Кто является заказчиком в публичных закупках

21 липня 2021
127
Середній бал: 5 із 5

Каждый, кто занимается публичными закупками или планирует начать карьеру в этой сфере, должен четко понимать, кто является заказчиками в государственных закупках. В частности потому, что различные категории заказчиков имеют стоимостные пределы в закупках. Кто такие заказчики в госзакупках, выясним в статье.

Напомним, что Закон Украины «О публичных закупках» (далее - Закон) определяет правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальных общин.

При осуществлении публичных закупок к  заказчикам относят субъектов, определенных в соответствии со статьей 2 Закона.

❗️ Изменения в законе О публичных закупках: что учесть

То есть в понимании указанного Закона заказчиками по категориям являются субъекты, которые:

  • осуществляют закупки товаров, работ и услуг и подпадают под определение и признаки, указанные в пунктах 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 2 Закона;
  • образованные государством или соответствующей территориальной общиной для удовлетворения общественных потребностей, которые должно обеспечить государство и которые тратят для этого публичные (бюджетные) средства.

В то же время определение принадлежности к заказчикам в понимании Закона, в том числе отнесение к определенной категории, осуществляется юридическими лицами самостоятельно на основании соответствующих нормативно-правовых актов и учредительных документов и приведенных в Законе признаков, информацией о которых обладают сами субъекты и / или их органы управления.

Хотя новички ищут «виды заказчиков в публичных закупках», правильно употреблять «категории заказчиков в публичных закупках».

Так, разделение заказчиков на категории установлено частью 4 статьи 2 Закона, а именно:

Первая категория - органы государственной власти и органы местного самоуправления, указанные в пункте 1 части первой настоящей статьи, в частности - орган законодательной власти, органы исполнительной и судебной власти, правоохранительные органы государства, органы местного самоуправления, объединения территориальных общин.

Вторая категория - органы социального страхования, указанные в пункте 2 части первой настоящей статьи, в частности - Пенсионный фонд Украины, целевые страховые фонды по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинского страхования и страхования на случай безработицы.

Третья категория - предприятия, учреждения, организации и их объединения, указанные в пункте 3 части первой настоящей статьи, в частности - юридические лица, обеспечивающие потребности государства или территориальной общины, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе, при наличии одной из следующих признаков:

  • юридическое лицо является распорядителем, получателем бюджетных средств;
  • органы государственной власти или органы местного самоуправления или другие заказчики обладают большинством голосов в высшем органе управления юридического лица;
  • в уставном капитале юридического лица государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов.

Что значит «осуществлением деятельности на промышленной или коммерческой основе»?

Если деятельность предприятий, учреждений и организаций при обеспечении определенной государственной или общественной надобности не ориентирована исключительно на получение прибыли на конкурентном рынке, а обеспечивает определенную общественную потребность (функцию государства) и не зависит от экономических рисков и затрат на нее то такая деятельность не является промышленной или коммерческой.

При этом государство через соответствующие нормативно-правовые акты, учредительные (уставные) документы юридических лиц и т.д., определяет цель деятельности таких субъектов, устанавливает способ, условия, цены, тарифы и осуществляет контроль за их деятельностью и выполнением публичных функций, направленных на обеспечение потребностей государства и / или территориальной общины.

Конфликт интересов в публичных закупках: что нужно знать заказчику

Касаемо признаков, по которым юридическое лицо является распорядителем или получателем бюджетных средств то определения этих терминов приведены в статье 2 Бюджетного Кодекса Украины, в частности:

распорядитель бюджетных средств это бюджетное учреждение в лице его руководителя, уполномоченное на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и долгосрочных обязательств по энергосервису, среднесрочных обязательств в сфере здравоохранения и осуществления расходов бюджета;

получателем бюджетных средств является субъект хозяйствования, общественная или иная организация, которая не имеет статуса бюджетного учреждения, уполномоченная распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получает на их выполнение средства бюджета.

Четвертая категория - юридические лица и / или субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования и соответствуют хотя бы одному из следующих признаков:

  • органам государственной власти, органам местного самоуправления или иным заказчикам принадлежит доля в уставном капитале юридического лица и / или предприятия в размере более чем 50 процентов или они обладают большинством голосов в высшем органе юридического лица и / или субъекта хозяйствования или правом назначать более половины состава исполнительного органа или наблюдательного совета юридического лица и / или субъекта хозяйствования;
  • наличие специальных или эксклюзивных прав - прав, предоставленных в рамках полномочий органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании любого нормативно-правового акта и / или акта индивидуального действия, ограничивающие осуществление деятельности в сферах, определенных этим Законом, одной или несколькими лицами, существенно влияет на способность других лиц осуществлять деятельность в указанных сферах.

✔️ Готовимся к тестированию от Минэкономики

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины в своем письме от 04.06.2020 года № 3304-04 / 34929-06 проинформировало, что конкретные критерии для определения наличия специальных или эксклюзивных прав в контексте Закона можно сформулировать на основании соображений, которые построены на логике "от обратного", то есть через понимание случаев, когда специальное / эксклюзивное право не возникает, в частности, если:

  • лица обладают такими правами не на основании любого нормативно-правового акта и / или акта индивидуального действия органов государственной власти или органа местного самоуправления;
  • лица обладают такими правами, однако такие права не ограничивают осуществление деятельности в сферах, определенных этим Законом, одной или несколькими лицами, существенно влияет на способность других лиц осуществлять деятельность в указанных сферах;
  • лица получили такие права по результатам конкурсов (тендеров процедур закупок), информация о проведении которых вместе с критериями отбора предварительно обнародовалась и присутствовала в публичном доступе, возможность участия в таких конкурсах (тендерах, процедурах закупок) не была ограничена и если предоставление таких прав осуществлялось на основе объективных критериев.

Для примера Минэкономики привело деятельность национального оператора почтовой связи «Укрпочта», который имеет исключительные права на осуществление определенных видов деятельности в сфере предоставления почтовой связи.

По определению отдельных сфер хозяйственной деятельности юридических лиц, относящихся для целей четвертой категории, то их перечень приводится частью второй статьи 2, в частности - это деятельность, осуществляемая в одной или нескольких из следующих сфер:

  • обеспечение транспортировки, распределения, хранения (закачка, отбора) и поставки природного газа в пользу третьих лиц (заказчиков), добычи природного газа и услуг установки LNG;
  • обеспечение производства, транспортировки и поставки тепловой энергии потребителям;
  • обеспечение производства, передачи, распределения, купли-продажи, поставки электрической энергии потребителям, диспетчерское управление и обеспечение отпуска электрической энергии до / из системы передачи / распределения и обеспечения функционирования рынка электрической энергии "на сутки вперед" и внутрисуточного рынка электрической энергии и балансирующий рынок электрической энергии и организация купли-продажи электрической энергии на этих рынках;
  • обеспечение производства, транспортировки и поставки питьевой воды, обеспечения функционирования централизованного водоотвода;
  • проведение оросительных, осушительных или осушительно-увлажняющих мелиоративных мероприятий, если объем воды, используемой для снабжения питьевой водой, составляет более 20 процентов общего объема воды, получение которой обеспечивают оросительные или осушительные системы;
  • предоставление услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, обеспечение функционирования городского электрического транспорта, в том числе метрополитена, и эксплуатация его объектов для предоставления услуг по перевозке, а также предоставление услуг по перевозке пассажиров автобусами в пределах городов, с соблюдением условий, определенных соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления на определенных ими маршрутах;
  • предоставление услуг автостанций, портов, аэропортов, услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов;
  • предоставление услуг почтовой связи;
  • разработка месторождений нефти и газа, месторождений угля и других видов твердого топлива, а также добыча нефти, угля и других видов твердого топлива.

В то же время в пунктах 1-3 части третьей статьи 2 определены отдельные направления хозяйственной деятельности юридических лиц, которые не считаются деятельностью в отдельных сферах хозяйствования.

Установленный подход касающийся заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, заимствовано из директив Европейского Союза о государственных закупках, с которыми украинское закупочное законодательство гармонизировано и касается, как правило, предприятий-монополистов, предоставляющих общественные услуги в пределах определенных отраслей.

Таким образом, установленное разделение на категории позволяет ввести четкое и однозначное отнесение указанных субъектов под действие Закона, а также создает определенное удобство для пользователей электронной системы закупок.

logo