Планирование закупок заказчиками, у которых есть соответствующие структурные подразделения или филиалы

31 травня 2021
30
Середній бал: 5 із 5

Эта консультация в первую очередь для вновь созданных органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые только-только сформировали штат, имеют отдельные структурные подразделения, и начинают свою работу. Мы поможем вам разобраться, какими документами регулируются вопросы относительно установления полномочий распорядителя средств в части осуществления ими закупок, определения субъекта (в частности, структурного подразделения), который вправе принимать участие в этом процессе, а также предоставляет некоторых советов относительно избегания недоразумений в сфере публичных закупок.

Как правомерно осуществить делегирование закупок

Скажем откровенно: Закон от 25.12.15 г. № 922-VIII "О Публичных закупках" (далее — Закон № 922) прямо не определяет правил делегирования полномочий в процессе проведения закупок. И в этом аспекте могут возникнуть проблемы в случаях делегирования.

Что делать?

Для понимания этого вопроса и корректного Осуществление процедуры закупки следует обращаться к другим законодательным нормам, а именно:

  • Бюджетный кодекс (далее — БК)
  • Гражданского кодекса (далее — ГК).

Конечно же, основой служат нормативно-правовые акты, изданные на исполнение этих Кодексов, про что объясним ниже.

Однако в любом случае тендер должен пройти с неуклонным соблюдением требований Закона № 922, на что обращают особое внимание. Ведь речь идет о закупках с целью обеспечения потребностей государства, органов местного самоуправления, в частности, территориальных общин.

Знаем, что на сегодня согласно положению Закона № 922 субъекты хозяйствования (или те субъекты, что финансируются за счет бюджетных средств), и принадлежать к заказчикам, должны в первую очередь осуществить подготовительную работу по оформлению договора покупки, а так же определиться , будет ли правомерно делегирования полномочий в этой части другим распорядителем бюджетных средств.

Предметом рассмотрения ныне будет вопрос планирования закупок заказчиками, у которых есть соответствующие структурные подразделения или филиала.

✔️ Активировать подарочный доступ в Высшую школу Закупщика

Главные распорядители бюджетных средств

Исходя из норм ст. 22 БК, необходимо знать о разделе распорядителей бюджетных средств *) на условно говоря 2 группы в зависимости от объема возложенных на них полномочий:

  • главные распорядители средств (далее — ГРК);
  • распорядители бюджетных средств низших уровней.

*) Им является бюджетное учреждение в лице ее руководителя, уполномоченное на получение бюджетных ассигнований , взятие бюджетных обязательств, долгосрочных обязательств по Энергосервису, среднесрочных обязательств в сфере здравоохранения и осуществление расходов бюджета (п. 47 част. первой ст. 2 БК).

Заметим, что упомянута норма БК четко ограничила структуры, которые исключительно будут принадлежать к ГРК. Показатели определения принадлежности до сих условных групп у данного случае есть те, органом которого уровня определяются Бюджетные назначения *).

*) По определению ст. 2 БК, бюджетными назначениями являются полномочия ГРК, предоставленные бюджетным кодексом, законом о госбюджете на соответствующий год (или решением о местном бюджете), которое имеют количественные, временные и целевые ограничения и позволяют предоставлять бюджетные ассигнование).

Например, ГРК могут быть областные или районные госадминистрации (включающие их структурные подразделения), исполкомы или аппараты городских, сельских, поселковых советов (в советах, где не созданы исполкомы, функции ГРК выполняет председатель соответствующего совета). Это возможно исключительно на основании, если их бюджетные назначения определено решением про соответствующий местный бюджет (городской, областной, сельский и т.п.).

Конечно, полномочий в ГРК достаточно для осуществления возложенных на него функций, и содержатся они, в частности, в ч. 5 ст. 22 БК.

Среди этих полномочий предусмотрено и принятия решения в части делегирования полномочий на выполнение бюджетной программы распорядителями средств низшего уровня и / или получателями бюджетных средств, а также распределение и доведение до них объемов бюджетных ассигнований.

Не забывайте: сметой распорядителям бюджетных средств низшего уровня также занимается ГРК — он их принять. Относительно получателей бюджетных средств, то им этот распорядитель должен утвердить планы использования бюджетных средств.

Мало того, на ГРК возложено осуществление работы по управлению бюджетными средствами, в частности, в его задачи входит контроль за эффективным и целевым использованием и рациональным расходованием этих ресурсов (как государственных, так и местных). Также этот распорядитель должен осуществлять координацию деятельности распорядителей средств низшего уровня и получателей средств.

Например, согласно Порядку использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для выплаты некоторых видов пособий, компенсаций, денежного обеспечения и оплаты услуг отдельным категориям населения (утвержден постановлением КМУ от 24.12.19 г. № 1101), ГРК по соответствующей программе определено Минсоцполитикой. В свою очередь, распорядителями бюджетных средств низшего уровня являются структурные подразделения местных госадминистраций и исполкомы советов местного уровня, а также центры по начислению и осуществлению соцвыплат, при условии их соответствия требованиям п. 47 част. первой ст. 2 БК.

Распорядители бюджетных средств низшего уровня

А как насчет другой группы распорядителей?

Если говорить о ГРК местного бюджета, то подробнее о правилах их функционирования узнаем из утвержденной приказом Минфина от 29.08.14 г. № 836 "О некоторых вопросах внедрения программно-целевого метода составления и выполнения местных бюджетов" (далее — Приказ № 836) Инструкции о статус и особенности участия в бюджетном процессе ответственных исполнителей бюджетных программ местных бюджетов (далее — Инструкция № 836).

Закупки на выполнение бюджетной программы: самостоятельно или делегировать

Кстати, п. 2 Приказа № 836 конкретизировал возложенные на них функции. Да, эти ГРК:

  • ответственные за разработку и утверждение паспортов бюджетных программ, и должны согласовать эти документы с местными финорганами и отчитываются перед этими органами по выполнению паспортов;
  • должны в установленном порядке обнародовать паспорта бюджетных программ текущего бюджетного периода, а также отчеты об их выполнении.

Основной целью Инструкции № 836 является четкое разграничение полномочий, прав и ответственности исполнителей бюджетных программ (далее — ВВБП). Исходя из своего статуса (является юрлицом с отдельным счетом и бухгалтерским балансом), ВВБП призван обеспечивать и координировать выполнение бюджетных программ в системе ГРК.

Добавим: определять такого исполнителя следует главному распорядителю, при этом необходимо письменное согласие от местного финоргана.

Другие особенности, касающиеся ВВБК содержатся в разд. II и III Инструкции № 836.

В частности, этим исполнителям следует уточнить: объемы ассигнований распорядителям низшего уровня и получателям *) по своей сети, а также сводные проекты смет. При необходимости внесения изменений в роспись местного бюджета - это письменно соглашается с ГРК.

*) Получателем бюджетных средств является субъект хозяйствования, общественная или иная организация, без статуса бюджетного учреждения, уполномоченное распорядителем на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получает на их выполнение средства бюджета (п. 38 част. Первой ст. 2 БК).

Заметим, что объемы, установленные в сводных сметах, по своей сети распределяются ВВБК в разрезе распорядителей средств местного бюджета низшего уровня и получателей по территориям.

В части определения сети распорядителей низшего уровня и получателей пользуемся Порядком казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденным приказом Минфина от 23.08.12 г.. № 938 (далее — Порядок № 938). Не забывайте об обязательности указания их статуса (распорядители или получатели).

Согласно п. 4.6. Порядка № 938 такие распорядители или получатели должны включаться в сети ГРК или распорядителей низшего уровня при условии непосредственного получения от них ассигнований.

Планування закупівель замовниками, у яких є відповідні структурні підрозділи чи філіїПредотвращаем: ГРК ни при каких обстоятельствах не может включать в сети другого ГРК в качестве распорядителя низшего уровня, а также запрещено одновременное включение его в сеть распорядителей различных местных бюджетов. Это, в частности, отмечает Госказначейство в письме от 29.12.12 г. № 17-10 / 2625-9.

Кстати, определение понятия сети содержится в п. 1.3. Порядка № 938. Ею является информация относительно распорядителей средств низшего уровня, подчиненных этом распорядку и / или деятельность которых координируется им, и получателей бюджетных средств. Такая информация групируется ГРК или распорядителем средств местного бюджета низшего уровня, имеет собственную сеть.

Сеть определяется ГРК до начала бюджетного периода. Не исключено, что распорядители низшего уровня будут иметь собственную сеть, или будут такими, что ее нет.

Внимание! К сети следует включать распорядителей и получателей, если они внесены в установленном порядке в Единый реестр распорядителей бюджетных средств (п. 4.4. Порядка № 938).

Правомерность осуществления закупок обособленной структурой

Итак, как определено статьей 22 БК, именно ГРК получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о госбюджете или решении о местном бюджете, должен принимать решения по делегирования полномочий на выполнение бюджетной программы распорядителями низшего уровня и / или получателями, распределяет и доводит до них объемы ассигнований.

Законодательство не исключает возможности распорядителя относительно получателя средств на выполнение мероприятий по бюджетной программе, путем доведения ему бюджетных ассигнований и предоставления средств бюджета (на безвозвратной или возвратной основе).

Практикам закупочного законодательства иногда приходится решать вопрос относительно того, правомерно осуществления закупок обособленной структурой (филиалом).

Сначала о статусе. Итак, руководствуясь нормами ст. 95 ГК, филиалом является обособленное структурное подразделение юрлица, расположенное вне его местонахождения. Филиалом осуществляется вся или часть функций определенной юрлица.

Этой нормой ГК определено и понятие представительства, а именно: им является обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юрлица.

Заметим филиалы и представительства не являются юрлицами, и должны действовать, руководствуясь выданным соответствующим юрлицом положением. В то же время сведения об этих структурах должны быть включены в единый государственный реестр.

Чтобы не ошибиться, обратимся также к приказу Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.05.04 г. № 97 (в редакции от 23.11.18 г.), которым, в частности, принято государственные классификаторы.

Среди них — Классификация организационно-правовых форм хозяйствования ДК 002: 2004 (на замену ДК 002-94), по определению которого организационно-правовая форма — это форма осуществления хозяйственной деятельности с соответствующей правовой основой, что, в частности, определяет характер отношений между учредителями, режим имущественной ответственности по обязательствам предприятия (организации), порядок управления, распределения прибыли, источники финансирования и тому подобное.

Согласно этому документу объектом классификации является определенные законодательством организационно-правовые формы юрлиц и их обособленные подразделения: филиалы, представительства, а также предприниматели-физлица, которые не имеют статуса юрлица.

Заметим: в отношении обособленных подразделений без статуса юрлица в упомянутом документе предусмотрено (кроме филиала) другие виды таких подразделений, а именно: структурное подразделение, отделение и тому подобное. Для примера: предприятие по изготовлению верхней одежды имеет в своем составе обособленное отделение без статуса юрлица, и тогда это отделение — филиал.

Заказчики

Отдельно скажем о заказчиках процедур закупки товаров, работ и услуг, а для этого вернемся к положениям "закупочного" закона.

Поэтому по ст. 1 Закона № 922 к ним относятся государственные органы и органы местного самоуправления, пенсионный и другие фонды, предприятия, учреждения и организации (если эти субъекты обеспечивают потребности государства или территориальной общины и соблюдают требования п. 3 части первой ст. 1 Закона № 922), а также некоторые из юрлиц.

В любом случае заказчиками могут быть только те субъекты, которыми для осуществления приобретений расходуются публичные финансы.

⚡️ Контроль в закупках: чем грозит и как действовать заказчику

Выделены 4 категории субъектов, которые признаются заказчиками. Среди них те, что действуют в отдельных сферах хозяйствования (на практике это касается тех предприятий-монополистов, которым предоставляют общественные услуги в пределах определенных отраслей). Эти заказчики относятся к 4-й категории субъектов. Добавим: необходимость в определении упомянутых субъектов следует из директив Европейского Союза о государственных закупках.  

Подчеркиваем: филиалы и представительства никак не могут самостоятельно участвовать в процедуре закупки — ведь для этого у них, как говорится, мало сил, в частности, через существующие различия в части предоставленных им законодательством полномочий по сравнению с предоставленными юрлицам.

В то же время от имени юрлица, выступает заказчиком, руководители филиалов и представительств подписывают (по доверенности) договор о закупке.

Не исключено также, что юрлицо заказчик уполномочит определенных лиц филиала или представительстве (или другом обособленном подразделении) работать с тендерной документацией, включая работу по подготовке и принятию годового плана закупок, чтобы закупочный договор был действительно результативным.

Попутно обращаем внимание: приобретение товаров, работ и услуг к / без проведения процедур закупок, а также заключение договоров.

Советуем также соблюдать положения Закона № 922 в части определения ожидаемой стоимости предмета закупки, в частности, по филиалах, представительствах и тому подобное. Ведь если такая стоимость равна или превышает соответствующие пределы, включая суммарную стоимость по структурным подразделениям без прав юрлица, товары, услуги и работы должны приобретаться с соблюдением всех процедур закупки. Конечно же, главный заказчик (то есть юрлицо заказчик) имеет полностью владеть информацией плановых показателей соответствующих структурных подразделений, включаться в годовой план закупок.

logo