Варианты обжалования закупок: последствия для Заказчика

31 травня 2021
125
Середній бал: 5 із 5
  • Теми:

Для отстаивания своих законных прав и интересов в процессе осуществления публичных закупок законодательством предусмотрено этап обжалования. Виды обжалования, и где искать защиты при нарушении прав? Что делать, если не соглашаетесь с выводами АМКУ? Как составить исковое заявление для обжалования решения АМКУ относительно обжалования закупок?

Для того, чтобы заказчик не мог злоупотреблять своими правами и дискриминировать участников торгов, в ст.18 Закона № 922 детально предусмотрено орган и порядок и процедуру обжалования процедур закупки.

Орган обжалования процедуры закупки

Обратиться с жалобой в Антимонопольный комитет Украины (далее - АМКУ), как в орган обжалования, заплатив установленную Постановлением Кабинета Министров Украины № 292 от 22.04.2020 г., плату могут, как физическое, так и юридическое лица - субъекты обжалования.

Такое обжалование предусмотрено законодательством для защиты прав и интересов субъектов обжалования, в отношении любых неправомерных действий, бездействия или решения заказчика, которые не соответствуют законодательству о публичных закупках, что приводит к нарушению прав определенных лиц (п.п.30 ст.1 закона № 922).

Впрочем, обжаловать уже заключенный договор о закупке и требовать признания его недействительным, или таким, что несоответствия Закона № 922, можно только в суд. То есть, это уже будет не жалоба, а - исковое заявление от участника (ч.10 ст.18).

☝️ Обжалование закупок: новый размер платы и порядок

Жалоба в антимонопольный комитет: что указать, какие сроки

В жалобе обязательно нужно указывать информацию, предусмотренную законодательством, и она должна соответствовать требованиям частей 2-5, 9 ст.18 Закона № 992, а также содержать доказательства того, что права истца - нарушено. Если же жалоба не соответствует требованиям, АМКУ оставляет жалобу без рассмотрения. В случае, если жалоба с «дефектами» было принято к рассмотрению, заказчик может сослаться на нарушение указанных норм, тогда АМКУ должен прекратить рассмотрение жалобы даже после принятия к рассмотрению (ч.12, ч.13 ст.18 Закона № 922).

Кроме того, если жалобщик пропустил сроки на обжалование, предусмотренных ч.8 ст.18 Закона № 922, то жалоба автоматически не принимаются электронной системой закупок. Тогда, заказчику нужно помнить об этих сроки, как об основании для отклонения (оставление без рассмотрения) жалобы АМКУ.

Нужно помнить, что дата публикации регистрационной карточки жалобы в электронной системе закупок является датой начала рассмотрения жалобы. При этом, как правило, срок рассмотрения и изучения АМКУ жалобы не превышает 10 рабочих дней, считаются с даты начала рассмотрения жалобы. Впрочем, такой срок АМКУ может пролонгировать при необходимости до 20 рабочих дней.

Обжалование закупки в АМКУ: что учесть заказчикам

Заказчик обязан направить в течение трех рабочих дней со дня получения запроса, в АМКУ соответствующую информацию, и другие документы, касающиеся конкретной процедуры закупок. Например, запрос получен 14.01.2021 года, тогда на направления ответа предоставляется срок, начиная с 15.01.2021 года. Тогда, предельным сроком будет 19.01.2021р. И, хотя доказывать правомерность своих требований имеет жалобщик, но и заказчик, не прислав необходимую информацию, может ухудшить свое положение (ч.16 ст.18 Закона № 922).

После исследования жалобы и других материалов АМКУ принимает решение, по которому возможны следующие последствия для заказчика:

  • если АМКУ удовлетворит (частично или полностью) жалобу, то нужно будет устранить нарушения и вернуть жалобщику сумму платы, которая была уплачена при подаче жалобы;
  • если жалоба будет оставлена ​​без рассмотрения - для заказчика никаких последствий не возникает;
  • если заказчик, при рассмотрении жалобы, устранит нарушение, которое стало основанием для формирования такой жалобы, а также своевременно (в течение 1 рабочего дня) отчитается об этом АМКУ, то все равно нужно будет вернуть жалобщику сумму платы, которая была уплачена при подаче жалобы.

Важно! Заказчику запрещено совершать любые действия и / или принимать какие-либо решения по процедуре закупки, в т.ч. принимать решения об отмене (отличие) тендера или признавать его таким, что не состоялся, отменять переговорную процедуру закупки. Заказчик может только совершать действия, направленные на устранение нарушений, указанных в жалобе. Кроме того, пока АМКУ рассматривает жалобу, заказчик не может заключать договор о закупке.

Решение АМКУ вступает в силу с момента (дня) его принятия и является обязательным для выполнения, как заказчиком, так и другими лицами, в т.ч. жалобщиком. Впрочем, если решение АМКУ не обжаловалось в административный суд, такое решение должно быть выполнено не позднее 30 дней со дня его принятия. Из приведенного следует, что заказчики имеют право обжаловать решение АМКУ в суде.

Отмена решения АМКУ относительно обжалования закупок, в суде

Как следует из ч.22 ст.18 Закона № 922, решение Антимонопольного комитета Украины (далее - АМКУ), вступают в силу со дня их принятия, если такое решение АМКУ не было обжаловано в суд, то такое решение нужно выполнить не позднее 30 дней с дня его принятия.

Из приведенного следует, что заказчики могут обжаловать решение АМКУ в суде.

Варианты обжалования закупок: последствия для Заказчика
ЕЛЕНА СТЕПАНОВА директор ООО «СИ БИЗНЕС КОНСАЛТИНГ», Одесса
им Коллегия АМКУ обосновывает свои выводы, касающиеся открытых реестров и публичной информации, языка тендерного предложения, права участника на исправление несоответствий в течение 24 часов, требований тендерной документации по статье 17 Закона?

В какой суд подавать исковое заявление

Согласно ч.1 ст.27 КАС Украины, административные дела по поводу обжалования решений АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.

То есть, заказчику иск нужно подавать в Окружной административный суд города Киева, даже если он находится в другом городе или области Украины. При этом, не позднее 30 календарных дней со дня решения АМКУ об удовлетворении жалобы. Если сроки будут пропущены, то суд оставит иск без рассмотрения и обжаловать решение АМКУ уже будет невозможно.

Детали формирования искового заявления

Ответчиком нужно указывать Антимонопольный комитет Украины (некоторые указывает «АМКУ« в лице Постоянно действующей административной коллегии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок »), а третьим лицом целесообразно привлечь то лицо (как правило, это - участник торгов), которая подала жалобу в АМКУ по ст.18 Закона № 922.

В этом случае, иск будет неимущественного характера, поэтому судебный сбор составит 1 размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (2189 грн).

Формируя исковое заявление нужно внимательно проверять нормы Закона № 922, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений. Например, к 19.04.2020 года, заказчику разрешалось отклонить тендерное предложение, в случае если тендерное предложение противоречила требованиям тендерной документации (в то время п.4 ч.1 ст.30 Закона № 922), а с 19.04.2020 года эта норма содержится в п.2 ч.1 ст.31 Закона № 922, и приобрела дополнительного смысла, ведь за ней, заказчик отклоняет тендерное предложение, в частности в случае, если тендерное предложение участника противоречит требованиям технической спецификации и другим требованиям относительно предмета закупки тендерной документации. На такие нюансы стоит обращать внимание юристам заказчика, которые ищут подобную судебную практику.

✍ Образец искового заявления об отмене решения АМКУ относительно обжалования закупок, в суде

Доказательствами по делу будут тендерная документация заказчика и документация, которую предоставил, или не предоставил жалобщик (третье лицо в судебном деле). То есть, заказчику нужно доказать, что участник действительно предоставил все необходимые документы, предоставил их с нарушениями, а АМКУ эти обстоятельства не установил должным образом. Также необходимо предоставить решение АМКУ, которое обжалуется.

По спорам о так называемом «правила двух производителей», то есть случаев, когда в тендерной документации заказчика, по мнению жалобщика и АМКУ содержатся требования относительно предмета закупки (товаров, работ, услуг), которым соответствует только продукция (работы / услуги) конкретного производителя. В таких случаях жалобщик (третье лицо в судебном деле) и АМКУ считают, что к тендерной документации и ее требованиям должны быть внесены изменения, что позволит жалобщику принять участие в этой процедуре закупки, поскольку действия заказчика в части установления некоторых требований являются дискриминационными, а требования к предмету закупки и сопроводительной документации, нарушают принцип осуществления закупок относительно недискриминации участников.

Как отметил Верховный Суд в постановлении от 28.10.2020 года по делу № 640/4170/19 (административное производство № К / 9901/35583/19), Закон ограничивает условия по определению в тендерной документации конкретных: производителя, торговой марки, субъекта хозяйствования и др. Впрочем, заказчик может формировать в тендерной документации такие требования, которые больше всего подходят для выполнения поставленной цели (например конкретные габариты предмета, конкретные мощности (100 кВт, или 150 кВт) и т.д.).

В то же время, если заказчик обосновал установление спорных критериев к предмету закупки исходя из ценности и важности проекта, специфики необходимого оборудования, которое бы соответствовало определенным требованиям и т.д., то АМКУ необоснованно отклоняет доводы в подтверждение правомерности действий заказчика.

Поэтому, в таких делах, заказчику необходимо предоставить доказательства того, что установление определенных параметров в тендерной документации было обусловлено спецификой определенной закупки.

Итак, для того, чтобы отменить решение АМКУ, необходимо: подать иск в срок; иметь достаточные и надлежащие доказательства правомерности действий заказчика, которые были предоставлены при рассмотрении жалобы АМКУ

logo