Как устанавливать требования к материально-технической базе

19 червня 2021
63
Середній бал: 5 із 5
  • Теми:

В процессе осуществления закупочной деятельности заказчики часто сталкиваются с обвинениями в установлении дискриминационных требований в тендерной документации, влекущих за собой обращение в орган обжалования и суд, длительные разбирательства поданных жалоб, временные и экономические потери. Выясним, каким образом можно минимизировать указанные риски при установлении такого квалификационного критерия как наличие у участника процедуры закупки оборудования, материально-технической базы и технологий и проанализируем судебную практику.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о публичных закупках (далее - Закон) заказчик требует от участников процедуры закупки представления ими документально подтвержденной информации об их соответствии квалификационным критериям.

Итак, Законом предусмотрен обязательный документальный способ подтверждения участником своего соответствия квалификационным критериям (критерия), форму которого, в том числе перечень необходимых документов, определяет заказчик.

В то же время Законом отдано на усмотрение заказчика количество квалификационных критериев, которые тот должен установить. Указано лишь, что их должно быть не менее одного и они могут избираться и устанавливаться заказчиком, в зависимости от специфики предмета закупки.

Опыт выполнения аналогичных договоров: реальные советы VS фейков

Такой квалификационный критерий как наличие у участника процедуры закупки оборудования, материально-технической базы и технологий характеризует возможность участника использовать для поставки товара, оказания услуги, выполнения работ определенные мощности, которые могут находиться не только в собственности, но и в аренде (субаренде), праве хозяйственного ведения и тому подобное. Поэтому участник должен подтвердить, что правовые основания использования им того или иного объекта материально-технической базы позволяют использовать его для поставки товара, оказания услуг или выполнения работ, являющихся предметом закупки. При этом количественные, качественные, номенклатурные и другие требования к объектам материально-технической базы должны быть соизмеримыми с предметом закупки, не содержать в себе «лишних» требований, которые могут быть расценены как дискриминационные, или даже такие, которые «выписаны» под конкретного участника.

К примеру, при использовании арендованного помещения, участником должен быть предоставлен действующий и заключенный в соответствии с нормами законодательства договор аренды (субаренды), срок действия которого охватывает период, в который предполагается выполнения договора о закупке, и в котором не установлен запрет для участника как арендатора использовать указанное помещение для деятельности, которая является предметом будущего договора о закупке.

Собственно, понятие «наличие», казалось бы, должно предусматривать собой существование у участника права владения, пользования и распоряжения определенными материальными объектами (недвижимость, транспорт, оборудование и т.д.) на праве собственности, аренды, хозяйственного ведения и тому подобное. Однако, согласно ч. 3 ст. 16 Закона, в случае закупки работ или услуг, допускается привлечение участником мощностей других субъектов хозяйствования в качестве субподрядчиков / соисполнителей. Обратите внимание, что такая норма не касается закупки товаров.

Учитывая изложенное, целесообразно требовать от участников подтверждения соответствия данному квалификационному критерию такие блоки документов:

  1. Справки с указанием мощностей, с указанием о соответствии количественным и техническим характеристикам, которые выдвинуты заказчиком.
  2. Документы, подтверждающие право собственности или пользования (договор аренды (субаренды), закрепленные на праве хозяйственного ведения, акты приема-передачи и т.п.).
  3. В случае предоставления информации о пребывании указанных объектов в платном пользовании (аренда, субаренда и т.д.) целесообразно требовать документы об осуществлении оплаты по таким договорам за предыдущие периоды (во избежание получения фиктивных документов, специально составленных для участия в закупках.
  4. Документы, подтверждающие соответствие объектов материально-технической базы специальным нормативно-правовым актам, регламентирующим определенную деятельность. Так, например, в случае осуществления закупки пищевых продуктов и установление требования о подтверждении наличия складских помещений и технологического оборудования, обязательным является его соответствие требованиям Закона Украины «Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов», а именно наличие эксплуатационного разрешения или государственной регистрации указанных мощностей, а также подтверждено применение ими системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР).

Судебная практика

Позиция Постоянно действующей административной коллегии Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок (далее - орган обжалования), а также судов при рассмотрении жалоб и исковых заявлений, касающихся тендерной документации, в том числе о признании тех или иных ее положений дискриминационными и подлежащими изменению или исключению, заключается в определении долга заказчика обосновать и доказать необходимость установления таких положений.

Так, Постановлением Верховного Суда от 17 июня 2020 (дело № 826/16606/18) признаны законными нормы тендерной документации по закупке текущему среднему ремонту автомобильной дороги (закупка № UA-2018-07-19-001075), которыми установлено ​​обязательное наличие у участника асфальтосмесительной установки, должны подтверждаться документами на право владения, пользования или распоряжения (договор купли-продажи, аренды, лизинга), при этом расстояние перевозки произведенного асфальтобетона от места расположения установки к объекту выполнения работ должен быть не более 150 км.

Суд отметил, что заказчик доказал технологическую необходимость именно такого предельного расстояния транспортировки изделия от объекта материально-технической базы к месту выполнения работ, поскольку при транспортировке на более дальние расстояния асфальтобетон теряет свои качества и не может обеспечить надлежащее выполнение работ и долговечность установленного дорожного покрытия , следовательно такая норма не является дискриминационной.

В то же время Решением органом обжалования (№ 1816-р / пк-ПО от 29 января 2020 года) признано дискриминационной норму тендерной документации по закупке продуктов питания (закупка № UA-2020-01-02-000125-a), которой участник в подтверждение наличия материально технической базы должен предоставить сведения о наличии у него собственных или арендованных складских помещений для хранения в соответствии с предметом закупки продукции на территории города Одессы.

В этом случае, заказчик, устанавливая норму о предельном расстоянии от складских помещений к месту поставки товаров, ограничивая ее административными границами города Одесса, не обосновал необходимость именно такого расстояния, ведь продукты питания при наличии соответствующего транспорта (рефрижератора) могут перевозиться без риска для их качества и безопасности и на значительно большие расстояния, чем в пределах Одесской области, поэтому данная норма обоснованно признана такой, которая дискриминирует других участников.

Учитывая изложенное, заказчик, устанавливая при проведении процедуры закупки квалификационный критерий в виде наличия у участника оборудования, материально-технической базы и технологий, должен быть готов документально обосновать его соизмеримость требованиям к предмету закупки, а также недискриминационный характер таких требований.

logo