Уполномоченное лицо по публичным закупкам

7 липня 2021
676
Середній бал: 5 із 5

В закупках очередной переходный период. До конца 2021 года все заказчики должны перейти на работу с уполномоченными лицами. Кто может быть уполномоченным лицом по вопросам закупок? Каковы способы назначения УЛ? Как оплачивать его работу и какие обязанности возложить? Данная статья даст ответы на вопросы и поможет уверенно шагать навстречу переменам. Вперед!

Организация и проведение процедур закупок или упрощенных закупок — дело сложное, и кто-то за него должен отвечать. Таким ответственным согласно Закону от 25.12.2015 № 92-VIII «О публичных закупках» (далее — Закон № 922) является уполномоченное лицо. Заказчик либо назначает его среди своих работников распорядительным документом, либо принимает на работу по трудовому договору (контракту).

До 1 января 2022 года организовывать и проводить процедуры закупок могут как уполномоченные лица, так и тендерные комитеты (ТК). А затем ТК как таковые прекратят свое существование, и «на поле боя» ответственности за закупки останутся только уполномоченные лица. Им, в отличие от тендерных комитетов, придется единолично принимать сложные решения. Поэтому у заказчиков остается немного времени, чтобы подготовиться к новым условиям, учитывая требования и особенности назначения уполномоченных лиц с точки зрения не только закупочного, но и трудового законодательства. Ориентиром в решении этих вопросов пусть станет наша статья.

Уполномоченное лицо по вопросам закупок: кто это

Уполномоченное лицо (лица) — это служебное (должностное) или другое лицо, которое является работником заказчика и определено ответственным за организацию и проведение процедур закупки/упрощенных закупок согласно этому Закону на основании собственного распорядительного решения заказчика или трудового договора (контракта). Так дословно толкует данное понятие п. 35 ч. 1 ст. 1 Закона № 922.

Уполномоченное лицо (УЛ) может быть ответственным также за допороговые закупки. Такое уточнение было сделано недавно согласно Закону от 03.06.2021 № 1530-IX «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и другие законы Украины по совершенствованию системы функционирования и обжалования публичных закупок».

Кто завершает закупку, если уполномоченное лицо увольняется

Обязанности уполномоченного лица по публичным закупкам

Какие основные функции должно выполнять УЛ как организатор закупки, перечислено в ч. 10 ст. 11 Закона № 922, а именно:

  • планирование закупки и формирование годового плана в ЭСЗ;
  • выбор процедуры закупки;
  • обеспечение равных условий для всех участников, объективного и честного выбора победителя процедуры закупки (упрощенной закупки);
  • обнародование в ЭСЗ отчета о договоре о закупке, заключенном без использования ЭСЗ, в случае осуществления закупок в соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона № 922;
  • обеспечение составления, утверждения и хранения документов по публичным закупкам, определенных Законом № 922;
  • обеспечение обнародования в ЭСЗ информации, необходимой для выполнения требований Закона № 922;
  • другие действия, предусмотренные Законом № 922.


Уполномоченное лицо осуществляет свою деятельность на основании заключенного с заказчиком трудового договора (контракта) или распорядительного решения заказчика и положения об уполномоченном лице (ч. 7 ст. 11 Закона № 922).

Таким образом, заказчик должен утвердить такой документ, как положение об УЛ, руководствуясь примерным положением, разработанным Уполномоченным органом во исполнение требований Закона № 922.

На сегодняшний день для разработки локальных положений заказчикам рекомендовано принимать за основу Примерное положение об уполномоченном лице, недавно утвержденное приказом Минэкономики от 08.06.2021 № 40 (далее – Примерное положение). В нем определен правовой статус, общие организационные и процедурные основы деятельности уполномоченного лица в современных условиях.

Требования к уполномоченному лицу

Давайте выясним, кто может быть уполномоченным лицом по вопросам закупок.

Лицо, имеющее высшее образование (как правило, требуется юридическое или экономическое) и базовый уровень знаний в сфере публичных закупок.

Как рекомендовано в Примерном положении, желательно, чтобы уполномоченное лицо ориентировалось:

  • в основах современного маркетинга, конъюнктуре рынков товаров, работ и услуг и факторах, влияющих на ее формирование, а также источниках информации о рыночной конъюнктуре;
  • в действующих стандартах и технических условиях товаров, работ и услуг, которые закупаются заказчиком;
  • в видах, существенных условиях и особенностях заключения договоров о закупке товаров, работ и услуг и т. п.

Уполномоченным лицом может быть и специалист по публичным закупкам. В таком случае требуется соответствие стандарта «Специалист по публичным закупкам», утвержденного приказом Минсоцполитики от 18.02.2019 № 234.

Кроме того, претендент на уполномоченное лицо должен подтвердить свой уровень знаний в сфере публичных закупок, то есть пройти бесплатное тестирование уполномоченных лиц 2021 на веб-портале Минэкономики. Тестирование станет доступным после утверждения порядка и реализации такой возможности в ЭСЗ, и его нужно будет пройти до 1 января 2022 года.

Кого запрещено назначать УЛ?

Не могут быть уполномоченным лицом по вопросам закупок:

  • должностные лица и представители участников, члены их семей;
  • народные депутаты Украины;
  • депутаты ВР Крыма;
  • депутаты городских, районных в городах, районных, областных советов.

Внимание! Назначая УЛ, важно позаботиться об избежании конфликта интересов, в том числе частного интереса уполномоченного лица или же противоречия между его частным интересом и его служебными или представительскими полномочиями, что может повлиять на объективность или непредвзятость принятия им решений или на совершение или несовершение им действий при проведении закупки.

Уповноважена особа з публічних закупівель

Как назначить уполномоченное лицо и не нарушить антикоррупционное законодательство

Способы назначения уполномоченного лица

В ч. 1 ст. 11 Закона № 922 предусмотрены способы назначения уполномоченного лица. Для наглядности рассмотрим их в таблице с учетом рекомендаций по целесообразности применения, предоставленных в письме Минэкономики от 10.04.2020 № 3304-04/24218-06.

Способы назначения уполномоченного лица по публичным закупкам

Когда целесообразнее применять

Что для этого нужно

Способ 1. Возложение на работника (работников) из штатной численности функций уполномоченного лица как дополнительной работы с соответствующей доплатой согласно законодательству

Если заказчик — небольшое учреждение или организация, которые проводят мало закупок и в незначительных объемах

  1. согласие работника
  2. распоряжение или приказ руководителя о возложении обязанностей уполномоченного лица на конкретного работника (штатного) с установлением ему доплаты за выполнение дополнительной к основным должностным обязанностям работы по организации и проведению закупок. Размер доплаты определяется руководителем учреждения-заказчика самостоятельно

Способ 2. Введение в штатное расписанию отдельной должности, на которую будут возложены обязанности выполнения функций уполномоченного лица

Если заказчик регулярно и ежегодно проводит циклические закупки и имеет постоянную нагрузку по их организации и проведению

  1. определить количество должностей в зависимости от потребности и размер должностного оклада;
  2. выбрать название новой должности в соответствии с Национальным классификатором Украины ДК 003: 2010 «Классификатор профессий» утвержденным приказом Госпотребстандарта Украины от 28.07.2010 № 327. Это может быть «специалист по публичным закупкам»;
  3. разработать должностную инструкцию для такой должности;
  4. внести изменения в штатное расписание;
  5. в зависимости от ситуации — или принять на должность нового работника, или оставить ее вакантной и назначить уполномоченное лицо за совмещением

Способ 3. Заключение трудового договора (контракта) согласно законодательству

Если заказчик осуществляет много закупок в течение года, в том числе сложных или специфических

  1. ввести в штатное расписание должность специалиста по публичным закупкам;
  2. заключить трудовой договор с работником в соответствии с нормами КЗоТ.

Важно! Если принимаете УЛ на работу в исполнительный орган ОМС, соблюдайте порядок, определенный Законом Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 № 2493-III

Назначаете УЛ в государственный орган, придерживайтесь алгоритма приема на государственную службу, определенного Законом Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889- VIII 

Итак, проанализируйте количество и сложность своих закупок и выберите самый удобный вариант оформления трудовых отношений с УО.

Уповноважена особа з публічних закупівельУчитывайте, что УЛ не может выполнять функции по договору гражданско-правового характера.

Если в течение года необходимо сопровождать значительный объем закупок, вы как заказчик имеете право назначить нескольких УЛ. Ключевое условие — каждое из них должно отвечать за конкретные закупки. Если решили, назначить нескольких УЛ, непременно разграничьте их полномочия и обязанности соответствующим решением.

Уполномоченное лицо по публичным закупкам
ЯРОСЛАВА ДУБРОВА,консультант по публичным закупкам, Киев
Необходимо ли решение уполномоченного лица /тендерного комитета об изменениях в договор и кто будет отвечать за такое нарушение? Когда ОЛ будет отвечать за изменения в договор о закупке?

Оплата труда уполномоченного лица по публичным закупкам

Оплата труда (доплата) уполномоченного лица зависит, прежде всего, от трудовых отношений с ним.

А именно, если функции уполномоченного лица выполняет штатный работник:

  • дополнительно к своим трудовым функциям, предусмотренным должностной инструкцией, или на условиях совмещения — за это ему полагается доплата за расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или за совмещение профессий (должностей) (Постановление КМУ №1298, ст. 105 КЗоТ, ст. 11 Закона № 922);
  • по трудовому договору (в т. ч. по совместительству) — оплата труда осуществляется исходя из должностного оклада, установленного в штатном расписании.

Помните, что согласно части 2 статьи 87 КЗоТ: схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и прочих поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат предприятия, учреждения, организации (далее — предприятия) устанавливают самостоятельно в коллективном договоре (положении об оплате труда).

Оплачивают работу работников предприятий, которые финансируются из бюджета, руководствуясь законами и другими нормативно-правовых актами Украины, генеральным, отраслевыми, региональным соглашениями, коллективными договорами, в пределах бюджетных ассигнований и внебюджетных доходов. Основание — статья 98 КЗоТ.

Работникам, которые выполняют на том же предприятии наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, осуществляют доплату за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливают на условиях, предусмотренных в коллективном договоре (ст. 105 КЗоТ).

Чтобы не ошибиться, оплачивая роботу УЛ, держите под рукой перечень нормативно-правовых актов, регулирующих условия оплаты труда работников предприятий, которые финансируются из бюджета:

Государственные органы

постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 № 15;

постановление КМУ «Об условиях оплаты труда работников государственных органов, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной службе» от 24.12.2019 № 1112

Органы местного самоуправления

постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 № 268

Другие предприятия, учреждения, организации

постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 № 1298 (далее — Постановление № 1298) и приказы профильных министерств и других ЦОИВ, изданные во исполнение пункта 6 постановления № 1298

logo