Электронный каталог — это инструмент в системе Prozorro. Закупка с его использованием задумана как альтернатива закупки без применения электронной системы и упрощенной закупки. По функционалу электронный каталог Прозоро подобен крупным интернет-магазинам, которые публикуют информацию о своих товарах, а покупатели заказывают у них такие товары. Каковы условия и особенности использования э-каталога Prozorro-Market? Как он работает и в чем его преимущества для заказчика?
Когда используется э-каталог
Понятие и основные принципы использования электронного каталога (далее – э-каталог) определены в Законе «О публичных закупках» (далее – Закон № 922).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 данного Закона электронный каталог::
- это систематизированная база актуальных предложений;
- формируется и сопровождается централизованной закупочной организацией (далее - ЦЗО) в электронной системе закупок;
- используется заказчиками для отбора поставщиков товаров, стоимость которых меньше стоимости, установленной в п. 1–3 ч. 1 ст. 3 Закона № 922.
Таким образом, заказчик может использовать э-каталог при условии, что:
- закупается именно товар, а не работы или услуги;
- стоимость этого товара меньше стоимостных пределов для процедур закупок (200 тыс. грн, а в отдельных сферах хозяйствования — 1 млн грн).
В ст. 3 Закона № 922 урегулирован вопрос использования э-каталогов для «допороговых» закупок и тех, которые подпадают под упрощенный порядок, а именно:
1) при закупке товаров стоимостью до 50 тыс. грн (с соблюдением принципов осуществления публичных закупок), заказчики:- могут использовать ЭСЗ, в том числе электронные каталоги;
- обязаны обнародовать в ЭСЗ отчет о договоре о закупке, заключенном без использования ЭСЗ, если такие закупки проводятся вне ЭСЗ (п. 3 ч. 3 ст. 3). А если закупка проводится через э-каталог, то такой отчет также нужен, но он формируется автоматически в ЭСЗ;
2) использование э-каталога — одно из оснований неприменения порядка проведения упрощенных закупок (п. 7 ч. 7 ст. 3 Закона № 922), то есть альтернатива их применению. В таком случае также обнародуется отчет о договоре о закупке, заключенном без использования ЭСЗ.
Следует обратить внимание, что полноценная реализация нормы об использовании э-каталога вместо упрощенной закупки стала возможной благодаря утверждению постановлением КМУ от 14.09.2020 № 822 Порядка формирования и использования электронного каталога (далее – Порядок № 822).
Как функционирует э-каталог Прозоро-Маркет
Э-каталог, наряду с другой закупочной информацией, хранится в центральной базе данных. Подключенные к нему авторизованные электронные площадки (на сегодняшний день это e-tender.ua; zakupki.prom.ua; dzo.com.ua; tenders.all.biz; smartTender.biz; tenderonline) получают информацию и отображают ее в своем разделе Prozorro Market.
Все площадки содержат одинаковую информацию из каталога (те же профили, предложения и цены), но каждый из них использует для работы свой интерфейс, свои правила применения фильтров и т. п. Поэтому и сама информация отображается на разных площадках по-разному.
Следует заметить, что авторизованные электронные площадки оплачивают доступ к э-каталогу, тогда как заказчики пользуются им бесплатно.
Преимущества закупки через Prozorro Market
По своей простоте и скорости закупка через э-каталог подобна закупке вне ЭСЗ. Впрочем, использование Prozorro Market — дело добровольное для заказчиков. В то же время, его преимущества заслуживают внимания.
Во-первых, при закупке товара через Prozorro Market заказчик экономит время и ресурсы. Ведь включенные в каталог поставщики товара уже прошли отбор — их квалификация проведена ЦЗО (администратором э-каталога). Кроме того, заказчик может быть уверен, что такие поставщики готовы работать с ним на условиях постоплаты.
Во-вторых, чтобы начать закупать через э-каталог, заказчику достаточно лишь зарегистрироваться на авторизованной электронной площадке, подключенной к Prozorro Market.
Изменения в Законе № 922: что нового в закупках через ЦЗО
Структура э-каталога
Элементами каталога являются категории товара и профили товара. Рассмотрим, что обозначают эти понятия, руководствуясь определениями из Порядка№ 822.
Категория товара — это совокупность профилей товара, сформированных по показателям третьей–восьмой цифр в пределах одного раздела основного словаря национального классификатора Украины ДК 021: 2015 «Единый закупочный словарь» (на сегодняшний день действует классификатор, утвержденный приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 № 1749).
Каждая категория подразделяется на подкатегории, которые, в свою очередь, объединяют определенное количество профилей.
Например, в такую группу товаров, как «Нефть и дистилляты», входят товары трех категорий: бензин; газ сжиженный; дизельное топливо. Категория «Бензин» подразделяется на подкатегории: бензин А-92(Евро 5), бензин А-95(Евро 5). Перейдя в подкатегорию, найдем отдельные предложения товаров и их цены. Этот товар можно найти в э-каталоге и по конкретной сети автозаправок — ОККО, Amиc, Motto, БРСМ-нефть, WOG, Glusco, Авіас и др.
Таким образом, по конкретным признакам заказчик может выбрать необходимое ему горючее.
На сегодняшний день Prozorro Market содержит более 500 категорий товаров, наиболее популярными из которых являются:
- компьютерное оборудование;
- машины для обработки данных (аппаратная часть);
- медицинское оборудование и изделия;
- медицинские материалы;
- сетевое оборудование;
- нефть и дистилляты.
- офисное оборудование и принадлежности разные;
- фармацевтическая продукция;
- фотокопирующее и полиграфическое оборудование для офисной печати.
Профиль товара — это совокупность характеристик товара в пределах определенной администратором категории товара, которым может соответствовать один или несколько товаров.
Речь идет о конкретном описании товара, технических и качественных требований к нему. Благодаря этому описанию поставщики могут предлагать товары, соответствующие такому описанию.
Таким образом, аналогичные товары объединены в профили, что позволяет заказчику сравнивать их и искать товар по наиболее выгодной цене. Цена товара в э-каталоге на момент заказа актуальна. Ведь законодательство обязует поставщика в случае изменения цены, указанной им при размещении предложения, обновлять информацию о таком предложении. Поэтому, если заказчик делает заказ в э-каталоге, площадка проверяет актуальность цены в центральной базе данных.
Отбор поставщика заказчиком
Отбор заказчиком поставщика через э-каталог имеет свои правила, установленные Порядком № 822. А именно, если закупается товар, стоимость которого:
- превышает 50 тыс. грн — заказчик отбирает поставщика путем формирования заказа в э-каталоге (п. 53 Порядка № 822);
- равна или превышает 50 тыс. грн и меньше стоимостных пределов для процедур закупок, — путем запроса цены предложений поставщиков (п. 56 Порядка № 822).
То есть фактически речь идет о закупках двух видов через э-каталог: прямые (как в обычном интернет-магазине) и через запрос цены предложений. Алгоритм проведения каждого из этих видов закупки детально прописан в Порядке № 822 и реализован в ЭСЗ.
Вывод
Использование Prozorro Market имеет много преимуществ. Покупать через него вовсе не сложно. Для этого не нужно ни составлять тендерную документацию, ни рассматривать предложения.
Процесс закупки через э-каталог полностью автоматизирован. Заказчик просто выбирает в е-каталоге товар с нужными характеристиками по выгодной цене и от надежного поставщика и заказывает товар.