Закупки до 50 тысяч: что должен знать заказчик

27 травня 2021
392
Середній бал: 5 із 5

У заказчиков часто возникают вопросы о том, как правильно проводить закупки до 50 тысяч, кто должен этим заниматься и какой установленный порядок назначения ответственных лиц. Разъясняем все по порядку.


Как планировать закупки до 50 тысяч

Перед проведением любых закупок, их планируют. Планировать закупки стоимостью до 50 тыс. грн нужно, как и другие виды публичных закупок:

  • при имеющейся потребности;
  • в годовом плане закупок.

Напомним, что в годовом плане необходимо указывать вид закупки. Поэтому, если она не превышает 50 тыс. грн – в соответствующем поле указывается «договор о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок» (ч. 1, 2 ст. 4 Закона №922).

Что же касается годового плана, то обнародовать его нужно в ЭСЗ в течение 5 рабочих дней с момента утверждения. В такие же сроки вносятся изменения в годовой план закупок.

Так, лицо, ответственное за предоставление информации в ЭСЗ о государственных закупках до 50 тысяч гривен, должно делать это в указанный срок и по требованиям, указанным в Законе о публичных закупках. Законодатель предусмотрел, что отчитываться необходимо о всех закупках, проводимых заказчиком.

Особенности закупок до 50 тысяч

В Законе о публичных закупках подано довольно мало данных о непосредственной закупке товаров, работ и услуг со стоимостью, не превышающей 50 тыс. грн. Основные требования по закупкам указаны в ч. 3 ст. 3 Закона.

Для закупок товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 50 тыс. грн заказчик:

  • должен следовать принципам публичных закупок;
  • имеет право использовать ЭСЗ и электронные каталоги для закупки товаров.

Итак, на законодательном уровне не предусмотрены обязательства проводить в ЭСЗ закупки до 50 тыс. грн. Однако прописано другое – обязательство отчитаться о совершенной закупке.

В случае, когда закупки проводятся заказчиком вне электронной системы закупок, ему в обязательном порядке следует обнародовать в ЭСЗ отчет о договоре о закупке, заключенный вне электронной системы закупок.

При закупке товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 50 тыс. грн, заказчику следует руководствоваться положениями трех кодексов, а именно:

  • Гражданского кодекса Украины;
  • Хозяйственного кодекса Украины;
  • Бюджетного кодекса Украины, в случае когда заказчик является распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств.

Кто должен быть ответственным за закупки до 50 тысяч

Законом о публичных закупках до сих пор не предусмотрены нормы, согласно которым бы определялось, кто может проводить закупки стоимостью до 50 тыс. грн. В положениях Закона (ч. 1 ст. 11, п. 4 раздела X Закона о публичных закупках) нормирован процесс закупок и упрощенные закупки, а также четко обозначены полномочия тендерного комитета (ТК) и уполномоченного лица (УЛ) по организации и выполнению закупок.

Напомним, что по новой редакции Закона УЛ организовывает и выполняет процедуры закупки/упрощенной закупки, а ТК занимается только организацией и проведением процедур закупок. Кроме того, с 01.01.2022 тендерные комитеты прекратят свое существование.

При таких обстоятельствах заказчику нужно самостоятельно урегулировать, кто из членов организации будет нести ответственность за закупки до 50 тыс. грн. Такие задачи можно положить на плечи кого-либо из работников заказчика. Для этого заказчику нужно собственным распорядительным решением (приказом) назначить лицо, которое будет ответственно за проведение закупок согласно части 3 статьи 3 Закона о публичных закупках.

Для удобства можно утвердить Положение об ответственном лице за проведение закупок в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о публичных закупках.

Что прописать в Положении

В таком же Положении следует отметить:

  • механизм осуществления закупок до 50 тыс. грн;
  • функции ответственного лица, его права и обязанности;
  • требования к документам, которые будет оформлять такое УЛ;
  • порядок замены ответственного лица, в случае его отсутствия, в частности больничного, отпуска и т.д.

Важно! Чтобы ответственное лицо имело возможность работать в ЭСЗ, ему необходимо получить электронную подпись.

Относительно составления отчета о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок, вопросов у заказчиков много, поэтому помогут в этом вопросе статьи:

Закупки до 50 тысяч: умеете ли вы работать в ЭСЗ

logo