Конкурентные процедуры закупки

14 липня 2021
372
Середній бал: 5 із 5
експерт, адвокат Адвокатської фірми «Єфімов та партнери»

Если вы новичок в закупках, вопросов больше, чем ответов. Но маленькими шагами можно покорить любую вершину. Узнайте, что такое конкурентная процедура закупки, что ее выделяет среди других и какие виды конкурентных процедур государственных закупок есть в Украине.

Конкурентные процедуры закупок – это те, которые проводятся на основе конкурентного отбора участников. Условно говоря, «выигрывает» лучший и более дешевый.

И Закон Украины «О публичных закупках» (далее – Закон) позволяет заказчику выбрать лучшего и более дешевого участника, проведя одну из следующих конкурентных процедур:

Объявление о проведении открытых торгов

Конечно, заказчик не всегда имеет право свободно выбирать между этими процедурами, так как обязательные требования к ним никто не отменял. Поэтому именно на возможностях и особенностях этих процедур и остановимся далее.

Наиболее распространена, да и основная процедура закупки – открытые торги. Ей посвящен раздел 4 Закона. И здесь достаточно двух участников, чтобы говорить, что торги состоялись.

Второй вид конкурентной закупки – торги с ограниченным участием заказчику следует выбирать, если есть необходимость сначала оценить квалификацию участника, а затем уже заключать с ним договор. А именно, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную:

  • для товаров и услуг – 133 тысячи евро;
  • для работ – 5 150 тысяч евро.

В торгах с ограниченным участием проверяются, в отличие от открытых торгов, все квалификационные критерии, а именно:

  1. наличие у участника процедуры закупки оборудования, материально-технической базы и технологий;
  2. наличие у участника процедуры закупки работников соответствующей квалификации, которые имеют необходимые знания и опыт;
  3. наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного (аналогичных) по предмету закупки договора (договоров);
  4. наличие финансовой возможности, которая подтверждается финансовой отчетностью.

Конкурентные процедуры закупки
ЯРОСЛАВА ДУБРОВА,консультант по публичным закупкам, Киев
Согласно Закону заказчик во время торгов выдвигает к участникам квалификационные критерии и требует подать документально подтвержденную информацию об их соответствии этим критериям. Устанавливать можно как только один, так и несколько квалификационных критериев.

При этом здесь будут учитываться и минимальные допустимые значения по каждому установленному квалификационному критерию, вес каждого критерия и методика оценки значений, которые превышают минимальный допустимый уровень, для выбора в квалификационном отборе участников процедуры закупки, которые будут приглашены подать свои тендерные предложения к участию во втором этапе торгов с ограниченным участием.

Уже на этапе обнародования объявления в электронной системе заказчик может отправить участникам процедуры закупки, которые могут соответствовать установленным в тендерной документации требованиям, приглашение к участию. Участник, не получивший такое приглашение, все равно при желании может участвовать.

Проводятся торги с ограниченным участием в 2 этапа:

  1. на первом этапе проводится квалификационный отбор участников. Для этого их нужно хотя бы четыре, иначе система отменит торги. По результатам рассмотрения и оценки квалификации участников процедуры закупки заказчик составляет протокол квалификационного отбора;
  2. второй этап будет иметь место, если к нему допустят количество участников, определенное в объявлении, или если будут допущены не менее чем три участника.

Цена же будет раскрываться во время самого аукциона, подход к которому аналогичен аукциону при открытых торгах (кроме требований частей второй и двенадцатой статьи 29 Закона).

А вот такая конкурентная процедура публичных закупок, как конкурентный диалог, напротив, может иметь место (но не обязательно), если заказчик не может определить необходимые технические, качественные характеристики (спецификации) работ или определить вид услуг и для принятия решения о закупке необходимо провести переговоры с участниками процедуры закупки.

Статья 34 Закона четко определяет, что эта процедура возможна, если:

  1. или заказчик не может определить требования к предмету закупки вследствие его природы, сложности, в частности в случае закупки юридических услуг, разработки и внедрения информационных систем, программных продуктов, осуществления научных исследований, экспериментов или разработок;
  2. или выполнение договора о закупке предусматривает разработку проекта выполнения работ (предоставления услуг) либо использование новых инновационных технологий;
  3. или заказчик не может определить точную техническую спецификацию с использованием имеющихся технических стандартов.

Конкурентный диалог не применяется при закупке работ и услуг по готовому проекту их выполнения или предоставления.

Здесь также все происходит в 2 этапа. Те участники, которые удачно преодолели первый (но не меньше чем три), приглашаются на встречу с заказчиком, по результатам которой окончательно все решится.

Как видите, все эти три конкурентные процедуры сопровождаются тендерной документацией. Хоть каждая устанавливает дополнительно несколько иные условия к каждой из них. Да и отмена процедуры закупки «ложится на плечи» системы (заказчику не нужно готовить отдельные обоснования). ЭСЗ автоматически отменит закупку, если подано к участию в конкурентном диалоге менее трех тендерных предложений; в квалификационном отборе первого этапа торгов с ограниченным участием — менее четырех предложений. А допущено к оценке — менее чем три тендерных предложения.

Риски при конкурентных процедурах закупок

Как видите, торги с ограниченным участием и конкурентный диалог являются, скорее, исключением. И следует быть осторожным, принимая решение идти их путем. По крайней мере, уже потому, что служебные (должностные) лица заказчика могут получить штраф в размере от 17 до 51 тыс. грн за их безосновательное применение.

Кроме того, сам договор, заключенный по результатам безосновательно проведенной закупки, может быть признан недействительным.

Поэтому уже на этапе принятия решения об их проведении следует вооружиться документацией с соответствующим правовым обоснованием, которое найдет свое воплощение в протоколах тендерного комитета/уполномоченного лица. А также важно должным образом определять размер предмета закупки (эквивалент евро). Курс евро определяется по официальному курсу, установленному Национальным банком Украины по состоянию на дату обнародования в ЭСЗ объявления о проведении конкурентной процедуры закупки (ч. 3 ст. 10 Закона).

А пока в отношении особенностей конкурентного диалога и торгов с ограниченным участием судебная практика почти отсутствует. Мы отслеживаем изменения в публичных закупках и судебные решения, поэтому о дополнительных рисках и интересной практике ваших коллег будем информировать и впредь. Следите за обновлениями на портале «Госзакупки», а также на нашем Телеграмм-канале и на странице в Facebook.

logo