Осуществляя публичные закупки, вы должны четко понимать, что такое «конфликт интересов». Если этого не учтете, рискуете нарваться на штраф и признание договора недействительным. Главное о видах конфликтов, ответственности и предотвращении их разъясняет эксперт.
Что такое конфликт интересов в закупках
Определение «конфликта интересов» приведено в абз. 2 ч. 5 ст. 11 Закона № 922:
При этом определение «частного интереса» приведено в ч. 1 ст. 1 Закона № 1700. Дефиниция не является исчерпывающей (т.е. кроме перечисленных в Законе случаев, могут иметь место — дополнительные), но смысл сводится к следующему.
В случае, когда лицо, имеющее определенные служебные/представительские полномочия, может получить определенные имущественные выгоды (получение определенной материальной выгоды), либо не имущественную пользу (помощь семье, друзьям и т.д.), можно говорить о наличии частного интереса.
Как устанавливать требования по статье 17 Закона в ТД
Относительно спора между частным интересом и служебными/представительскими полномочиями. Считается, что лицо может соблазниться на получение определенных преимуществ/имущества и использовать свое положение, то есть принять решение (совершить действие/бездействие), которое принесет больше пользы только такому лицу, чем заказчику, то есть государству в целом. Поэтому действует так называемая «презумпция виновности» в отношении такого лица.
Виды конфликтов интересов
Закон № 1700 различает:

Как указывает ч. 1 ст. 1 Закона № 1700, потенциальный конфликт интересов — наличие у лица частного интереса в сфере, в которой оно выполняет свои служебные/представительские полномочия, что может повлиять на объективность или беспристрастность принятия им решений (в т.ч. совершения действия или бездействия) во время выполнения им полномочий.
А реальный конфликт интересов по ч. 1 ст.1 Закона № 1770 — это противоречие между частным интересом лица и его служебными/представительскими полномочиями, что влияет на объективность или беспристрастность принятия решений, или на совершение или не совершение действий во время выполнения указанных полномочий.
То есть в первом случае обстоятельства, которые могут вызвать конфликт интересов (сомнения в беспристрастности), являются теоретическими, а в случае реального конфликта интересов можно говорить о том, что механизм принятия решений уже запустили. Но, поскольку легче понять такие материи на примерах, перейдем к следующему разделу.
Примеры конфликта интересов
Потенциальный конфликт интересов может состоять в следующем. Есть определенный заказчик, нуждающийся в закупке овощей, например, рукколы, шпината и т.д. для диабетиков. Поскольку такие продукты быстро портятся, а их доставка может повлечь дополнительные расходы, то самым эффективным является заключение договоров закупки с поставщиками в радиусе не более 100 км.
В то же время лицо, выполняющее служебные/представительские полномочия от имени заказчика, имеет долю в ООО, которое поставляет овощи в указанном радиусе (или родственники/друзья такого лица имеют такую долю, или даже друг такого лица является предпринимателем, который может поставить соответствующие ТМЦ и т.д.).
В таком случае еще до объявления закупок (но при определении необходимости такой закупки) возникает потенциальный конфликт интересов. Ведь есть теоретическая вероятность того, что уполномоченное лицо (или другое, имеющее влияние на ход закупок) соблазнится и признает победителем того участника, с которым у такого лица есть определенные связи.
Примеры реального конфликта интересов
Пример № 1. Лицо, исполняющее служебные/представительские функции, имеет сына, который является владельцем одного из участников закупок. В этом случае речь идет не только о связи лиц, но и о конфликте интересов.
Пример № 2. Еще один пример реального конфликта интересов. Директор заказчика ушел в отпуск, а договор закупки подписал его заместитель. Условно назовем его господин А. Господин А имеет дружеские отношения с господином В, который является конечным бенефициарным владельцем общества — победителя закупок.
- хозяйственная, которая применяется к заказчику судом путем признания договора закупки недействительным. А также в силу предписаний ст. 208 ХК все полученное по обязательствам могут взыскать в доход государства по решению суда;
- административная ответственность из-за конфликта интересов применяется к лицу, не сообщившему о наличии у него реального конфликта интересов (ст.1727 КУоАП). То есть накладывается штраф на соответствующее лицо. При этом следует учитывать, такое лицо подпадает под действие требований п.п. 1,2 ч. 1 ст. 3 Закона № 1700.
ВАЖНО!
Как предотвратить конфликт интересов
Способы предотвращения конфликта интересов описаны в ст. 28 Закона № 1700. Так, лица, указанные в п.п. 1,2 ч. 1 ст. 3 данного Закона, должны:
- принимать меры с целью недопущения возникновения реального/потенциального конфликта интересов;
- уведомлять соответствующие органы (руководителя/НАПК) о наличии конфликта интересов;
- не принимать решений/совершать действий в условиях реального конфликта интересов;
- принять меры относительно урегулирования конфликта интересов.

При этом следует помнить, что лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, не могут прямо или косвенно побуждать своих подчиненных (любым способом) к принятию решений, совершению действий или бездействия, которые противоречат законодательству, в пользу своих частных интересов или частных интересов третьих лиц.
При таких обстоятельствах заказчикам стоит прописать в соответствующих должностных инструкциях, что лицо, ответственное или влияющее (в т.ч. руководитель) на закупку, должно обязательно избегать конфликта интересов и сообщать о его наличии.
Также лицо, которое является представителем заказчика (в т.ч. руководитель), предполагая, что в будущем может возникнуть конфликт интересов, может лишиться своего имущества. Например, продать долю в обществе. Если же для такого лица является привлекательным оставить такую долю, то оно будет вынуждено либо уволиться (это касается руководителя), либо написать докладную о том, что не может быть уполномоченным лицом заказчика (членом тендерного комитета) из-за возможности создания конфликта интересов.
В то же время, если представитель заказчика не уверен, есть ли у него конфликт интересов, он может обратиться в НАПК за разъяснениями. Пока не поступит разъяснение, следует воздержаться от осуществления любых действий. Если же закупка является насущной, тогда стоит обратиться к руководству и сообщить о возможности наличия конфликта интересов. А руководителю, в таком случае, следует либо уйти в отпуск, либо перепоручить подписание договора другому работнику.
Следовательно, при осуществлении закупок надо учитывать и «конфликт интересов», ведь игнорирование этого обстоятельства может привести к серьезным последствиям.
