведения, чего нет для процедур закупок.

Упрощенная закупка: алгоритм

Если рассматривать упрощенные закупки пошагово, то имеем следующий алгоритм:

  1.  Обнародование объявления о проведении упрощенной закупки.
  2.  Уточнение информации, указанной заказчиком в объявлении о проведении упрощенной закупки.
  3.  Подача предложений участниками.
  4.  Проведение электронного аукциона.
  5.  Рассмотрение на соответствие условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки и требованиям к предмету закупки, предложения участника.
  6.  Определение победителя упрощенной закупки и заключение договора о закупке.
  7.  Размещение отчета о результатах проведения закупки.

Если даже условно выделить такие этапы для конкурентных процедур закупок, то для них нет этапа уточнения информации. Такой этап в упрощенных закупках может длиться не менее трех рабочих дней, и в это время участники могут отправлять вопросы заказчику, а он может давать ответы и, при необходимости, вносить изменения в требования к упрощенной закупке. После его завершения эти действия в упрощенной закупке будут технически невозможны.

В конкурентных процедурах есть подобный этап, когда участники могут обращаться с вопросами и требованиями к заказчику. Но это возможно не позднее чем за 10 дней до окончания срока подачи тендерных предложений. После завершения этого периода у заказчика останется и право, и возможность вносить изменения в условия проведения

процедуры закупки. В целом заказчик может вносить изменения в тендерную документацию до последней волны срока подачи тендерных предложений.

Требования заказчиков к участникам

В упрощенных закупках и процедурах закупок существенно различаются требования к участникам.

В упрощенных закупках заказчик устанавливает основные требования к закупке в объявлении о ее проведении, предусматривая в них требования к участникам и к предмету закупки. Заказчик сам определяет, что должно быть в таких требованиях. Единственное условие, что объявление о проведении упрощенной закупки и требования к предмету закупки не должны содержать требований, которые ограничивают конкуренцию и приводят к дискриминации участников.

Минэкономразвития в информационном письме от 05.05.2020 № 3304-04 28729-06 рекомендует заказчику не устанавливать в объявлении требования, усложняющие подачу предложений, так как упрощенные закупки направлены на проведение конкурентного отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) или исполнителя работ с минимальными затратами времени и усилий как для заказчика, так и для участников.

В конкурентных процедурах закупок заказчик устанавливает требования как к предмету закупок, так и к участникам с учетом требований Закона. Такие требования установлены в статье 22 Закона, регламентирующей, что именно должна содержать тендерная документация.

Как устанавливать требования к участникам в упрощенной закупке

Упрощенные закупки и тендерная документация: в чем различия?

В отличие от упрощенных закупок, в тендерной документации обязательно должен быть указан, в частности, один или несколько квалификационных критериев в соответствии со статьей 16 Закона, основания, установленные статьей 17 Закона, и информация о способе подтверждения соответствия участников установленным критериям и требованиям согласно законодательству, информация о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующая техническая спецификация, информация о маркировке, протоколы испытаний или сертификаты, подтверждающие соответствие предмета закупки установленным заказчиком требованиям (при необходимости), срок действия тендерного предложения, валюта, в которой должна быть указана цена тендерного предложения, язык (языки), на

котором (которых) должны быть составлены тендерные предложения, требование об указании участником в тендерном предложении информации (полное наименование и местонахождение) по каждому субъекту хозяйствования, которого участник планирует привлекать к выполнению работ или услуг как субподрядчика/соисполнителя, описание и примеры формальных (несущественных) ошибок.

⭐️ Какие ошибки считать формальными — перечень Минэкономики

Все эти требования не обязательны при проведении упрощенной закупки. Конечно, то, что они необязательны, не запрещает заказчику их устанавливать. Но тогда он должен прописывать такие условия как отдельные требования к участникам упрощенной закупки и предмету закупок и не ссылаться на статьи Закона, которыми эти требования определены для конкурентных процедур закупок.

Например, в тендерной документации процедуры открытых торгов может быть установлено требование к участникам предоставить для подтверждения квалификационного критерия «наличие у участника процедуры закупки оборудования, материально-технической базы и технологий» справку в произвольной форме с перечнем информации о наличии у участника оборудования, материально-технической базы и технологий, необходимых для выполнения договора о закупке.

Такую же справку заказчик может попросить и в упрощенной закупке, однако он должен определять это требование не как подтверждение квалификационного критерия, ведь эти критерии не предусмотрены для применения в упрощенных закупках.

Заказчик может указать, что для подтверждения участником возможности поставки предмета закупки он должен предоставить соответствующую справку.

Упрощенные закупки: предмет закупки – что указывать?

Существенно различаются и требования к предмету закупки, которые могут быть установлены в упрощенной закупке и в конкурентных процедурах закупки.

В упрощенной закупке в требованиях к предмету закупки, содержащих ссылку на конкретную торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя, заказчик может указать, какие аналоги и/или эквиваленты принимаются в предложениях участников. Выражение «может указать» говорит о праве заказчика указать условие об эквиваленте. То есть это его право, а не обязанность.

В тендерной документации при формировании технической спецификации заказчики должны учитывать, что она не может содержать ссылок на конкретные марку или производителя или на конкретный процесс, характеризующий продукт или услугу определенного субъекта хозяйствования, или на торговые марки, патенты, типы или конкретное место происхождения или способ производства. В случае если такая ссылка необходима, она должна быть обоснованной и содержать выражение «или эквивалент».

Выражение «должна быть» говорит о том, что это не право заказчика, а его обязанность.

Важные советы для упрощенной закупки

Упрощенные закупки: какова схема проведения

Порядок проведения упрощенной закупки также отличается от порядка проведения конкурентных процедур закупок.

Например, для того чтобы состоялись открытые торги, должно быть подано не менее двух тендерных предложений. В случае если их меньше, процедура закупки не состоится.

Для проведения упрощенной закупки с применением электронного аукциона также должно быть подано не менее двух предложений. Но если было подано одно предложение, электронная система закупок после окончания срока подачи предложений автоматически переходит к этапу рассмотрения на соответствие условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, и требованиям к предмету закупки предложения участника.

Таким образом, в упрощенной закупке при подаче хотя бы одного предложения заказчик сможет его рассмотреть и, в случае его соответствия требованиям упрощенной закупки, заключить с этим участником договор о закупке.

Сроки заключения договора для обоих видов закупок также различаются.

Упрощенные закупки: сроки

Для упрощенных закупок не предусмотрен этап обжалования, как это установлено для конкурентных закупок. Это связано с тем, что упрощенные закупки не обжалуют в Орган обжалования — АМКУ.

Поэтому заказчик заключает договор о закупке по результатам упрощенной закупки в любой срок со дня принятия решения о намерении, но не позднее чем через 20 дней.

В конкурентных процедурах закупок в целях обеспечения права на обжалование решений заказчика договор о закупке не может быть заключен раньше, чем через 10 дней с даты обнародования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить договор о закупке.

Заказчик заключает договор о закупке с участником, который признан победителем процедуры закупки, в течение срока действия его предложения не позднее чем через 20 дней со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и тендерного предложения победителя процедуры закупки. В случае обоснованной необходимости срок для заключения договора может быть продлен до 60 дней.

Важно и то, что основания для отклонения участников в упрощенных закупках значительно ограничены по сравнению с основаниями, предусмотренными для конкурентных процедур закупок.

Заказчик должен отклонить участника упрощенной закупки в случае, если предложение участника не соответствует условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, и требованиям к предмету закупки, участник не предоставил обеспечения предложения, если такое обеспечение требовалось заказчиком, а также в случае, если участник в течение одного года от даты обнародования объявления о проведении упрощенной закупки отказался от подписания договора о закупке (в т. ч. из-за незаключения договора со стороны участника) более двух раз с заказчиком, который проводит такую упрощенную закупку.

Как быть, если участники не подали предложений в упрощенной закупк

Упрощенные закупки: отклонение предложения

Победитель упрощенной закупки может быть отклонен исключительно в случае, если он отказался от заключения договора о закупке.

Для конкурентных процедур определены три категории оснований для отклонения участника процедуры закупки и его тендерного предложения, а именно по основаниям несоответствия участника процедуры закупки, несоответствия его тендерного предложения, а также отдельно определены четыре основания для отклонения победителя процедуры закупки.

Упрощенные закупки: документация

Следует заметить, что в категории упрощенные закупки документация заказчикам не предусмотрено применять такие установленные Законом для конкурентных процедур закупок механизмы, как 24 часа на исправление несоответствий в документах тендерного предложения участника и аномально низкая цена.

Договор о закупке заключается и выполняется как в упрощенных закупках, так и в конкурентных процедурах закупок одинаково. То же касается и отчетности. И главный принцип проведения закупок также одинаковый для обоих видов закупок. Он состоит в недискриминации участников и равном отношении к ним.

logo