Отмена тендера после заключения договора: судебная практика

30 липня 2021
64
Середній бал: 5 із 5
експерт, адвокатка зі спорів з контролюючими органами, консультантка з закупівель

Если участник, который не стал победителем, подал жалобу в АМКУ и вас обязали отменить решение о признании победителем другого участника, не спешите действовать. Возможно этого уже делать не нужно. При каких условиях, узнайте из анализа судебной практики.

Обстоятельства дела

 Заказчик 10.04.2020 г.. разместил объявление о проведении публичных торгов, на которые согласились Участник-1 и Участник-2.

Заказчик признал, что у Участника-1 тендерное предложение было наиболее экономически выгодным, но отклонил его, как такое, которое не соответствует квалификационным критериям и условиям. Через 8 дней было принято решение о намерении заключить договор о закупке с победителем - Участником-2.

Участник-1 не согласился с такими действиями заказчика и подал жалобу в постоянно действующую административную коллегию Антимонопольного комитета Украины (далее - АМКУ).


Как обжаловать решение Колегии АМКУ по рассмотрению жалобы

Решением постоянно действующей административной коллегии АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок от 04.06.2020 г., по результатам рассмотрения жалобы Участника-1, обязало Заказчика отменить: решение об отклонении тендерного предложения и решения об определении Участника-2 победителем процедуры закупки.

Протоколом заседания тендерного комитета Заказчика от 26.06.20р. было отменено протокол об отклонении тендерного предложения Участника-1 и протокол о признании Участника-2 победителем процедуры закупки.

Протоколом заседания тендерного комитета Заказчика от 03.07.2020 победителем процедуры закупки определено Участника-2, принято решение о намерении заключить договор о закупке с победителем. Сообщение о намерении заключить договор с истцом обнародовано на веб-портале Уполномоченного органа 03.07.2020 г.

В то же время Участник-2 (первичный победитель) подал жалобу, в удовлетворении которой было отказано решением постоянно действующей административной коллегии АМКУ от 03.08.20р.

28.08.2020 Заказчиком и Участником-1 заключен договор о закупке.

Одновременно, в этот же день, Окружным административным судом города Киева было принято постановление о принятии искового заявления к рассмотрению и открытие производства по делу по иску Участника-2 в АМКУ о признании противоправным и отмене решения постоянно действующей административной коллегии АМКУ от 04.06.2020р. То есть о том, что Заказчик должен был признать победителем Участника-1, а не Участника-2.

Далее протоколом тендерного комитета Заказчика от 07.09.2020 отменено закупку, на основании п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона № 922. Сейчас это предписание соответствует требованиям п.2 ч.1 ст.32 Закона № 922 и касается невозможности устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам публичных закупок.

То есть из-за того, что невозможно устранить нарушения, возникшие из-за выявленных нарушениях законодательства в сфере публичных закупок (сейчас уточнено, что нужно описать такие нарушения).

Участник-1 не согласился с отменой торгов и подал иск в хозяйственный суд. То есть, Участник-1 стал истцом, а Заказчик - ответчиком.

Правовые позиции судов первой и апелляционной инстанций

Хозяйственные суды первой и апелляционной инстанций поддержали правовую позицию истца (первый - иск удовлетворил, апелляционный поддержал решение суда первой инстанции), исходя из следующего.

Суды пришли к выводу, что законодательством Украины предусмотрены основания для отмены торгов именно на стадии проведения торгов, а не после установления соответствия предложения участника требованиям тендерной документации, требованиям Закона № 922 и заключения договора с определенным победителем торгов.

Суды указали, что с момента определения победителя торгов и установления соответствия предложения участника (истца по делу) требованиям тендерной документации и требованиям Закона № 922, также после подписания соответствующего договора, невозможно отменить процедуру закупки.

Дополнительно суды отметили, что сам по себе факт обжалования (иск Участника-2 в АМКУ) не является «нарушением законодательства по вопросам публичных закупок» и не может служить основанием отмены торгов в случае невозможности устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам публичных закупок.

Заказчик не согласился с решениями судов первой и апелляционной инстанции и подал кассационную жалобу в ВС.

Постановление ВС

Исследовав все материалы дела, ВС пришел к тому же правовому заключению, что и суды предыдущих инстанций. Правовая позиция ВС является чрезвычайно важной для всех заказчиков, ведь в случае возникновения споров, суды  будут использовать именно такую ​​правовую позицию.

Итак, ВС указал на то, что судами предыдущих инстанций установлено, что Участник-2 подал жалобу в АМКУ 13.07.2020 г.., Решение об отказе в удовлетворении жалобы получено 03.08.2020р., А договор с Участником-1 заключен до 28.08.2020р .

То есть, договор был заключен после рассмотрения жалобы АМКУ.

Кроме того, ВС не принял во внимание ссылки Заказчика (ответчика) на наличие факта обжалования решений АМКУ (от 04.06.20р. И от 03.08.20р.) в суд, поскольку сам факт обжалования не является «нарушением законодательства по вопросам публичных закупок» и не может служить основанием отмены тендера в случае невозможности устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам публичных закупок.

ВС указал на то, что с момента определения победителя торгов и установления соответствия предложения истца (Участника-1) требованиям тендерной документации и требованиям Закона № 922, невозможно отменить процедуру закупки, поскольку это нивелирует принципы и основные положения Закона № 922.

Суд отметил, что право на отмену торгов существует только на стадии до завершения процедуры торгов, а не после их завершения на стадии заключения договора с победителем. После заключения договора о закупке процедура закупки является завершенной.

Поэтому, ВС указал, что предписания Закона № 922 (сейчас это предусмотрено ч.10 ст.18) предусматривают, что жалобы, по заключенным договорам о закупке и их недействительности в соответствии с настоящим Законом, в том числе требования о возмещении убытков субъекту обжалования в результате нарушения настоящего Закона, рассматриваются в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, ВС пришел к выводу, что Заказчик не вправе отменять процедуру закупки после заключения договора.

Выводы

Заказчикам нужно внимательно формировать тендерную документацию и относиться к вопросу отклонения тендерного предложения.

Как указал ВС, отменить тендер можно только до завершения процедуры торгов.

В случае, когда договор является подписанным, торги отменить нельзя, впрочем есть опция - признать договор недействительным, но для этого нужно иметь «железобетонные» доказательства недействительности.

 ⚡️ Когда договор о закупке признают недействительным

logo