Мультилотовая закупка: на что обратить внимание закупщиков

19 червня 2021
192
Середній бал: 5 із 5
експерт, адвокат Адвокатської фірми «Єфімов та партнери»

Возникла необходимость провести мультилотовую закупку? Тогда узнайте, что это за «зверь» такой и как к нему подступиться. Об особенностях мультилотовой закупки, определения ее предмета, разъясняет эксперт на примерах.

По Закону Украины «О публичных закупках»(далее - Закон) предметом закупки являются товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки или в рамках проведения упрощенной закупки, в отношении которых участникам разрешается подавать тендерные предложения / предложения или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки).

Что такое мультилотовая закупка

Предмет закупки может иметь части (лоты), то есть части товаров, работ или услуг, на которые в рамках единой процедуры закупки / упрощенной закупки участникам разрешается подавать тендерные предложения / предложения или предложения на переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки.

То есть мультилотовая закупка - это и есть закупка по нескольким лотам. Правда, это более «народное» название. Такая закупка имеет свои особенности оформления, начиная от годового плана и заканчивая отчетностью о выполнении договора о закупке. Несоблюдение таких особенностей может стать основанием как для отмены закупки вообще, так и для обжалования уже заключенного договора.

Например, Северо-западный апелляционный хозяйственный суд по делу № 924/857/19 согласился с недействительностью договора горюче-смазочных материалов, в частности в связи с тем, что во время процедуры закупки и в самом договоре был не определен предмет закупки в соответствии с « Единым закупочным словарем».

Если не хотите таких последствий для себя, узнайте нюансы мультилотовой закупки.

Мультилотовая закупка: на что обратить внимание закупщиков

Читать статью эксперта

Определение предмета в мультилотовой закупке

Публичные закупки в Украине осуществляются в соответствии с годовым планом, который должен содержать название предмета закупки с указанием кода за  Единым закупочным словарем и названий соответствующих классификаторов предмета закупки. Если же планируется мультилотовая закупка, то такой код и классификаторы должны указываться относительно каждого лота (ст. 4 Закона).

Уже на этом этапе важно не допускать нарушений, чтобы они не воспроизводились и на последующих.

Согласно ст. 13 Закона, закупки могут осуществляться путем применения одной из таких конкурентных процедур:

  • открытые торги;
  • торги с ограниченным участием;
  • конкурентный диалог.

Кроме того, исключением является переговорная процедура закупки.

Все упомянутые выше процедуры могут иметь мультилотовый предмет закупки. Кроме того, это разрешено и по упрощенной процедуре. Поэтому заказчик может выбирать необходимую для него процедуру, соблюдая при этом других требований законодательства.

Неправильное же определение предмета закупки не раз становилось основанием для выводов Держаудитслужбы, которые затем заказчики закупки оспаривали в суде. И здесь вот что важно.

Как правильно определять предмет закупки указано в Порядке определения предмета закупки, утвержденном Приказом Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 15.04 2020 № 708 (далее - Порядок).

Предмет закупки определяется с применением показателей цифр основного словаря национального классификатора Украины ДК 021: 2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 23 декабря 2015 года № 1749 (далее - Единый закупочный словарь).

Предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пунктам 21 и 34 части первой статьи 1 Закона, где приводятся определения «услуг» и «товаров» и по показателю четвертой цифры Единого закупочного словаря, кроме некоторых видов строительных работ (в частности, ремонт автомобильных дорог общего пользования).

А вот отдельные части предмета закупки (лота) могут определяться по показаниям четвертой-восьмой цифр Единого закупочного словаря, объемом, номенклатурой, местом поставки товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

По-другому определяется и предмет закупки услуг по оценке имущества при приватизации, закупки протезных изделий, услуг по профессиональной подготовке или переподготовке, повышению квалификации для безработных граждан и др. Подробнее об этом - в разделе 2 Порядка.

Например, при осуществлении закупки лекарственных средств предмет закупки определяется по показателю третьей цифры. Заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по международным непатентованным названиям лекарственных средств, форме выпуска, дозировке, объему и / или месту поставки лекарственных средств.

Напомним, что в соответствии с Единым закупочным словарем код состоит из 8 цифр, сгруппированых таким образом:

первые две цифры определяют раздел (XX000000-Y)

первые три цифры определяют группу (XXX00000-Y)

первые четыре цифры определяют класс (XXXX0000-Y),

первые пять цифр определяют категорию (XXXXX000-Y).

Последние три цифры кода дают большую степень детализации в пределах каждой категории.

Девятая цифра - контрольная.

⚡️ Дополнительные закупки: как не нарушить законодательного запрета делить предмет

Пример мультилотовой закупки

Представим, что заказчику необходимо закупить некоторое офисные принадлежности. Тогда основной предмет закупки будет - «Офисное оборудование и принадлежности разное» (код ДК 021: 2015 - 30190000-7). Затем необходимо разделить его на лоты:
  • лот 1 - «Чернильные картриджи» (код ДК 021: 2015 - 30192113-6),
  • лот 2 - «Маркеры» (код ДК 021: 2015 - 30192125-3).

То есть для лотов учли показатели восьмой цифры.

А вот если заказчик определит основной предмет закупки - «Офисные принадлежности» (код ДК 021: 2015 - 30192000-1), то есть по показателю пятой цифры, то вполне вероятно получит от органа Держаудитслужбы заключение о результатах мониторинга закупки, в котором будет указано нарушение, которое придется либо выполнять, либо обжаловать в суде в течение 10 рабочих дней с момента его опубликования.

Надлежащим определением предмета мультилотовой закупки все не заканчивается.

Ну и, конечно, об итогах - отчет о выполнении договора о закупке. Заказчик его обнародует в течение 20 рабочих дней со дня окончания срока действия договора о закупке или его выполнения сторонами, или его расторжения. И в нем должно указываться название предмета закупки по каждому лоту.

Важно! Следите, чтобы указанные сведения были одинаковыми, начиная от годового плана и заканчивая отчетом.

Итак, мультилотовая закупка - это удобная возможность для заказчика с минимальным количеством необходимых действий закупить различные товары / работы / услуги. Чтобы такая возможность не превратилась в дополнительный груз, внимательно подходите к оформлению документов на различных этапах процедур закупок. И даже если незначительная ошибка привела к спору, не спешите делать следующий шаг, так как и обстоятельства бывают разные и негативные последствия не всегда от этого наступают. Главное правильно привести соответствующие аргументы.

logo