Закупка продуктов питания

15 червня 2021
77
Середній бал: 5 із 5

Эксперт разъясняет особенности проведения закупок товаров, относящихся к пищевым продуктам. Узнайте, как определить предмет закупки и какие требования устанавливать при закупке продуктов питания за счет государственных средств.


В п. 92 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» определено: пищевой продукт — вещество или продукт (непереработанный, частично переработанный или переработанный), предназначенный для потребления человеком. К пищевым продуктам относятся напитки (в т. ч. вода питьевая), жевательная резинка и любое другое вещество, которое специально включено в пищевой продукт при производстве, подготовке или обработке. При этом Закон не относит к составу пищевых продуктов живых животных, а также растения до сбора урожая.

Организация закупки питания в заведениях образования и отдыха в 2021 году

Итак, как видим, при отнесении товара к пищевым продуктам Закон не принимает во внимание степень его обработки, поэтому практически все продовольственные товары в той или иной мере подпадают под его действие.

Определение предмета закупки для пищевых продуктов

В то же время, в Едином закупочном словаре (ДК 021:2015) пищевые продукты как товары, в зависимости от степени обработки, распределены на два вида, а именно в разделе 03 предусмотрен такой вид товаров, как сельскохозяйственная, фермерская продукция, продукция рыболовства, лесоводства и сопутствующая продукция, а в разделе 15 - продукты питания, напитки, табак и сопутствующая продукция.

При определении предмета закупки заказчик должен обращать внимание, пищевой продукт какой степени обработки он запланировал приобрести, и, исходя из этого, определять предмет закупки.

Например, при закупке молока следует учесть, что такой пищевой продукт предусмотрен как разделом 3 Единого закупочного словаря:

03330000-3

Продукция фермерского животноводства

03333000-4

Коровье молоко сырое

так и разделом 15 Единого закупочного словаря:

15510000-6

Молоко и сливки

15511000-3

Молоко

15511100-4

Пастеризованное молоко

15511200-5

Стерилизованное молоко

В соответствии с п. 3 Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 15 апреля 2020 года № 708 (далее — Порядок), предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пунктам 21 и 34 части первой статьи 1 Закона о публичных закупках и по показателю четвертой цифры Единого закупочного словаря.

Таким образом, в случае необходимости закупки как сырого, так и обработанного коровьего молока ожидаемая стоимость и, как следствие, процедура закупки по ним должна определяться как по отдельным предметам закупки, поскольку по показателю четвертой (в данном случае - любой) цифры Единого закупочного словаря данные товары относятся к разным классам.

Кроме того, в соответствии с п. 5 Порядка заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям четвертой–восьмой цифр Единого закупочного словаря, объему, номенклатуре, месту поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

Например, в случае необходимости закупки свеклы (15 тонн), моркови (20 тонн) и лука (20 тонн) определяемся с предметом закупки и видим, что все данные виды товаров по показателю четвертой цифры относятся к одному предмету закупки:

03220000-9

Овощи, фрукты и орехи

03221111-7

Свекла

03221112-4

Морковь

03221113-1

Лук

Порядком дано право заказчику проводить закупку этого товара как единым массивом (без деления на лоты), так по отдельным частям в рамках одной процедуры закупки по одному предмету, например: лот 1 - свекла (15 тонн), лот 2 - морковь (20 тонн), лот 3 - лук (20 тонн).

В то же время, заказчик не лишен права делить предмет закупки на лоты по иному принципу, например по местам (адресам) будущей поставки товаров, особенно если расстояние между ними значительное, поэтому по каждому адресу было бы целесообразно привлечь отдельного поставщика, например: лот 1 - свекла (7 тонн), морковь (10 тонн), лук (10 тонн) по адресу «А», лот 2 -  свекла (8 тонн), морковь (10 тонн), лук (10 тонн)  по адресу «В».

Требования в тендерной документации

Какие же особые требования должны выдвигаться в тендерной документации к потенциальным участникам при осуществлении закупки пищевых продуктов по процедуре открытых торгов?

Установление количества квалификационных критериев для участников при закупке пищевых продуктов, как и при закупках других видов товаров по процедуре открытых торгов, законодателем отнесено на усмотрение заказчика. Поэтому именно последний должен четко взвесить все возможные последствия такого установления (неустановления).

Существенным при установлении требований в тендерной документации является учет не только потребностей и экономических суждений заказчика, но и требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов, прежде всего Закона Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» (далее — Закон о безопасности пищевых продуктов).

В соответствии с п. 55 ч. 1 ст. 1 Закона о безопасности пищевых продуктов оператор рынка пищевых продуктов — субъект хозяйствования, который осуществляет деятельность в целях или без цели получения прибыли и в управлении которого находятся мощности, на которых осуществляется первичное производство, производство, реализация и/или обращение пищевых продуктов.

Таким образом, как видим, любой потенциальный поставщик пищевых продуктов в понимании данного Закона является оператором рынка пищевых продуктов с возложением на него в этой связи соответствующих обязанностей и ответственности.

Согласно п. 69 ч. 1 ст. 1 Закона о безопасности пищевых продуктов мощности — это сооружения или комплекс сооружений, помещения, здания, оборудование и другие средства, включая транспортные средства, а также территория, которые используются в производстве и/или обращении объектов санитарных мероприятий.

Исходя из изложенного, устанавливая такой квалификационный критерий, как наличие у участника процедуры закупки оборудования, материально-технической базы и технологий, заказчик должен четко определить в тендерной документации требования, которые выдвигаются им к данным мощностям (складским помещениям, автотранспорту, производственному или торговому оборудованию и т. п.), исходя из норм законодательства о безопасности пищевых продуктов.

В соответствии с требованиями Закона о безопасности пищевых продуктов мощности (производственные и/или складские помещения, оборудование) оператора рынка, в зависимости от вида деятельности, могут либо получить эксплуатационное разрешение, либо пройти государственную регистрацию мощностей (без получения эксплуатационного разрешения).

По данному поводу возникает вопрос: в каком случае участник должен предоставить эксплуатационное разрешение на мощности (объекты материально-технической базы и оборудования), а в каком достаточно обойтись только сведениями о государственной регистрации мощностей?

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 23 Закона о безопасности пищевых продуктов эксплуатационное разрешение получают операторы рынка, осуществляющие деятельность, связанную с производством и/или хранением пищевых продуктов животного происхождения, кроме тех, которые осуществляют:

  • первичное производство пищевых продуктов животного происхождения (например: доение коров на ферме как вид первичного производства молока не требует получения эксплуатационного разрешения на мощности);
  • транспортировку пищевых продуктов животного происхождения (если такой вид деятельности является единственным у субъекта хозяйствования, который не осуществляет других операций с пищевыми продуктами);
  • хранение пищевых продуктов животного происхождения, которые не требуют соблюдения температурного режима;
  • производство и/или хранение пищевых продуктов, ингредиентами которых являются исключительно продукты растительного происхождения и/или переработанные продукты животного происхождения.

Квалификация участников по статье 16 Закона

Таким образом, в случае закупки пищевых продуктов животного происхождения при установлениеи требования о подтверждении участником наличия у него складских помещений для хранения поставляемой продукции заказчик должен обязательно требовать предоставление эксплуатационного разрешения на такие мощности, выданного и оформленного в соответствии с Законом о безопасности пищевых продуктов, а при закупке других видов пищевых продуктов - требовать предоставления сведений о государственной регистрации мощностей, заявленных участником в подтверждение наличия у него материально-технической базы и оборудования.

Кроме того, в последнее время стал актуальным вопрос необходимости предоставления участником подтверждения применения им системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР), что предусмотрено п. 81 ч. 1 ст. 1, ст. ст. 20, 21 Закона о безопасности пищевых продуктов.

В соответствии с ч. 7 ст. 21 Закона о безопасности пищевых продуктов сертификация постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках, не обязательна. Поэтому установление в тендерной документации нормы об обязательном предоставлении сертификата для подтверждения применения таких процедур может быть обжаловано по мотивам ее дискриминации, и оптимально будет установить более гибкий способ подтверждения соответствия данному требованию закона.

Устанавливая при закупке пищевых продуктов такой квалификационный критерий, как наличие у участника процедуры закупки работников соответствующей квалификации, необходимо учитывать, что согласно разделам 1, 3 Перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, утвержденного постановлением КМУ от 23.05.2001 г. № 559, работники пищевой, перерабатывающей промышленности, предприятий продовольственной торговли подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам с выдачей им личных медицинских книжек, предоставление которых в составе тендерного предложения должно быть обязательным.

Требуя от участников подтверждения наличия документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора (договоров), следует учитывать, что данной нормой требуется наличие договора, аналогичного по предмету закупки.

Устанавливая информацию о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки по пищевым продуктам как критерий оценки соответствия, необходимо указать установленные и зарегистрированные действующие нормативные стандарты согласно действующему законодательству по каждому виду пищевых продуктов или технические условия с обязательным предоставлением информации и документального подтверждения по их проверке на соответствие и внесение в Главный фонд технических условий Украины и базы данных «ТУ Украины», держателем которых является Государственное предприятие «Укрметртестстандарт».

Итак, выше мы рассмотрели основные группы особенностей закупки продуктов питания на 2021 год, которые необходимо учитывать в закупочной деятельности для избежания недоразумений и претензий контролирующих органов и потенциальных заказчиков, ограждения себя от возможных рисков получения некачественной продукции.

logo