Принципы публичных закупок: что необходимо знать заказчику

24 серпня 2021
154
Середній бал: 5 із 5
експерт, адвокатка зі спорів з контролюючими органами, консультантка з закупівель

Принципы осуществления публичных закупок регламентированы Законом о публичных закупках. Не знание закона, как известно, не уберегает от ответственности за его нарушение. Какими принципами осуществления закупок должен руководствоваться заказчик, и какие последствия ждут его за нарушение действующего законодательства?

Статья 5 Закона № 922 регламентирует принципы (правила), по которым должны происходить публичные закупки в Украине. Нарушение этих принципов может иметь негативные последствия для заказчика: от штрафов на его уполномоченных лиц к проблемам с получением предмета закупок от победителя. Поэтому заказчикам нужно всегда помнить о шести основных принципах осуществления публичных закупок. Стоит обратить внимание, что в публичных закупках решение принимают как заказчики, так и участники, поэтому эти принципы распространяются на всех участников данных правоотношений.

Рассмотрим каждый из принципов закупок отдельно.

Свежие изменения в закупочном законе: что учесть

Добросовестная конкуренция среди участников

Это правило скорее касается  участников, чем  заказчиков. Для последних важнее принцип недискриминации. Впрочем, несоблюдение этого принципа, со временем, может негативно сказаться и на заказчике.

Нередки случаи, когда участники с целью скорейшего проведения тендера выставляют в качестве еще одного участника свое «дружественное» предприятие. Речь идет как о связанных лицах, так и о вполне независимых друг от друга предприятиях, которые согласились «помочь» другому принять участие в тендере.

В таком случае АМКУ может признать, что участники нарушили п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона № 2210 и исказили результаты торгов, аукционов, конкурсов, тендеров.

На первый взгляд, для заказчика негативные последствия не наступают, ведь не он нарушил законодательство. Однако с течением времени заказчик может потерять ценного поставщика, если окажется, что он ранее искажал результаты торгов. Так, п 4 ч. 1 ст. 17 Закона № 922 предусматривает, что заказчик обязан отклонить тендерное предложение участника или отказать в участии в переговорной процедуре, если такого участника в течение последних трех лет было привлечено к ответственности за данное нарушение - искажение торгов.

Итак, хотя этот принцип прямо не влияет на действия заказчика, но он может вызвать негативные последствия позже.

Максимальная экономия, эффективность и пропорциональность

Одним из важнейших мотивов введения института публичных закупок было то, что деньги государства, а вместе с тем и заказчиков, нужно использовать экономно. Поэтому неудивительно, что максимальная экономия стала одним из принципов публичных закупок.

Правило эффективности означает, что каждая копейка из бюджета заказчика не должна быть потрачена впустую. А если за наименьшие деньги заказчик получит лучшее качество, то одновременно с правилом эффективности, и требования по пропорциональности будут сохранены.

То есть заодно с низкой ценой заказчик хочет получить предмет закупки надлежащего качества. Например, при наличии аномально низкой цены, заказчик может отклонить такое ​​тендерное предложение, если участник не дал должного обоснования указанной в нем цены или стоимости. Также, если у участника самая низкая цена, но он не смог подтвердить, что он имеет (или может привлечь вовремя) определенное оборудование, или соответствующее количество работников (человек) соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт, это возможно и соответствует принципу экономии, но правилу эффективности и пропорциональности - нет. Так, цена возможно наименьшая, но работы будут выполняться, например, не месяц, а полгода.

Еще один из примеров указанного принципа - постоянное повышение цены после заключения договора. Действительно, цена участника может быть низкой на момент заключения договора, но он может ее постоянно увеличивать, тем самым уменьшая количество полученных благ заказчиком. Например, цены на топливо и электроэнергию можно увеличивать, при определенных условиях, ежедневно.

Следовательно, приведенный принцип является очень важным в осуществлении закупок. И хотя не все зависит от воли заказчика, можно составить некий «черный список» не совсем надежных поставщиков и избегать их предложений в будущем.

Открытость и прозрачность на всех стадиях закупок

В соответствии с предписаниями ст. 10 Закона № 922, информация о закупке обнародуется и является доступной для всех желающих.

Сейчас перечень информации о закупке, которая должна быть обнародована (открыта) указан в ч. 1 ст. 10 Закона № 922.

А согласно ч. 6 ст. 10 Закона № 922, доступ к информации, опубликованной в электронной системе закупок, является бесплатным и свободным.

То есть с целью сохранения средств государства (местной общины) действует правило, согласно которому любую закупку можно отследить. Поэтому теоретически,  любое лицо которое обнаружит, что публичная закупка происходит с нарушением,  сможет сообщить об этом в соответствующие государственные органы.

На практике больше шансов получить реакцию от соответствующих органов является у участников закупки (например, пожаловаться на дискриминацию).

Впрочем, указанный принцип дает возможность распространить кому-либо информацию о завышенной цене, которую предлагают участники. А, получив резонанс в обществе через СМИ, заказчик уже не сможет спокойно приобрести, скажем, ноутбуки за 500 тыс. грн за 1 шт.

Поэтому правило, которое обеспечивает открытость и прозрачность каждой закупки идет на пользу всем налогоплательщикам, которые фактически формируют средства на расходы заказчикам.

Недискриминация участников и равное отношение к ним

Как уже отмечалось выше, этот принцип частично перекликается с принципом добросовестной конкуренции. Впрочем недискриминация зависит от того, как заказчик сформирует тендерную документацию.

Больше деталей по данному принципу вы узнаете в статье «Дискриминационные требования в тендерной документации: на что обратить внимание заказчику».

Принципы публичных закупок: что необходимо знать заказчику
ЯРОСЛАВА ДУБРОВА,консультант по публичным закупкам, Киев
ВС ОБЪЯСНИЛ ➤ Когда и на каких основаниях менять цену за единицу товара➤ Какие риски подстерегают того, кто увеличивает цену дополнительными соглашениями

Объективное и беспристрастное определение победителя процедуры закупки / упрощенной закупки

Этот принцип заключается в том, что прежде чем принять (или отклонить) определенное предложение от участника, заказчик должен ее детально исследовать, учесть все моменты и принять решение, так сказать «на холодную голову».

То есть, если участник из Харькова обещает поставить определенный товар по самой низкой цене в Ужгород, заказчик должен исследовать характеристики предложенных ТМЦ, размер цены, и отнюдь не территорию, где расположен участник.

Одновременно, если речь идет о продуктах питания, особенно летом, даже самые выгодные условия поставки не смогут полностью быть приемлемыми. К примеру, если заказчик - из Одессы, а поставщик - из Сум, ведь расстояние между городами велико. В этом случае, предложение участника может быть акцептировано только при условии, если такой участник подтвердит наличие у него морозильной камеры в транспортном средстве, чтобы пищевые продукты сохраняли свежесть при транспортировке.

Также не может быть победителем предприятие, владельцем которого является троюродный брат мужа уполномоченного лица заказчика. Попросту говоря, если возникают какие-либо сомнения в беспристрастности должностных лиц заказчика, лучше таких слухов (подозрений) избегать. Ведь внимательные участники, которые проиграли тендер, могут обвинить заказчика в необъективности.

Кроме этого, заказчику нужно внимательно сравнивать тендерное предложение участника-победителя с собственной тендерной документацией, в частности, квалификационным критериям. Ведь, согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 922, заказчик отклоняет тендерное предложение с указанием аргументации в электронной системе закупок в случае если участник не соответствует квалификационным (квалификационному) критериям, установленным ст. 16 этого Закона и / или имеются основания, установленные ч. 1 ст. 17 Закона № 922.

Предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений

С одной стороны, это важный принцип, с другой - он несколько субъективен. Впрочем, стоит помнить об этом.

Участники, как резиденты, так и  нерезиденты, всех форм собственности и организационно-правовых форм участвуют в процедурах закупок / упрощенных закупках обязательно на равных условиях. При этом заказчики должны обеспечить свободный доступ всех участников к информации о закупке, предусмотренной Законом № 922.

Если возникли спорные ситуации, то и заказчики, и участники, и субъект обжалования в т.ч. их представители обязаны добросовестно пользоваться своими правами, предусмотренными Законом № 922. При этом запрещается злоупотребление правами, в т.ч. правом на обжалование решений, действий или бездействия заказчика.

⚡️ Ответственность за нарушение законодательства о закупке: как считать

Также должностные лица заказчиков должны избегать любых действий, которые могут быть признаны «коррупционными». В частности, речь идет о так называемых «откатах», когда должностное лицо заказчика принимает не самое выгодное предложение, взамен получает за это от участника (будущего победителя) определенную материальную выгоду. Кстати, речь идет не только о деньгах но и о, скажем, бесплатном строительстве участником-победителем определенного объекта для должностного лица заказчика.

Также для соблюдения этого принципа в Закон № 922 были внесены предписания, по которым заказчик должен отклонить тендерное предложение участника (ч. 1 ст. 17 Закона № 922) или отказать в участии в переговорной процедуре закупки если:

  • физическое лицо, являющееся участником процедуры закупки, было осуждено за уголовное преступление, совершенное из корыстных побуждений (в частности, связано со взяточничеством и отмыванием средств), судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке;
  • служебное (должностное) лицо участника процедуры закупки, подписавшего тендерное предложение (или уполномоченное на подписание договора в случае переговорной процедуры закупки), было осуждено за уголовное преступление, совершенное из корыстных побуждений (в частности, связано с взяточничеством, мошенничеством и отмыванием средств ), судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке.

То есть Закон № 922 устанавливает правило, согласно которому, если еще не снята судимость с лица,которое хотя бы один раз оступилось и получило судимость, то оно не может представлять интересы участника. Иначе это будет расценено, как не соблюдение заказчиком принципа «предотвращение коррупции».

Итак, следуйте принципам публичных закупок, внимательно изучайте требования законодательства, а в спорных ситуациях обращайтесь за помощью к надежным источникам.

Кстати, в журнале ««Госзакупки» » работает круглосуточная Горячая линия Госзакупок

logo