Общественный контроль в публичных закупках

19 червня 2021
53
Середній бал: 5 із 5
  • Теми:
експерт, адвокат, координаторка з моніторингу медичних закупівель Transparency International Ukraine

Что такое общественный контроль в сфере публичных закупок? Какие возможности и алгоритмы действий «общественных контролеров»? Почему заказчикам не стоит игнорировать письма общественных организаций по выявлению нарушения в закупке? Узнайте ответы от эксперта-практика.

Несмотря на то, что в сфере публичных закупок уже не первый год царит прозрачность и торжествует принцип «все видят все», остается необходимость надзора за тем, как закупки проводятся.

К сожалению, пока действия отдельных как заказчиков, так и участников закупок напоминают соревнования панциря и снаряда - кто кого. Для противодействия прозрачности в закупках придумываются все новые уловки и приемы, с целью сохранить свое решающее влияние на результаты закупки, получить «такого как надо» победителя, а не незнакомого лично субъекта с непредсказуемым поведением. То есть публичные закупки остаются сектором экономики с высокими коррупционными рисками.

⚡️ 7 признаков сговора на торгах

Именно для таких случаев и существует общественный контроль в закупках. Ведь, когда граждане неравнодушны, они предпочитают точно знать, куда именно расходуются бюджетные средства (а это наши с вами налоги), как распоряжаются коммунальным имуществом территориальные общины, как именно они обеспечивают благоустройство общества. А открытость данных должна этому способствовать, поскольку дает возможность ставить конкретные вопросы и требовать конкретных ответов.

Возможность осуществления общественного контроля в публичных закупках обеспечивается законодательно, и прежде всего Законом Украины «О публичных закупках» (далее - Закон). Об этом прямо указано в части пятой статьи 7 Закона.

Общественный контроль обеспечивается через свободный доступ ко всей информации о публичных закупках, подлежащей обнародованию в соответствии с настоящим Законом, в частности путем осуществления анализа и мониторинга информации, размещенной в электронной системе закупок, а также путем информирования через электронную систему закупок или письменно органы, уполномоченные осуществлять контроль, о выявленных признаках нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок.

Привлечение общественности к осуществлению контроля в сфере закупок осуществляется в соответствии с законами Украины «Об общественных объединениях», «Об обращениях граждан», «О доступе к публичной информации», «Об информации», «Об открытости использования публичных средств».

Граждане и общественные организации и их союзы не имеют права вмешиваться в процедуру закупки / упрощенную закупку.

То есть благодаря открытости информации о закупках любые лица, граждане, общественные объединения имеют право анализировать и мониторить доступные данные, на основании проведенного исследования делать выводы о наличии / отсутствии нарушений законодательства в сфере закупок, и информировать контролирующие органы о выявленном нарушении. Конечно, можно сообщить и самому заказчику, предложив исправить выявленное нарушение. Это все не является вмешательством в процедуру закупки.

Вопрос общественного контроля в закупках также упоминается в статье 8 Закона. Эта статья определяет порядок осуществления мониторинга процедур публичных закупок, который проводят органы государственного финансового контроля.

Так, решение о начале мониторинга процедуры закупки принимает руководитель органа государственного финансового контроля при наличии определенных оснований (одной или нескольких), указанные в статье 8 Закона. И одной из этих оснований есть не что иное, как информация, полученная от общественных объединений, о наличии признаков нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, выявленных по результатам общественного контроля в сфере публичных закупок.

То есть, обращение общественной организации в орган государственного финансового контроля по выявлению нарушений в сфере публичных закупок может стать основанием для начала мониторинга процедуры закупки.

Руководствуясь собственным опытом регионального координатора по мониторингу медицинских закупок города Киева и Киевской области, Львова и Львовской области, города Одессы и Одесской области, расскажу, какие именно нарушения обнаруживает общественный контроль.

Нарушения нами обнаруживаются  весьма разнообразны - начиная от нарушения сроков обнародования информации о закупке и к неправомерному выбору победителя торгов. А кроме того, дискриминационные требования в тендерной документации; неверное избрание процедуры закупки и как следствие - избежание проведения конкурентной процедуры; завышение стоимости закупки; разделение закупки на части и тому подобное.

Когда обжаловать заключение о результатах мониторинга в суде

Действия общественного контроля в случае выявления нарушения

Необходимо обратить внимание заказчика на выявленное в сфере закупок нарушение и предложить принять меры по его исправлению (отправить письмо). Можно не ограничиваясь этим, направить копии письма также к организации, которой  подчинен заказчик и / или контролирующим органам. Прежде всего, это орган государственного финансового контроля - Держаудитслужба. В пределах собственных полномочий, определенных соответствующим законодательством, нарушения в сфере закупок рассматривают также НАБУ, СБУ, ГБР, Счетная палата.

Опять же, ссылаясь на собственный опыт скажу, что не стоит игнорировать письма общественных организаций. При обработке закупок мы располагаем также достаточно мощными инструментами для анализа данных, открытые электронные реестры и т.п., поэтому информация о выявленных нарушениях, как правило, является обоснованной.

Пандемия CОVID-19 внесла свои коррективы в работу общественных организаций, исследующих именно медицинские закупки. Для облегчения осуществления заказчиками закупок необходимых в борьбе с пандемией товаров и услуг была введена новая закупочная процедура, выведена из-под действия Закона - Отчет о заключенном договоре COVID-19, или коронавирусная закупка. Но у заказчиков возникали сложности с ее правильным применением.

В своей работе я всегда делаю упор на то, что нарушения законодательства в сфере закупок необходимо предупредить, предоставить заказчику необходимые разъяснения, возможно консультацию по тому или иному поводу. Ведь подавляющее большинство из них - законопослушные граждане и вообще не имеют цели что-то нарушать. Поэтому, кроме отправки привычных писем заказчикам о выявленных нарушениях, основной акцент был сделан на предоставлении разъяснений относительно проведения таких закупок.

Общественный контроль в публичных закупках
ТАТЬЯНА РУДЕНКО,адвокат, координатор по мониторингу медицинских закупок Transparency International Ukraine
На сколько можно закупать? Что и как? Зачем постоянно проверять нормативно-правовые акты? Как избежать проблем с товарами, освобожденными от налогообложения НДС? Какие нарушения возможны при обнародовании информации? Как рассчитать потребность в 2021-й?

Ответы на конкретные вопросы, возникающие у заказчиков, я предоставляла в индивидуальном порядке фактически в режиме 24/7, провела несколько бесплатных вебинаров именно по коронавирусных закупках, постоянно публиковала посты по очередным нововведениям в этих закупках или на тему, которая требовала разъяснений (учитывая вопросы, которые получала и на выявленные нарушения).

И не один раз вспоминала строки И. Франко «Лупайте сю скалу», когда в результате количество нарушений в регионах, где проводилась разъяснительная работа, в конце концов пошла на спад.

Итак, если вы как заказчик получили письмо общественной организации  о совершении нарушения, главное - не паникуйте. И не затягивайте с предоставлением ответа.

Если чувствуете, что вы правы - обоснуйте свою позицию со ссылкой на нормы законодательства. Если действительно гдето ошиблись - исправляйте, что можно исправить. А в спорных случаях лучше обратиться за профессиональной помощью.

☝️ Обжалование заключения о результатах мониторинга процедуры закупки

logo