Как выбирать метод расчета ожидаемой стоимости предмета закупки

31 травня 2021
41
Середній бал: 5 із 5

Метод расчета зависит от вида предмета закупки, его распространенности на рынке, порядка формирования цен на него. Также на выбор методов влияют важные факторы, которые должен учесть заказчик. Рассмотрим их более подробно.

✔️ Активировать подарочный доступ к Высшей Школы закупщиков

1. Анализ

Потребность в товарах, работах, услугах, а именно их номенклатуру, количественные и качественные показатели, определяющие учитывая анализ их фактического использования для деятельности заказчика в прошлых периодах. Полученные показатели корректируют с учетом запланированных текущих задач заказчика.

Так определяют потребность для стандартных закупок, пользуются постоянным спросом у заказчика, например горючее, канцелярские товары и бумага, электроэнергия, питьевая вода. Такие предметы закупок имеют историю их фактического использования в прошлых периодах.

Поэтому заказчик сможет рассчитать их ожидаемую стоимость на основе:

  • фактической истории использования;
  • сопутствующих факторов, влияющих на формирование цены предмета закупки, как валютный курс, инфляция, спрос.

В случае если заказчик закупает товары, работы и услуги впервые, он не может ориентироваться на свой предыдущий опыт формирования потребности. Поэтому должен анализировать:

  • информацию, имеющуюся на рынке предложений;
  • внешние факторы, влияющие на формирование ожидаемой стоимости.

2. Единые условия выходных данных

Расчет ожидаемой стоимости предмета закупок следует строить на исходных данных, приведенных к единым условиям.

Единственными условиями являются условия поставки, оплаты, обеспечения исполнения контракта, приведенных к сравнительному виду, а именно объем поставок, сопутствующие услуги, налоги и пошлины, сроки поставки товаров, скидки, другие условия, которые могут повлиять на цену.

Приведем примеры исходных данных, которые влияют на ожидаемую стоимость одного и того же товара:

А) Закупка идентичных товаров иностранного происхождения может иметь абсолютную различную ожидаемую стоимость, если есть разница в сроках их поставки:

  • длительный срок поставки позволяет участникам применять наземный или водный вид доставки, что удешевит закупку;
  • срочная доставка предусматривает использование дорогого воздушного транспорта.

Б) Различные требования к таре, а именно многооборотная тара и тара, подлежащая возврату.

В) Наличие сопутствующих услуг при закупке товара, например связанных с поставкой товаров (услуги по транспортировке, установке, монтажа, наладке, инсталлирования программного обеспечения, обучение персонала).

3. Понятие «идентичный товар» и «аналогичный товар»

Идентичные товары, это товары, имеющие одинаковые характерные для них:

• основные признаки, в частности функциональные, технические и качественные;

• эксплуатационные и физические характеристики.

Незначительные различия во внешнем виде товаров, не имеют существенного значения, можно не учитывать.

Электронная система закупок - 2021: новые электронные поля и инструменты

Аналогичные товары, это те что:

  • не относятся к идентичным;
  • имеют сходные характеристики;
  • состоят из схожих компонентов - что позволяет им выполнять одни и те же функции и / или быть технически взаимозаменяемыми.

Когда определяют аналогичность товаров, учитывают их качество и репутацию производителя на рынке.

При анализе цены на товары заказчику стоит сравнить не менее трех потенциальных поставщиков. Поэтому уместно применять понятие «аналогичные товары», если:

  • нет трех предложений идентичных товаров;
  • идентичность товара не является принципиальным условием закупки, а аналогичность позволит увеличить конкуренцию.

4. Ценообразование предметов закупок

Ожидаемую стоимость закупки формируют, учитывая особенности ценообразования отдельных предметов закупок.

Субъекты хозяйствования используют в своей деятельности свободные и государственные регулируемые цены. Свободные цены определяют на все виды продукции (работ, услуг), кроме тех, на которые установлены государственные регулируемые цены. Их формируют с учетом, в частности:

  • этапов жизненного цикла продукта;
  • новизны товара;
  • комбинации цены и качества продукта;
  • структуры рынка и места предприятия на рынке;
  • конкурентоспособности товара.

Государственные регулируемые цены вводятся КМУ, органы исполнительной власти, государственные коллегиальные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями в установленном законодательством порядке.

5. Уникальность предмета закупки

Есть предметы закупок, ожидаемую стоимость которых формируют при условии их ценности и уникальности. Это, например, антиквариат, предметы искусства.

В государственном секторе таких закупок немного и их цена формируется в индивидуальном порядке.

6. Ограничение расходов

На формирование ожидаемой стоимости отдельных предметов закупок влияют установленные ограничения. Например, содержащиеся постановление КМУ «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оборудования, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, которые содержатся за счет государственного бюджета» от 04.04.2001 № 332

logo