Как назначить уполномоченное лицо в ОМС

2 липня 2021
91
Середній бал: 5 із 5

Достаточно часто у закупщиков возникает вопрос, можно ли поручить выполнение обязанностей уполномоченного лица должностным лицам из органов местного самоуправления (ОМС), и каким образом это целесообразнее сделать. Существует 3 пути назначения УО, но в случае с лицами местного самоуправления есть некоторые нюансы. Особенности назначения уполномоченного лица в органах местного самоуправления разъясняем в статье.

Прежде всего напомним, что осуществлять закупочные процедуры органы местного самоуправления обязаны, соблюдая Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII (далее - Закон № 922) (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 ).

Общие правила назначения уполномоченного лица мы детализировали в статье «Уполномоченное лицо». Теперь выясним особенности назначения  такого лица в органах местного самоуправления.

Так, ответственным за организацию и проведение процедуры закупки / упрощенной закупки является уполномоченное лицо (далее - УО). Заказчик имеет вправо назначить УО одним из трех способов:

  1. Положить эту функцию на работника / нескольких работников из штата - в качестве дополнительной работы с доплатой.
  2. Ввести в штатное расписание отдельную должность (или несколько должностей) для работника, который будет выполнять функции уполномоченного.
  3. Заключить трудовой договор (контракт).

Основание для таких действий — ч. 1 ст. 11 Закона № 922.

Как назначить уполномоченное лицо и не нарушить антикоррупционного законодательства

УО - это служебное (должностное) или другое лицо, которое является работником заказчика и определено ответственным за организацию и проведение процедур закупки (упрощенных закупок) согласно этому Закону на основании собственного распорядительного решения заказчика или трудового договора (контракта). Так направляет п. 35 ч. 1 ст.1 Закона № 922.

Итак, кто такое уполномоченное лицо мы вспомнили, теперь выясним, что такое служба в органах местного самоуправления (далее - ОМС).

 

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 № 2493-III (далее - Закон № 2493) служба в ОМС - это профессиональная, на постоянной основе деятельность граждан Украины, которые занимают должности в органах местного самоуправления, направленная на реализацию территориальной общиной своего права на местное самоуправление и отдельных полномочий органов исполнительной власти, предоставленных законом.

Учитывая функции УО, приходим к выводу, что соответствующие обязанности можно возлагать на работника, на которого распространяется действие Закона № 2493, то есть на должностное лицо ОМС.

Подробнее рассмотрим приведенные варианты определения / назначение УО в ОМС.

Возложить функции УО на работника или нескольких штатных работников

Закон № 2493 не содержит запрета поручать должностным лицам местного самоуправления дополнительную работу.

Важно! При этом за выполнение этой работы не разрешается устанавливать доплату, предусмотренную Законом № 922.

Условия оплаты труда должностных лиц в ОМС регламентирует КМУ (ч. 3 ст. 21 Закона № 2493). Напоминаем, что для определения условий оплаты труда должностных лиц местного самоуправления следует руководствоваться  постановлением КМУ «Об упорядочении   структуры и  условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры,  судов и  других органов»  от   09.03.2006 №268 (далее - Постановление № 268) (п. 1 Постановления № 268).

Согласно Постановлению № 268, для должностных лиц местного самоуправления предусматриваются:

1. Надбавки:

  • за высокие достижения в труде;
  • за выполнение особо важной работы;
  • за знание и использование в работе иностранного языка;
  • за почетное звание «заслуженный»;
  • за выслугу лет.

2. Доплаты:

  • за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников таких же категорий персонала;
  • за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения;
  • за научную степень кандидата или доктора наук с соответствующей специальности (п. 2, 3 Постановления № 268).

 

Внимание! Другие доплаты, согласно Постановлению № 268, для должностных лиц ОМС не предусмотрены. Таким образом, за выполнение дополнительных функций УО должностному лицу ОМС доплачивать невозможно.

То есть поручить выполнение обязанностей УО лице с ОМС можно только без установления доплаты.

Ввести в штатное рассписание  отдельную должность для работника, который будет выполнять функции УО

Вопросы формирования исполнительного комитета совета, утверждение его количественного и персонального состава, внесения изменений в состав исполкома решают только на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета (п. 3 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05 .1997 № 280/97-ВР, далее - Закон № 280).

Сельский (поселковый, городской) председатель вносит на рассмотрение совета предложения, касающиеся структуры исполнительных органов совета, аппарата совета, его исполкома, их штатов, установленных в соответствии с типовыми штатами, утвержденными КМУ (п. 6 ч. 4 ст. 42 Закона № 280 ).

Таким образом, на протяжении пленарного заседания совета депутаты имеют возможность принять предложение (поселкового, городского) председателя о расширении штата на создание отдельной должности для организации и проведения закупочных процедур.

Обратите внимание! Эту должность не может занимать должностное лицо с ОМС по совместительству, поскольку такие должностные лица не могут работать по совместительству.

Важно! Должностным лицам в ОМС не допускается заниматься другой оплачиваемой работой (кроме преподавания, науки, творчества, медицинской практики, спортивного судейства и инструкторства), а предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины (п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 № 1700-VII, далее — Закон № 1700).

А вот поручить выполнение таких обязанностей по совмещению Закон № 1700 не запрещает. Однако, доплачивать за совмещение должностей, скорее всего, не удастся, поскольку таких доплат Постановление № 268 также не содержит.

Заключить трудовой договор (контракт)

 

Так как речь идет о должности, на которую распространяется действие Закона № 2493, нужно соблюдать процедуры назначения на должность в соответствии с этим законом.

Важно! Принесения Присяги утверждает вступление в должность лица, которое начинает службу в ОМС (ч. 2 ст. 11 Закона № 2493). Если лицо отказывается от принесения Присяги, оно не считается законно принятым на нее (согласно Закону № 2493). Решение о его назначении / избрании / утверждении теряет всякую юридическую силу (ч. 5 ст. 11 Закона № 2493).

При приеме на службу в ОМС, в частности по срочному трудовому договору, присваиваются ранги в пределах соответствующей категории должностей (ч. 1 ст. 15 Закона № 2493).

Таким образом, наиболее рационально для заказчика будет:

  • ввести в штатное расписание должность, например, специалиста по организации закупочных процедур;
  • провести конкурс на замещение вакантной должности или назначить (перевести) должностное лицо местного самоуправления на эту должность по другой процедуре (стажировка, кадровый резерв).

logo