Нецелевое использование средств: что должен знать заказчик

1 липня 2021
445
Середній бал: 5 із 5

Готовясь к закупкам, заказчики не всегда помнят о таком нюансе, как «нецелевое использование бюджетных средств». Что это такое и какие штрафы ожидают, если проигнорировать этот важный аспект, узнайте просто сейчас.


Что такое нецелевое использование бюджетных средств

Поскольку заказчики для осуществления закупок используют бюджетные средства, кроме предписаний Закона № 922 они должны руководствоваться и правилами, установленными Бюджетным кодексом Украины (далее — БК).

В ч. 1 ст. 119 БК предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств — это их расходование на цели, не соответствующие:

  • бюджетным назначениям, установленным законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете). Такой закон и решение уникальны для каждого года;
  • направлениям использования бюджетных средств, определенным в паспорте бюджетной программы или в порядке использования бюджетных средств (включая порядок и условия предоставления субвенций);
  • бюджетным ассигнованиям (росписи бюджета, смете, плану использования бюджетных средств).

То есть по своей сути нецелевое использование бюджетных средств является случаем, когда заказчик направляет выделенные ему деньги на закупку, не предусмотренную в планах государства/местной громады, то есть «излишнюю».

Примеры нецелевого использования бюджетных средств

В зависимости от деятельности заказчика примеры могут отличаться, но для общего понимания приведем несколько из них.

В соответствии с п. 8 постановления КМУ от 04.03.2004 г. № 269 (с изменениями), зачисление и использование денежных средств, перечисленных учреждениям, осуществляется согласно требованиям бюджетного законодательства для улучшения условий пребывания лиц в учреждениях (заведениях), в которых лица находятся на полном государственном содержании. При этом перечень ТМЦ, работ и услуг, на закупку которых направляются указанные средства, утверждается Минсоцполитики.

В свою очередь, Минсоцполитики издало Приказ № 150 от 20.03.2012 (с изменениями), в котором четко определен перечень ТМЦ, работ, услуг, на закупку которых направляются средства, подлежащие перечислению ПФУ и его структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве государственных администраций, исполнительных органов городских советов учреждениям, где лица находятся на полном государственном содержании.

То есть, если заказчик приобретет определенные ТМЦ/работы/услуги, которые не указаны в таком перечне, его могут обвинить в нецелевом использовании бюджетных средств.

Также заказчики должны соблюдать нормы КЭКР.

Например, заведению нужно провести ремонт небольшого участка крыши. В таком случае по КЭКР заказчик должен использовать код «2240», то есть «оплату услуг (кроме коммунальных)». Если же он использует код «3130» — «капитальный ремонт», это может быть расценено как нецелевое использование.

Какие КЭКР применять для закупки

Еще один пример: по коду КЭКР «Продукты питания», предусмотренному Приказом № 150 от 20.03.2012 г., к таким продуктам относятся:

  • продукты питания и/или оплата услуг по питанию для обеспечения выполнения суточных натуральных норм питания;
  • питьевая вода.

В этом случае заказчикам следует руководствоваться Постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 324 (с изменениями).

Превышение установленных норм (скажем, санаторий закупит не 100 г хлеба ржаного на одного отдыхающего в сутки, а 200 г) или приобретение не указанных ТМЦ (скажем, пива, вина и т. п.) может привести к тому, что закупку признают осуществленной с нецелевым использованием бюджетных средств.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Поскольку государство заботится о рациональном использовании его денег, то в ст. 121 БК предусмотрено аж 4 вида ответственности:

  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • административная;
  • криминальная.

Кого, за что и на сколько штрафуют в закупках

Важно! Наиболее строгое наказание — уголовная ответственность, предусмотренная ст. 210 УКУ.

А именно нецелевое использование бюджетных средств служебным лицом (как руководителем, так и уполномоченным лицом), а также осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением вопреки БК или закону о Госбюджете Украины на соответствующий год, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, наказуются штрафом от 1000 до 4000 НМДГ (от 17 000 грн до 68 000 грн) или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого. А если такое деяние совершено повторно, то оно может повлечь и ограничение свободы (от 2 до 5 лет) или даже к лишению свободы на срок от 2 до 6 лет.

Таким образом, заказчики при формировании тендерной документации (ТД) или объявления должны внимательно проверять, не подпадают ли их действия под дефиницию «нецелевое использование средств». То есть нужно внимательно формулировать любую ТД и объявление и проверять, не противоречат ли они нормативным актам.

Нецелевое использование бюджетных средств: судебная практика

В соответствии с предписаниями ст. 164-12 КУоАП за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа.

Как следует из Единого государственного реестра судебных решений, порою суды закрывают производство в таких делах и освобождают должностное лицо от штрафа в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Например, в постановлении от 02.06.2021 по делу № 750/2402/21 (производство № 3/750/901/21, постановление вступило в законную силу) Деснянский районный суд г. Чернигова закрыл на основании ст. 247 КУпАП производство по данному делу (по применению штрафа), поскольку в действиях должностного лица отсутствовал состав правонарушения.

Дело и заключение суда

Орган ГАС провел ревизию отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Государственного учреждения «Территориальное медицинское объединение Министерства внутренних дел Украины по Черниговской области» (далее — Заказчик).

По результатам ревизии составлен акт от 02.02.2021 №03-30/01, согласно которому установлено проведение расходов ТМО МВД на сумму 980 000,00 грн не в соответствии с распоряжением КМУ от 25.03.2020 №353-р.

Ревизорами ДАС был составлен протокол, из которого следует, что должностное лицо Заказчика (далее — Лицо) осуществило нецелевое использование бюджетных средств, а именно расходовало бюджетные средства на закупку лабораторного, а не медицинского, оборудования на сумму 980 000,00 грн.

Как было установлено судом, Заказчик обратился с письмом от 22.06.2020 №33/45-886/1 в Департамент здравоохранения и реабилитации МВД Украины о выделении дополнительных ассигнований по общему фонду госбюджета на общую сумму 980 тыс. грн. К письму приложены расчеты, обосновывающие показатели расходов бюджета на 2020 год. Также в расчете указан код КЭКР 3110, наименование товара — Автоматический имуноферментний анализатор LABLINE-090 (в комплекте с набором реагентов для определения коронавируса (COVID-19).

Нецелевое использование средств: что должен знать заказчик
ТАТЬЯНА РУДЕНКО, адвокат, координатор по мониторингу медицинских закупок Transparency International Ukraine
На сколько можно закупать? Что и как? Зачем постоянно проверять нормативно-правовые акты? Как избежать проблем с товарами, освобожденными от налогообложения НДС? Какие нарушения возможны при обнародовании информации? Как рассчитать потребность на 2021-й?

Департамент здравоохранения и реабилитации МВД Украины согласовал вопрос приобретения указанного медицинского оборудования и утвердил смету и план ассигнований.

При таких обстоятельствах Заказчик осуществил закупку Автоматического имуноферментного анализатора LABLINE-090.

Однако ревизоры ГАС утверждали в акте проверки, что Автоматический имуноферментный анализатор LABLINE-090 не относится к медицинскому оборудованию.

Суд исследовал Национальный классификатор Украины (Классификатор медицинских изделий НК 024: 2019) и определил, что это оборудование имеет код 18627. Также проанализировал указанный Классификатор, в частности определение понятия «медицинское изделие», и пришел к выводу, что спорный Анализатор подпадает под это определение.

Кроме того, суд проанализировал Единый закупочный словарь и определил, что по коду 33000000-0 «Медицинское оборудование, фармацевтическая продукция и средства личной гигиены» указано комплектное оборудование для проведения исследования методом ИФА и отнесено к коду 33127000-6 «Приборы для иммунного анализа», а это — медицинское оборудование. Он заметил, что «Фармацевтическая продукция» начинается с кода 33600000-6, а «Средства личной гигиены» — с кода 33700000-7.

Поэтому суд пришел к выводу, что необходимость государственного учреждения в приобретении автоматического имуноферментного анализатора LABLINE-090 (в комплекте с набором реагентов для определения коронавируса (COVID-19) была обоснованной, поскольку она проверена и подтверждена главным распорядителем средств — МВД Украины, о чем свидетельствует факт утверждения главным распорядителем изменений в смету на 2020 год от 01.07.2020, в соответствии с которыми Заказчику предоставлены средства общего фонда по программе классификации расходов 1001710 и КЭКР 3110 дляприобретения оборудования в соответствии с заявленной в расчетах потребностью.

Заключение суда: нет доказательств того, что должностное лицо заказчика осуществило нецелевое использование бюджетных средств.

Суд отметил, что ст. 62 Конституции Украины и ст. 6 Конвенции о защите прав и основных свобод человека предусмотрено, что обвинение не может основываться на предположениях, а все сомнения в доказанности вины толкуются в пользу такого человека.

Поэтому суд признал, что административного правонарушения не было. И к должностному лицу заказчика не был применен штраф.

Резюме

Должностным лицам заказчика обязательно нужно обращать внимание на различные подзаконные нормативные акты, которые могут подтвердить как целесообразность осуществления закупки, так и нецелевое использование денег.

logo