Закупка продуктов питания для учебных заведений – 2021

7 червня 2021
313
Середній бал: 5 із 5

Закупки для питания детей — это высокая ответственность. Что должен знать заказчик о планировании, определении предмета таких закупок и требованиях к участникам, разъясняет эксперт.

Учебные заведения в течение учебного года должны обеспечить детей питанием, а продукты и еда, которая из них готовится, должны быть качественными и полезными для детей. Ответственность за качество продуктов несут, в том числе, и закупщики, которые проводят процедуры закупок для таких учебных заведений. Ведь именно от требований к участникам процедур закупок и их продукта зависит результат, который реализуется в заключении договоров и поставках, а в итоге – качестве продуктов питания, потребляемых детьми.

У кого согласовывать примерные двухнедельные меню

Установить требования к поставке продуктов питания довольно сложно, ведь они должны включать и требования к качеству, и требования к поставке/перевозке, и требования к хранению и даже требования к тем работникам участника, которые будут эти продукты грузить, перевозить, сортировать и т. п.

Кроме того, продукты питания очень различаются, что влияет на формирование требований закупки. Одни продукты питания имеют длинный срок хранения, другие — короткий, а некоторые вообще могут храниться несколько дней только при условии соблюдения специальных требований.

Поэтому установить правильные требования для закупки продуктов питания можно только в случае абсолютного понимания самого закупаемого продукта и реальных потребностей и условий заказчика, а также требований к поставщику.

В то же время, заказчик должен соблюдать требования Закона о публичных закупках, Закона Украины «О детском питании» и нормативных документов, касающихся продуктов питания и обеспечения ими учебных заведений.

Для облегчения работы закупщиков приказом МОН от 30.10.2020 № 2208 были утверждены Методические рекомендации по методологии особенностей осуществления закупок в сфере организации питания в заведениях образования (далее — Методические рекомендации).

Обобщим рекомендации для закупок продуктов питания с учетом данного документа и других законодательных требований.

Особенности определения предмета закупки

Требования тендерной документации должны быть разработаны с учетом предмета закупки.

Коды Единого закупочного словаря, которые применяются к продуктам питания, содержатся в разделе ДК 021:2015-15000000-8 «Продукты питания, напитки, табак и сопутствующая продукция».

При определении продукта закупки заказчик также должен учесть:

  • необходимые условия хранения продукта;
  • условия перевозки продукта;
  • условия фасовки продукта;
  • требования к маркировке продукта;
  • необходимые сроки пригодности продукта.

При установлении требований к поставке продукта заказчику следует руководствоваться общими характеристиками закупаемого продукта, а не ссылаться на конкретную торговую марку или фирму, или тип предмета закупки, источник происхождения или производителя. Если такая ссылка все же необходима, она должна быть обоснованной и содержать выражение «или эквивалент».

Однако на рынке Украины немного неконкурентных продуктов питания, и поэтому заказчикам не стоит устанавливать дискриминационные требования к участникам.

Планирование закупки продуктов питания для учебных заведений

Учебные заведения должны быть обеспечены продуктами питания в течение учебного периода, а те заведения, в которых дети находятся постоянно, — в течение всего года. Этот предмет имеет непрерывный характер поставки, ведь дети не могут не получать питания. Именно поэтому закупку продуктов следует начинать еще до начала следующего года из расчета потребности на год. 

Закон не содержит запретов на проведение закупок до вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины, утверждения сметы, плана использования бюджетных средств, финансового плана предприятия. Следовательно, любой заказчик для обеспечения неотложной необходимости в продуктах питания в следующем году может в конце текущего года (или в начале следующего года) начать закупку по соответствующему предмету закупки.

Кроме того, заказчик должен учитывать сезонность продукта, который планирует закупать, ведь продукты питания, в частности ягоды, овощи и фрукты, имеют значительные сезонные колебания в цене. В таком случае заказчик может предусмотреть соответствующие условия в договоре, которые определят колебание цены на продукт в зависимости от цены на рынке в разные времена года, или же разделить предмет закупки на части для проведения необходимой закупки в каждом периоде. В последнем случае следует учитывать, что вид закупки должен быть выбран с учетом годовой ожидаемой стоимости. Например, заказчик может провести дважды открытые торги: в начале года — на зимние овощи и фрукты, и летом — на летние ягоды и фрукты.

В люом случае перед началом закупки заказчик должен утвердить годовой план закупок и внести соответствующие изменения в него в случае необходимости.

Квалификационные требования при закупке продуктов питания для учебных заведений

При закупке продуктов питания и формировании тендерной документации заказчик может либо выбрать любой из четырех квалификационных критериев, установленных ст. 16 Закона, либо установить сразу все четыре.

Такие квалификационные критерии, как «наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного (аналогичных) по предмету закупки договора (договоров)» и «наличие финансовой состоятельности, подтверждаемой финансовой отчетностью» важны для общей оценки участника, его опыта и финансового состояния.

Если заказчиком устанавливается такой квалификационный критерий, как наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного по предмету закупки договора, для подтверждения этого квалификационного критерия рекомендовано получить информацию от участника не только о наличии заключенного договора, но и подтверждение того, что он качественно и своевременно выполнен.

Что касается финансовой состоятельности участника, то заказчику в тендерной документации рекомендовано предусмотреть период, за который будет подтверждена финансовая состоятельность участником процедуры закупки путем представления финансовой отчетности за соответствующий период, с учетом периода проведения процедуры закупки. Заказчик может предусмотреть в тендерной документации конкретный объем дохода (выручки) в пределах ожидаемой стоимости, которая подтверждается отчетом о финансовых результатах (отчетом о совокупном доходе).

В то же время, для закупки продуктов питания более важны квалификационные критерии «наличие у участника процедуры закупки оборудования, материально-технической базы и технологий» и «наличие у участника процедуры закупки работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт».

Для подтверждения наличия у участника процедуры закупки соответствующего оборудования и материально-технической базы (складов, помещений, пищеблоков, транспортных средств, холодильного оборудования и т. п.) в тендерной документации рекомендовано предусматривать предоставление таким участником информации о наличии техники, оборудования, помещений, складов, транспортных средств, холодильного оборудования, и т. п. и копий документов, подтверждающих их наличие и правовой статус (владение, пользование и т. п.).

Кроме того, заказчику необходимо удостовериться, что у участника имеются эксплуатационные разрешения для мощностей по производству и/или хранению пищевых продуктов животного происхождения, если участник осуществляет такую деятельность.

Участники, осуществляющие деятельность, связанную с производством и/или хранением пищевых продуктов животного происхождения, обязаны получить эксплуатационное разрешение на каждую отдельную мощность до начала ее эксплуатации. Эксплуатационное разрешение выдается на мощности, которые находятся по одному адресу (с детализацией на уровне производственной линии и/или пищевых продуктов в зависимости от вида деятельности оператора рынка) и определены оператором рынка.

Также заказчик может проверить наличие государственной регистрации мощностей по производству и/или обращению пищевых продуктов.

Государственной регистрации подлежат мощности по производству и/или обращению пищевых продуктов, на которые не требуется получение эксплуатационного разрешения.

Данная информация указана в реестре операторов рынка и мощностей, на которые выдано эксплуатационное разрешение, и государственном реестре мощностей операторов рынка, которые обнародованы на официальном веб-сайте Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.

С требованиями к регистрации и получению эксплуатационного разрешения заказчики могут ознакомиться в статьях 23 и 25 Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов».

При установлении требований в тендерной документации заказчикам важно учитывать аспекты, когда регистрация и получение эксплуатационного разрешения не требуется. Такие ситуации описаны в ч. 2 ст. 23 и ч. 1 ст. 25 соответствующего Закона.

Кроме того, заказчик в тендерной документации может предусматривать требование по предоставлению участниками информации о внедрении и применении постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР) на мощностях.

Закупка продуктов питания для учебных заведений – 2021
ЯРОСЛАВА ДУБРОВА,консультант по публичным закупкам, Киев
Согласно закону заказчик во время торгов выдвигает к участникам квалификационные критерии и требует предоставить документально подтвержденную информацию по их соответствию этим критериям. Устанавливать можно как только один, так и несколько квалификационных критериев.

В методических рекомендациях сказано, что договоры и прочие правовые сделки, предусмотренные законодательством, должны быть действующими на день подачи тендерного предложения и содержать условия о возможности пролонгации срока их действия на срок поставки продуктов питания, если их срок меньше срока договора о закупке.

Действительно, это важно для закупки. Ведь если в ходе поставки истечет срок действия соответствующих документов и разрешений участника, он не сможет ее осуществлять, и заказчик должен будет решать проблему срочной поставки продуктов питания, ведь не предоставить их детям он не может.

Если заказчиком устанавливается такой квалификационный критерий, как наличие у участника процедуры закупки работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт, заказчику следует проверить не только наличие необходимого количества работников у участника, но и состояние их здоровья в части прохождения ими обязательного профилактического медицинского осмотра.

В Методических рекомендациях предлагается предусматривать в тендерной документации предоставление копий документов об образовании соответствующих работников, документального подтверждения прохождения такими работниками обучения по вопросам гигиены и разработки, внедрения и применения постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР), и копий действующих медицинских книжек с отметками о прохождении ими обязательного профилактического медицинского осмотра.

Технические требования к закупке продуктов питания для учебных заведений

Пищевые продукты, находящиеся в обращении на территории Украины, должны отвечать требованиям законодательства о безопасности и отдельным показателям качества пищевых продуктов.

Сертификация пищевых продуктов не обязательна. Это не касается процедуры выдачи международного сертификата, предусмотренного Законом Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов».

Заказчикам при установлении требований в тендерной документации следует учитывать приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 01.10.2012 № 590 «Об утверждении требований по разработке, внедрению и применению постоянно действующих процедур, основанных на принципах Системы управления безопасностью пищевых продуктов (НАССР)».

Система НАССР касается только безопасности пищевых продуктов, не касается их качества и является предотвращающим инструментом контроля за опасными факторами.

Заказчики в тендерной документации могут требовать предоставление участниками документов, подтверждающих внедрение, применение и постоянное действие на предприятии производителя и участника процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках в отношении предмета закупки (сертификат на систему управления безопасности пищевых продуктов, который отвечает требованиям ДСТУ ISO 22000:2007 (ISO 22000:2005, ITD) или ДСТУ ISO 22000:2019 (ISO 22000:2018, ITD).

При поставке мясных продуктов следует учитывать, что запрещается забой животных, который не сопровождается ветеринарным документом, удостоверяющим здоровье животных.

Правила ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов утверждаются центральным органом исполнительной власти, который формирует и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов.

Кроме того, заказчику в тендерной документации следует ссылаться на конкретную маркировку, в том числе маркировку или сертификаты, которые подтверждают соответствие эквивалентным требованиям и выданы органами по оценке соответствия, компетентность которых подтверждена путем аккредитации или иным способом, определенным законодательством.

Маркировка продуктов питания должна отвечать требованиям Закона Украины «Об информации для потребителей о пищевых продуктах».

Таким образом, заказчик, объявляющий закупку продуктов питания для учебных заведений, должен ориентироваться в требованиях к предмету закупки, к поставщику и к производителю такого продукта. Это позволит ему установить в тендерной документации требования, которые обеспечат поставку качественных продуктов для надлежащего питания детей.

В методических рекомендациях сказано, что договоры и прочие правовые сделки, предусмотренные законодательством, должны быть действующими на день подачи тендерного предложения и содержать условия о возможности пролонгации срока их действия на срок поставки продуктов питания, если их срок меньше срока договора о закупке.

Действительно, это важно для закупки. Ведь если в ходе поставки истечет срок действия соответствующих документов и разрешений участника, он не сможет ее осуществлять, и заказчик должен будет решать проблему срочной поставки продуктов питания, ведь не предоставить их детям он не может.

Если заказчиком устанавливается такой квалификационный критерий, как наличие у участника процедуры закупки работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт, заказчику следует проверить не только наличие необходимого количества работников у участника, но и состояние их здоровья в части прохождения ими обязательного профилактического медицинского осмотра.

В Методических рекомендациях предлагается предусматривать в тендерной документации предоставление копий документов об образовании соответствующих работников, документального подтверждения прохождения такими работниками обучения по вопросам гигиены и разработки, внедрения и применения постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР), и копий действующих медицинских книжек с отметками о прохождении ими обязательного профилактического медицинского осмотра.

 
logo