Отклонение участника упрощенной закупки (с учетом изменений от 26.06.2021 г.)

22 липня 2021
104
Середній бал: 5 із 5

Упрощенная закупка отличается от процедур закупок, в частности основаниями и процедурой отклонения предложений участников. Кроме того, последние изменения в Законе о публичных закупках несколько обновили основания отклонений. Когда заказчик может отклонить предложение участника упрощенной закупки, и возможные правовые последствия такого отклонения для заказчика, разъясняет наш эксперт.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 1 Закона о публичных закупках (далее - Закон), упрощенная закупка - приобретение заказчиком товаров, работ и услуг, стоимость которых равна или превышает 50 тысяч гривен и меньше стоимости, установленной в пунктах 1 и 2 части первой статьи 3 настоящего закона.

Как показывает практика, наибольшее количество конфликтных ситуаций при упрощенной закупке происходит на этапе рассмотрения предложений на соответствие установленным условиям и, собственно, в процессе отклонения представленных предложений и определении победителя.

КАК УСТАНАВЛИВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ УПРОЩЕННОЙ ЗАКУПКИ

ОСНОВАНИЯ ОТКЛОНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКА УПРОЩЕННОЙ ЗАКУПКИ

По форме и порядку рассмотрения предложений участников упрощенная закупка приближена к открытым торгам (без обязательного дополнительного обнародования на английском языке), однако имеет ряд особенностей, в том числе в части оснований отклонения предложений участников, а именно:

Частью 13 ст. 14 Закона установлен исключительный перечень оснований для отклонения предложений участников упрощенных закупок:

  1. Предложение участника не соответствует условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, и требованиям к предмету закупки.
  2. Участник не предоставил обеспечение предложения, если такое обеспечение требовалось заказчиком.
  3. Участник, определенный победителем упрощенной закупки, отказался от заключения договора о закупке.
  4. Если участник в течение одного года до даты публикации объявления о проведении упрощенной закупки отказался от подписания договора о закупке более двух раз с заказчиком, который проводит такую ​​упрощенную закупку.

Подробнее рассмотрим первую, из изложенных выше, оснований. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона определен перечень информации, которая обязательно указывается в объявлении. Напомним, что в этом перечне отсутствуют квалификационные критерии и основания для отказа в процедуре закупки, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 16 ч. 1 ст. 17 Закона подтверждения соответствия квалификационным критериям, а также отсутствия оснований для отказа требуется только от участников процедуры закупки, к которым упрощенная закупка не принадлежит. Поэтому установление при проведении упрощенной закупки квалификационных критериев, а также оснований для отказа в участии соответствии со ст. 17 Закона является незаконным.

При этом ч. 2 ст. 14 Закона направляет, что в объявлении о проведении упрощенной закупки может (не обязательно) указываться другая информация, к которой можно отнести описание материально-технической базы, требования к работникам, выполнение аналогичных договоров, финансовую состоятельность, проект договора о закупке и тому подобное. Именно поэтому непредоставление участником документов в подтверждение изложенных сведений может расцениваться как несоответствие его предложения условиям, определенным в объявлении (без применения таких определений как квалификационных критериев). Обратите внимание, что данная норма не дает права применять для отклонения предложения нормы ст. 17 Закона, поскольку такие требования, установленны только для участников процедуры закупок.

Также незаконным является отклонение предложение участника из за отсутствия обоснования им аномально низкой цены (что предусмотрено процедурой открытых торгов), поскольку последняя устанавливается для конкурентных процедур закупок.

Кроме того, во время проведения упрощенной закупки отсутствует возможность обращения заказчика за подтверждением информации, предоставленной участником, в органы государственной власти, юридических лиц, в порядке, установленном ч. 15 ст. 29 Закона, а также возможность устранения участником несоответствий в предложении в порядке, установленном ч. 9 ст. 26 Закона.

Второе и третье основание для отклонения предложения участника упрощенной закупки в целом по форме схожи с аналогичными основаниями процедуры открытых торгов, а именно: непредоставление участником обеспечение  предложения или отказ от заключения договора. Подробно о них читайте статьи «Отклонение тендерного предложения участника или победителя».

Своего рода новым и уникальным является четвертое основание, которое обязывает заказчика отклонить предложение участника, который в течение предыдущего года более двух раз (то есть три и более раза) отказывался заключать договор о закупке с тем же заказчиком.

Изменения, внесенные в Закон Украины «О публичных закупках» в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины» О публичных закупках» и другие законы Украины относительно совершенствования системы функционирования и обжалования публичных закупок» от 3 июня 2021, коснулись также и данной нормы, а именно  было исключено отделение случаев незаключения договора со стороны участников как одной из форм отказа от подписания договора.

То есть, если предыдущие редакции закона напрямую приравнивали к отказу от подписания договора также и пассивное поведение участника (неприбытие к заказчику для подписания договора, невозвращение подписанного экземпляра договора и т.п.), то в текущей редакции для отклонения предложения заказчик должен доказать, что в предыдущие разы такой участник, который не заключал договора о закупке, намеревался именно отказаться от такого подписания, доказательствами чего могут стать, например, письма заказчика в адрес такого участника с требованием заключить договор, которые были им проигнорированы.

В то же время, норма закона не содержит для такого основания отклонения предложения обязательного требования относительно предыдущих отказов от, подписания договоров именно по упрощенным закупками, допуская использование негативного опыта других процедур, главное, чтобы стороны оставались неизменными (тот самый заказчик и тот же участник).

Напомню, что ч. 3 ст. 164-14 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 25 500, 00 до 51000, 00 грн за неотклонение тендерных предложений, подлежащих отклонению в соответствии с Законом, а также за отклонения тендерных предложений на основаниях, не предусмотренных законом или не в соответствии с требованиями Закона (безосновательное отклонения). Как видим, имеется пробел в части установления ответственности за безосновательное отклонения (неотклонение) предложения участника упрощенной закупки, не является тендерной, поскольку упрощенная закупка не предусматривает тендерной документации.

В то же время Государственная аудиторская служба Украины лишена возможности осуществлять контроль упрощенной закупки (в том числе отклонения / неотклонение предложений участников) путем мониторинга, поскольку проведение последнего Законом установлено только для процедуры закупки.

Кроме того, Законом не предусмотрено обжалование решений, действий или бездействия заказчика при проведении упрощенной закупки (в том числе отклонения / неотклонение предложений участников) в Антимонопольный комитет Украины, также оставляя такую ​​прерогативу исключительно к процедурам закупок.

Итак, «гибридный» статус упрощенных процедур закупок, сумма которых, между прочим, может достигать миллионов гривен, позволяет заказчику избежать процедуры мониторинга, а также риска обжалования его действий в Антимонопольном комитете и соответствующих последствий.

Однако, не следует забывать, что Государственная аудиторская служба Украины не лишена права проведения плановых или внеплановых ревизий деятельности заказчика, в том числе в части проведения упрощенных закупок, и принятия по этому поводу соответствующих мер, вплоть до возбуждения перед правоохранительными органами вопроса об открытии уголовного производства . А участник, права которого нарушены, не лишен возможности обратиться в орган, осуществляющий контроль над заказчиком или в суд. Поэтому изложенные выше законодательные послабления для заказчика в сфере проведения упрощенных закупок не следует расценивать как руководство к злоупотреблениям и гарантию безнаказанности, в случае их обнаружения.

Отклонение предложения в упрощенных закупках
Наталья Заецьконсультант по публичным закупкам, канд. экон. наук, Киев
Законодатель предусмотрел случаи, в которых заказчик вправе не применять упрощенной закупки. Однако такое право нужно отстаивать.

Как отклонить  участника упрощенной закупки в ЕСЗ

Если заказчику пришлось отклонить наиболее экономически выгодное предложение, он переходит к рассмотрению следующего предложения участника, который по результатам оценки ЕСЗ предоставил следующую наиболее экономически выгодное предложение.

В течение одного дня со дня принятия решения об отклонении предложения заказчик должен обнародовать в ЕСЗ информацию об отклонении. При этом заказчик не отправляет такую ​​информацию отклоненному участнику, поскольку ЕСЗ делает это автоматически.

Помните, что участник, предложение которого отклонили, вправе обратиться к заказчику с требованием предоставить дополнительные аргументы относительно причин несоответствия его предложения. Если заказчик получил запрос, за 3 рабочих дня обязательно в ЕСЗ   получит ответ. То есть объясните, чем именно его предложение не соответствует определенным условиям и требованиям к предмету закупки.

logo