Как устанавливать требования в упрощенных закупках

16 червня 2021
50
Середній бал: 5 із 5

Упрощенные закупки разработаны для экономии времени и усилий заказчиков и участников. Но, как относительно новое явление, упрощенная закупка оставляет за собой ряд вопросов и трудностей. В частности, заказчики часто сталкиваются с проблемой формирования требований как к предмету закупки, так и к участникам. Как правильно, выясним в статье.

Упрощенные закупки — это вид закупок, который появился в результате нормативного урегулирования допороговых закупок в 2020 году. К главным признакам такой закупки относится несложный алгоритм проведения и минимальное количество документов, которые предоставляются участниками. И, соответственно, — возможность быстро приобрести нужные товары, работы или услуги.

Но, несмотря на то что упрощенные закупки уже больше года как стали доступными, заказчики до сих пор сталкиваются с определенными трудностями их проведения.

Как обосновать неприменение упрощенной закупки

Важно, чтобы в упрощенной закупке были правильно определены: 

  • предмет закупки;
  • информация о его технических, качественных и других характеристиках;
  • требования к участнику.

Требования к предмету закупки в упрощенной закупке

Законодателями была предусмотрена следующая норма по упрощенной закупке:

«В требованиях к предмету закупки, содержащих ссылку на конкретную торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя, заказчик может указать, какие аналоги и/или эквиваленты принимаются в предложениях участников« (ч. 4 ст. 14 Закона № 922).

Таким образом, заказчик имеет право указывать, какие аналоги и/или эквиваленты он готов рассмотреть в предложениях участников. Иными словами, речь идет не о требовании, как это происходит в конкурентных процедурах закупок.

Упрощенная закупка предоставляет возможность четко указывать, какой именно предмет нужно закупить. При этом важно, чтобы были соблюдены принципы закупок. Следует учитывать, что в объявлении о проведении упрощенной закупки и в требованиях к предмету закупки нужно избегать требований, которые бы ограничивали конкуренцию или дискриминировали участников.

В случае если конкретный предмет закупки могут предлагать несколько поставщиков — это не считается ограничением конкуренции. Однако иначе выглядит ситуация, в которой заказчик указывает марку/фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя, которые могут быть предложены ограниченным количеством участников.

Ви отримаєте ➡️Навчання у зручному онлайн-форматі ➡️ Відеолекції від провідних експертів ➡️Сертифікат про підвищення кваліфікації від Юридичного університету Ярослава Мудрого

Это повлечет отсутствие конкурентной борьбы в упрощенной закупке и, как следствие, нарушит принцип недискриминации участников и ровного отношения к ним.

Требования к предмету закупки в упрощенной процедуре устанавливаются в объявлении о проведении упрощенной закупки и могут указываться: 

  • в отдельных файлах, подгруженных к объявлению;
  • в электронном формате – для этого разработаны отдельные поля в электронной системе закупок.

Требования к участникам в упрощенной закупке

Требования к участнику, аналогично как и к предмету закупок, следует устанавливать в объявлении. Что же касается обнародования объявления о проведении упрощенной закупки, то это следует делать не позднее, чем за 6 рабочих дней до конечного срока подачи предложений.

При определении требования к участникам упрощенной закупки не нужно: 

Заказчик имеет право самостоятельно сформировать требования к участникам. При этом некоторые из требований могут быть такими же, как и те, которые применяются для конкурентных процедур закупок в ст. 16 и 17 Закона № 922.

Министерство экономики Украины в письме от 05.05.2020 №3304-04/28729-06 не рекомендует прописывать в объявлении о проведении упрощенной закупки требования, которые могут усложнить подачу предложений. Связано это с тем, что упрощенные процедуры разработаны для обеспечения конкурентного отбора поставщика товара, поиска предоставителя услуг или исполнителя работ при минимальных усилиях и временных затратах для заказчика и непосредственных участников.

logo