Шаг аукциона как инструмент эффективных закупок

26 травня 2021
179
Середній бал: 5 із 5

Как показывает практика, не все заказчики отдают должное такому инструменту торгов, как шаг аукциона. И зря, ведь лучший его размер позволяет привлекать к торгам больше участников, получать более выгодные предложения, экономить средства на закупке. Что такое шаг аукциона? Каким должен быть размер шага аукциона? Как указать шаг аукциона в ЭСЗ Prozorro? Выясним эти вопросы здесь и сейчас.

Что такое шаг аукциона

Ключевым этапом закупки, на котором определяется участник из наиболее экономически выгодным тендерным предложением/предложением (далее – ТП), является аукцион. В электронной системе закупок оценка тендерных предложений осуществляется с помощью электронного аукциона.

В ч. 1 ст. 30 Закона от 25.12.2015 № 922-VIII «О публичных закупках» (далее — Закон № 922) электронный аукцион определен как «повторяющийся процесс снижения цен или приведенных цен, что проводится в три этапа в интерактивном режиме реального времени».

Вспомним: приведенная цена применяется, если для оценки предложения, кроме цены, учитываются другие критерии, то есть неценовые. В таком случае заказчик публикует в объявлении и тендерной документации математическую формулу для расчета этих критериев.

В течение одного этапа аукциона участник может снизить цену/приведенную цену своего предложения только один раз и не менее чем на один шаг от своей предыдущей цены. Впрочем, он имеет право и не снижать или начать снижать ее на любом из этапов аукциона.

Как начать работать в ЭСЗ ➤ Экспресс-курс по закупкам до 50 тысяч

Итак, шаг аукциона — это величина снижения цены/приведенной цены предложения в течение одного этапа электронного аукциона по сравнению с предыдущей ценой.

Как определить шаг аукциона

Минимальный шаг аукциона определяется заказчиком в процентах от ожидаемой стоимости закупки или в денежных единицах.

Однако, устанавливая минимальный шаг, заказчик должен принимать во внимание ограничения, предусмотренные Законом № 922. А именно: размер минимального шага в упрощенной закупке и открытых торгах должен быть в диапазоне от 0,5% до 3% (или в денежных единицах) ожидаемой стоимости закупки (п. 13 ч. 3 ст. 14, п. 11 ч. 2 ст. 21 Закона).

Максимальный размер шага понижения цены Законом № 922 не регулируется. Участник определяет его по своему усмотрению.

Шаг аукциона в Прозорро

Обнародовав в ЭСЗ объявление о проведении открытых торгов, торгов с ограниченным участием, упрощенной закупки, заказчик обязательно отмечает в нем, среди прочего, информацию о размере минимального шага понижения цены во время электронного аукциона (п. 13 ч. 3 ст. 14, п. 11 ч. 2 ст. 21, п. 13 ч .1 ст. 37 Закона № 922). В случае применения приведенной цены заказчик приводит в объявлении еще и математическую формулу для расчета показателей других (неценовых) критериев оценки.

Шаг аукциона как инструмент эффективных закупок
ЯРОСЛАВА ДУБРОВА,консультант по публичным закупкам, Киев
Заказчики иногда допускают штрафоопасные ошибки. Давайте выясним, как определять предмет закупки, чтобы это полностью соответствовало требованиям Закона? Как правильно поделить предмет закупки на лоты и не попасть в беду?

Поскольку Закон № 922 требует указания минимального шага аукциона в объявлении, то в форме этого объявления предусмотрено и обязательное поле для ввода такой информации.

Закон № 922 предлагает два варианта указания единицы измерения шага аукциона — в процентах от ожидаемой стоимости закупки или в денежных единицах.

Соответствующую возможность реализовано и в ЭСЗ: если ввести размер минимального шага понижения цены в денежных единицах, ЭСЗ сразу превратит этот показатель в проценты. И наоборот, введенные проценты превратятся в денежные единицы. 

Однако опытные пользователи ЭСЗ утверждают, что для заказчика более целесообразным является указание в тендерной документации размера минимального шага аукциона именно в процентах от ожидаемой стоимости закупки. А ЭСЗ уже пересчитает их в денежные единицы по правилам математического округления.

Какой шаг понижения цены является оптимальным?

Некоторые заказчики, устанавливая в тендерной документации большой шаг аукциона (конечно, в пределах, разрешенных законом), рассчитывают благодаря этому сэкономить на торгах. Однако их ожидания не всегда осуществляются.

Какое же значение шага аукциона является оптимальным для заказчика? Прежде всего, это зависит от предмета закупки, а именно от рентабельности товаров, работ или услуг, которые он закупает.

Например, как свидетельствует закупочная практика, для приобретения таких категорий товаров, как компьютеры или сопутствующее оборудование (с почти 100%-ным содержанием импортного сырья, да еще и в условиях насыщенного рынка), оптимальным будет шаг аукциона, близкий к нижнему установленному пределу — 0,5%. Конечно, заказчику нужно еще и правильно определить ожидаемую стоимость предмета закупки. Большой шаг аукциона характерен для закупки услуг. То есть в такой закупке можно повышать шкалу минимального значения шага аукциона. Но, опять же, учитывая конкретный вид услуги, спрос на нее, рентабельность и т.д. и руководствуясь здравым смыслом.

logo